
Свастика в Красной Армии: какие части и почему носили этот символ.
Наша страна, как сумела, в условиях пандемии, отметила 75 годовщину великой Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому, я бы хотел поднять одну очень щепетильную тему и хочу быть правильно понятым. Мой отец – 1922 г. рождения, прошёл всю войну в составе частей Ленинградского и Забайкальского фронтов и был награждён несколькими орденами и медалями. Поэтому я бы не хотел прочитать упрёки в свой адрес по поводу данной темы. Но я считаю, что история должна быть интересна людям такая, какая она есть или была, а не «причёсанная» и не выборочные факты из неё. Я, почему-то, уверен в том, что предлагаемую тему знает мало людей.
В наше время этот символ прочно ассоциируется с идеологией и философией зла, а ст. 20.3. КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» предусматривает административную ответственность. Однако такое морально-этическое значение свастика имела не во все времена нашего государства. Более того, в определенный период этот знак носили даже красноармейцы - правда, задолго до прихода к власти в Германии бесноватого ефрейтора с мелкими усиками...
Обнаружился этот факт внезапно. Когда я пытался найти в сети Интернет информацию об одном современном юбилейном наградном знаке, нашёл картинку наградного знака РККА с изображением свастики. На пехотной шинели красноармейца, образца 1918 года, я увидел нарукавную нашивку со свастикой.
Знак командира (золотое и серебряное шитье).
Знак рядового красноармейца (простая трафаретная печать).
Все по приказу.
Не будем ходить вокруг да около: алые нарукавные нашивки с золотой свастикой вводились в войсках РККА Юго-Восточного фронта, воевавшего против частей Деникина. Но, во-первых, существовали они очень недолго - с ноября 1919 по 1920 год, а во-вторых, предназначались отнюдь не для всех, а только и исключительно бойцов калмыцкой дивизии - как отличительный знак. Да и названа эта фигура в приказе от утверждении вовсе не свастикой, а знаком "люнгтн".
«Приказ войскам Юго-Восточного фронта №13 гор. Саратов 3 ноября 1919 года»
Утверждается отличительный нарукавный знак калмыцких формирований, согласно прилагаемых чертежа и описания. Право ношения присвоить всему командному составу и красноармейцам существующих и формируемых калмыцких частей, согласно указаний приказа Революционного военного совета республики с. г. за №116. Командующий фронтом Шорин
Член Революционного военного совета Трифонов
Врид. начальника штаба Генерального штаба Пугачев».
Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с. г. №213
Описание
Ромб размером 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого «люнгтн» с надписью «Р. С. Ф. С. Р.». Диаметр звезды — 15 мм, венка 6 см, размер «люнгтн» — 27 мм, буква — 6 мм.
Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный.
Звезда, «люнгтн» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев — желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)».
Носилась такая нашивка на левом рукаве, на уровне плеча.
Кроме того, для бойцов этой же дивизии был установлен особый наградной знак - тоже со свастикой. То есть, прошу прощения, с "люнгтн".
Таинственный знак люнгтн.
Долгие годы геральдисты-любители считали, что «люнгтн» - это какая-то аббревиатура, а значит, может быть расшифрована. В действительности оказалось все и проще, и сложнее одновременно.
Более удобный для русского уха вариант этого названия - "лунгта". Это характерный для всего буддийского Востока символ, означающий коловращение жизненной энергии, вихрь, приносящий изменения. Калмыки - как раз буддисты, а по своему значению «лунгта» вполне соответствовала духу революционного времени, стоит только вспомнить слова из песни: «весь мир насилья мы разрушим...».
В дальнейшем в СССР любое использование свастики в художественных и геральдических целях было фактически запрещено знаменитым письмом наркома народного просвещения Луначарского от 1922 года. Нарком "зарубил" свастику и любые похожие на нее знаки именно из-за того, что она набирала популярность у немецких крайних правых, которые считались в СССР ярыми реакционерами - у группы «Оргеш».
Оргеш - Оргэш, Оргеш-Орка, «Организация Эшериха» (нем. Organisation Escherich или, сокращенно, нем. Orgesch) — одна из первых фашистских организаций в Германии (главным образом в Баварии), возникшая в 1918 г. Оргеш представляла собой военизированные союзы самообороны[ баварской «гражданской милиции». Основателем организации был Георг Эшерих.
Что впоследствии стало со свастикой, всем хорошо известно...
В ноябре 1922 года в газете «Известия» было опубликовано (ныне прочно забытое) «Предупреждение» А.В. Луначарского. Нарком просвещения писал:
«На многих украшениях и плакатах» по недоразумению употребляется орнамент, называющийся свастикой (показан равноконечный крест с загнутыми концами влево). Т.к. свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление».
Итак, Луначарский по сути прямо запретил использование свастики. И хотя наказание за нарушение не было установлено, все понимали, что в действительности за ним дело не станет – революционное время было слишком кровавым. Свастика постепенно исчезла из наглядной агитации советской повседневности. Хотя до 1924 г. ее все еще продолжали использовать в нарукавных знаках красноармейцев ряда частей.
Накануне Великой Отечественной войны в деревню Вологодской области заехал сотрудник НКВД. Во время ужина он заметил висевшее на божнице полотенце-убрус, в средине которого светом лампады высвечивалась большая сложная свастика, а по краям шли узоры из небольших ромбических крестов с загнутыми концами. Увидев свастику, глаза у гостя стали от возмущения яростными, хозяину еле удалось его успокоить, объяснив, что помещенный в середине убруса знак не свастика, а «Косматый Ярко», а узоры на боковых полосах – это «гуськи». Сотрудник НКВД обошел всю деревню и убедился, что «ярки» и «гуськи» имеются в каждом крестьянском доме.
Подобных случаев множество, начиная с 30-х гг. ХХ в. комсомольцы боролись со свастикой. Во время войны спецотряды НКВД изымали у сельского населения вещи со свастикой и уничтожали. До сих пор коренные жители Севера хранят память о 40-х годах прошлого столетия, когда им запретили вышивать крест с загнутыми концами на одеждах, исконно бытовавших в их культуре.
Показателен случай в Демидовском районе, со слов основателя музея «Смоленские украсы» В.И. Грушенко. В 80-х гг. ХХ в. он зашел в местный краеведческий музей к директору, которого застал за любопытным занятием. Директор, немолодой уже мужчина, срезал бритвой кресты с загнутыми концами с музейных божников-полотенец. Нисколько не смутившись, он пояснил, что ему неудобно перед посетителями и гостями, а особенно перед начальством, за «фашистскую свастику» на местных божниках. Пример показывает, сколь сильна была большевистская «антисвастическая прививка» у старшего поколения спустя почти 60 лет после запрета ярги.
Для современного общественного мнения, среди наших соотечественников, также характерно преимущественно недопонимание ярги и ее историко-культурное значение не только для русской культуры, но и для культур большинства народов России, где ярга-свастика является одним из основных знаков одежды, обрядов и обычаев.
Существующий ныне законодательный запрет на фашистскую символику трудно отделить от запрета на использование ярги, и поэтому он, по сути, продолжает социокультурную политику большевиков-ленинцев 20-30-х гг. запрещавших Бога, веру и народную культуру.
Во время Великой Отечественной войны работники Каргопольского краеведческого музея уничтожили целый ряд редчайших вышивок, содержащих свастики. Подобное истребление музейных ценностей, содержащих свастику, проводилось повсеместно, и не только в музеях. Эти действия к культуре были закономерны. Они вырастали из политики Советской России, провозгласившей воспитание нового человека и построение нового мира, в котором русской истории и народной культуре места не предусматривалось. В военные годы был и дополнительный предлог в усилении давних намерений по искоренению народной культуры – в грозное военное время свастика показывалась знаком врага, представлялась знаком изуверства и не человечности.
В 1980-е издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея». На одной из цветных вкладок был изображен подвес, на котором среди других узоров встречались кресты с загнутыми концами. При изготовлении пробных отпечатков в типографии ГДР немецкие исполнители обвели их на контрольном отпечатке и поставили знак вопроса. В результате вышедший из печати альбом уже не содержал изображений «крестов с загнутыми концами».
Просьба к читателям - не пытайтесь меня упрекнуть в пропаганде фашистской символики. Я написал о символах нашего - Российского государства, а из истории, как из песни - слов не выбросишь.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Статья: Доигрались. «Светофор» все-таки массово закрывается. Что же нам толкали под видом дешёвки?,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: «Россиян будут штрафовать на 15 000 рублей за входные двери, открывающиеся наружу» — разоблачаем очередной фейк,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Нулевая легитимность! В Раде проголосовали против продолжения полномочий Владимира Зеленского,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: ЕС обнародовал новый пакет санкций против России. Трапм злится: деньги для Украины воруют, а винят во всём хаос,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Елена Ваенга остановила концерт из-за внезапного ЧП в зале,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Фашисты надолго, если не навсегда, опошлили позитивный когда-то знак. После Великой Отечественной он ни с чем другим, кроме фашизма, не ассоциируется.
"...не ассоциируется.." Как, впрочем, и орган под названием "ПОЛИЦИЯ"...
Я знаю, что свастика - языческое изображение Солнца. К сожалению, этот знак получил печальное употребление. Права была Советская власть, введя ограничения в его применении. Но, правда, перестаралась. Мало было грамотных людей...
Елена, фашисты избрали его своим символом. Поэтому он попал под запрет как фашисткая символика. Данный знак исходит ещё из древней Индии.
То, что автор называет свастикой, то в древнем мире у славян назывался этот символ (кругооборотом солнца). Этот символ солнца до сих пор используют японцы, в Тибете, и как правильно указал автор в буддизме. В Гитлеровской Германии его использовали на оборот, в это и есть разница между детьми светлого солнца, и темного солнца. Уходит глубоко в мистические учения всех народов мира до нашей эры. Как пентаграмма есть в прямом положении и в перевернутом (используется сатанистами). Если вы внимательно посмотрите на фашистскую символику, то увидите, отличая в направлении. Поскольку германия была вся пропитана оккультными организациями, то и символы они брали от туда, что и подразделение СС.
Статья-огонь. Спасибо. Даже я,много лет занимающийся коллекционированием предметов СССР и Германии с 1921 г. по 1954 г,узнал много нового. Респект однозначно.
Спасибо за оценку, Григорий. Приятно иметь дело с понимающими людьми. Какая-то Светлана из Тюмени написала своё безграмотное и нетактичное мнение, которое я удалил.
Дураков не сеют и не жнут-они сами плодятся...