Владимир Викторович (сам себе юрист)
Владимир Викторович (сам себе юрист)Подписчиков: 3634
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг517.4к

В России принят антиконституционный законопроект

9 027 просмотров
6 334 дочитывания
219 комментариев
Эта публикация уже заработала 330,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Шито-крыто

Законопроект №759 897−7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» принят Госдумой по втором чтении.

Законопроект о регистре, содержащем сведения о населении, внесен был еще в 2019 году, в первом чтении был принят давным-давно, но был «застопорен» народным протестам. После этого он очень долго шел к своему второму чтению, и вот внезапно, когда все сидят по домам в рамках «самоизоляции», в четверг 16 апреля он срочно выносится на второе чтение и в пятницу на следующий день с утра он успешно принимается, то есть фактически у общественности и экспертов не было никакой возможности даже ознакомиться с содержанием законопроекта ко второму чтению.

Между тем внесены в него были поправки, как сами депутаты сказали, около 30 процентов закона исправлено, поэтому тут очень большой вопрос по поводу того, насколько это все легитимно, то есть никто из общественности не был ознакомлен с финальной версией принятого во втором чтении законопроекта заблаговременно, и все это преподносится как законопроект необходимый к срочному принятию для борьбы с коронавирусной инфекцией.

Связь непонятна абсолютно, т.к. он касается исключительно сбора и обработки персональных данных из разных государственных информационных систем.

Единственным объяснением тому, почему так срочно под покровом ночи практически все это публикуется и принимается, может быть то, что органам власти и тем, кто проталкивал этот законопроект, нужно было исключить возможность противодействия принятию этого закона.


Основные принципы законопроекта

Он устанавливает основы формирования и ведения регистра населения для сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты сведений, которые собираются в этот реестр (фамилия, имя, отчество, дата/место рождения/смерти, гражданство, все идентификаторы существующих сведений из разных сфер жизнедеятельности (ИНН, СНИЛС, медицинский полис, документы об образовании, квалификации, обучении, регистрация в службе занятости, о воинском учете, о семейном положении, о детях и родителях и т.д.), то есть из абсолютно разных информационных баз данных все предполагается «слить» в одну базу данных на каждого человека, присвоить этому "файлу-досье" некий единый номер, под которым это все будет непрерывно актуализироваться.

Цель этого регистра в статье 4 названа «создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их актуальность». Что такое регистр? Регистр – это система учета сведений. И что получается: система учета сведений имеет целью учет сведений – «замечательное» юридическое обоснование цели создания регистра (не выдерживает никакой критики), сбор сведений ради сбора сведений.

Юридически это несостоятельно: ссылаясь только на это, можно говорить о том, что закон абсолютно неприемлем. Но это еще "цветочки"... В этот регистр собираются вводить данные не только о россиянах, но и об иностранцах, о лицах без гражданства, проживающих и работающих в России, и, как сказано в законопроекте, вносятся туда только актуальные данные. При этом все органы и информационные системы, которые ведут базы данных, обязаны передавать данные в регистр и нести ответственность за несвоевременность и недостоверность передаваемых сведений.

Для граждан же это значит, что никакого согласия граждан на передачу данных в регистр не требуется.


Возникает большой вопрос – а что у нас со статьей 24 Конституции?

Часть 1 статьи 24 Сбор хранения и использования распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются

У нас Конституции имеет какое-то значение в нашей стране или нет? Если сейчас управление нашими персональными данными все-таки находится в наших руках (да, часто нарушается, но закон о персональных данных дает нам право запрещать передачу данных если мы против этого), то здесь такое право не просто игнорируется законом, более того органы власти под угрозой ответственности обязаны передавать данные.

В уголовном кодексе есть такая статья...

незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих ли личную семейные тайны без его согласия наказывается лишением свободы на срок до 2 лет, а если это деяние совершается с использованием служебного положения - до 4 лет

а тут что получается мы игнорируем Конституцию, игнорируем Уголовный Кодекс и передаем данные в этот регистр.

Если кто-то попытается возразить типа "извините, но это не ваши данные, это уже не касается вашей частной жизни" - извините, но юридически персональные данные (а это конфиденциальная информация) относятся к частной жизни лица. Есть ряд юридических материалов, которые доказывают такую позицию:

-определение Конституционного суда от 29 сентября 2011 года № 1063,

-комментарии к Конституции под редакцией Зорькина и Миндрова

-и т.д.

то есть персональные данные относятся к объекту конституционно-правовой защиты по статье 23, 24 Конституции

И на самом деле главной целью здесь является конечно обеспечение просто удобства для тотального контроля над данными граждан. Но согласно статьи 55 Конституции удобство чиновников не является основанием для ограничения прав граждан. На эту тему неоднократно высказывался Конституционный суд, например постановление кондиционного суда от 22 июня 2010 года 14 п

цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод

Идем далее.

В законе о персональных данных есть статья 5 в которой сказано что не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой. Попросту говоря имеется ввиду что разнородные данные, которые хранятся в разных информационных системах

операторами которых являются разные госорганы с разной компетенцией нельзя сливать в одну базу потому что именно такой технический способ позволяет обеспечить неприкосновенность частной жизни.

А здесь сливаются в одну базу разнородные данные.

Смотрим дальше

Кто получает доступ ко всей этой большой базе со всеми нашими данными из разных источников? Все государственные органы - вроде как для оказания госуслуг, но не детализировано, то есть фактически получается они общий доступ получат. Но у нас еще есть МФЦ, которые в рамках оказания госуслуг могут привлекать для реализации своих функций иные организации и законодательство при этом не устанавливает никаких ограничений даже по организационно-правовой форме структур, которые могут привлекать МФЦ (лишь бы была сеть филиалов, правильные каналы связи и интернет).

Получается что у нас к такой огромной базе получат доступ неизвестно кто. Через МФЦ сколько было утечек, сколько передач в СМИ про это было, а тут получится расползание личных данных граждан по рукам самых разных третьих лиц которых на практике очень будет сложно установить и блокировать - попробуй найти концы.

Следующий пункт по поводу того, что все наши данные будут собираться в один файл-досье. Этому файлу будет присваиваться некий номер, то есть на каждого человека будет сделана одна запись в этом реестре с уникальным не сменяемым посмертным номером. То есть каждый Иванов Иван Иванович будет существовать в этом регистре не под Ивановым,, а под номером, на который будет слиты все данные из других информационных систем, а фамилия имя отчество - это будет лишь одно из сведений

(почувствуйте разницу) - ты номер, а твое имя - это сведения, наряду с датой рождения, инн и прочим... внутри файла. Между тем согласно Гражданского кодекса

Статья 19 ГК РФ
1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Статья 150 ГК РФ
1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Т.е. здесь происходит подмена. А еще на нюрнбергском процессе говорилось что присвоение вот таких номеров это преступление против человечности. И что мы имеем в годовщину 75-летия победы? Принимается закон который признает идентификатором гражданина - номер. И это на государственном уровне. А между тем по 21 статье Конституции

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

В самом законе персональных данных сказано о том что законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в информационных системах и использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных. Но в этой же статье имеется еще одна часть в которой сказано - не допускается использование оскорбляющих чувства граждан его унижающие человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных идентификации.

Немного о зарубежной практике.

Давайте посмотрим на Англию - у них такой регистр населения был сначала создан, но спустя четыре года было принято решение об отказе от этого регистра, а власти прямо признали что он нарушает неприкосновенность частной жизни и создает угрозу безопасности.

В Португалии в Конституции прямо запрещено присвоение гражданам идентификаторов. В Венгрии конституционным судом аж в 1991 году было признано присвоение гражданам номера антиконституционным.

В Новой Зеландии тоже нет такого идентификатора - общественность решительно выступала против присвоения этого номера и такой закон был принят а 1993 году который фактически запрещает правительству создавать такой идентификатор.

А у нас... какими бы супер современными ни были средства защиты, все мы понимаем что хакеры тоже работают и безусловно этот регистр рано или поздно будет взломан. Еще в доктрине информационной безопасности, утвержденный указом президента в 2016 году прямо сказано что возрастает в настоящее время масштабы компьютерной преступности, увеличивается число преступлений связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части касающейся неприкосновенности частной жизни, личной семейные тайны

Взлом системы персональных данных в Индии занял 10 минут и стоил всего 8 долларов, а в 2018 году директор ЦРУ заявил о планах ведомства расширить масштабы сбора информации о России и пообещал "больше инвестировать на сбор информации по самым сложным вопросам ". Вам не кажется что такой регистр это просто подарок для ЦРУ и всех наших недоброжелателей (и не только внешних, но и внутренних).

То есть этот законопроект выступает как провокация компьютерной преступности.

Еще непонятно как этот проект соотносится с поручением Президента Председателю правительства в 2017 году, в котором было сказано что "в целях повышения информационной безопасности госинформационных систем и защищенности персональных данных граждан обеспечьте пожалуйста минимизацию состава обрабатываемых персональных данных необходимых для решения возлагаемых на нформационные системы задач" ... А мы видим максимизаци.

И последний пункт поручения президента - хранение персональных данных в электронном виде в информационных системах по месту возникновения данных. Регистр это прямое нарушение поручения Президента.

Ну а говорить о том сколько наших же денег будет вложено в реализацию всего этого нет смысла, и так всё понятно.

Вот поэтому бороться с этим законопроектом надо.

Проголосовали:1 134

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

219 комментариев
Понравилась публикация?
316 / -13
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 219
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66667
20.05.2024, 13:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг27М
Сегодня мы активно пользуемся денежными переводами, так как это удобно и оперативно. Достаточно ...
Подробнее
Неинтересно
0
41
Коляда Захар Николаевич
Подписчиков 370
12.05.2024, 17:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг106.6к
В данный момент на одобрении находится Федеральный закон о внесении изменений ...
Подробнее
Неинтересно
-2
4
Новое в законодательстве России
Подписчиков 1555
22.05.2024, 15:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Заключенных с тяжелыми заболеваниями будут освобождать от отбывания наказания ...
Подробнее
Неинтересно
0
5
Аникеева Кристина Юрьевна
Подписчиков 6218
19.05.2024, 15:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.6М
Автор фото: Ермохин Сергей / ДППри заключении ипотечного договора нотариально ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Кочетков Александр Владиленович
Подписчиков 95247
17.05.2024, 14:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг17.2М
Краткое содержание:1. Введение.2. Во дворе многоквартирного (придомовой территории) дома3. На земельном ...
Подробнее
Неинтересно
-2
30
Росик Виктория Валерьевна
Подписчиков 6184
16.05.2024, 06:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.7М
Определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2024 г. N 575-Оhttps://internet.garant.ru/#/documen...
Подробнее
Неинтересно
0
38
Анна Алиева
Подписчиков 947
15.05.2024, 14:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.7М
Моя давняя подруга, юрист, журналист, ведущая радио «Спутник» Екатерина Дашевская, вчера ...
Подробнее
Неинтересно
02:42
Поделитесь этим видео
-3
11
Коляда Захар Николаевич
Подписчиков 370
07.05.2024, 14:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг106.6к
Обсудим тему сохранения дохода в банкротстве!Речь пойдет, конечно же, о банкротстве ...
Подробнее
Неинтересно
0
6
Николай
Подписчиков 64
06.05.2024, 08:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг93.8к
Министерство цифрового развития России (Минцифры) планирует внести изменения, обязывающие ...
Подробнее
Неинтересно
0
3