Что случилось с высшим образованием: 8 причин его неэффективности
Раньше преподаватель ассоциировался с учителем не только учебной дисциплины, но иногда даже жизни. Известно, что многие выдающиеся люди с ностальгией вспоминали теплые отношения с преподавателем, который был чуть ли не важнейшим человеком в их жизни.
Что происходит сейчас?
Мы так мало видим преподавателей, что даже проконсультироваться по поводу написания курсовой работы довольно проблематично. Из-за обилия дисциплин, причем некоторые из них меняются каждый семестр, мы уже не помним имен и половины профессоров. Это похоже на завод, где преподаватели "штампуют" студентов одного за другим, а студентам не особо интересно, кто из профессоров это делает.
В этом не виноваты ни студенты, ни профессора. И тех, и других по-своему вполне можно понять. Всевозможные препятствия создает загромождение университета методическими рекомендациями. В результате получается неповоротливая и лишенная простора для творчества система, которая не развивает мышление, а стандартизирует его. Она "копирует" будущих преподавателей, так как единицы найдут возможность заняться реальной практикой.
Почему высшее образование стало неэффективным?
1. Преподаватели редко отвечают на вопросы студентов. Кроме своей прямой обязанности - преподавать, бедный преподаватель бежит оформлять отчеты, посещать совещания и конференции. Где же он найдет время для душевной беседы со студентом?
2. Студент не сможет узнать точку зрения преподавателя, если она противоречит общепринятым взглядам. Дело в том, что существует вероятность подачи на него жалобы в дальнейшем. Конечно, процессоры дорожат своей карьерой.
3. Преподаватели в своих убеждениях всегда занимают среднюю позицию, чтобы на них не пожаловались за пропаганду антиобщественных взглядов. Причем совсем необязательно, чтобы они были таковыми в реальности. Главное - чтобы было похоже.
4. Система бакалавриата и магистратуры. Из-за болонской системы образования дисциплин стало больше, и их необходимо освоить в кратчайшие сроки. То есть 4 года бакалавриата состоят из скомканной версии специалитета. В дальнейшем студент идет в магистратуру, где повторно и углубленно изучаются уже пройденные дисциплины и пару новых. Никаких глубоких знаний он, однако, не получает. Предметы со времен бакалавриата он почти не помнит. Даже если в учебной программе прописано, какую тему нужно изучать в конкретный день, как преподаватель будет рассказывать что-то новое, если все забыли старый материал?
5. Отсутствие простора для развития творческих навыков и воображения студента. В качестве доказательства - можете взять любые курсовые работы студентов. Нет ничего удивительного в том, что одна похожа на другую. О каком творчестве или интересных идеях может идти речь, если методические указания к написанию работы физически не позволят это сделать?
Любое отклонение от заданной этими рекомендациями траектории будет истолковано как неправильное оформление работы. В худшем случае - неуспешное усвоение учебной программы. Никто даже не задумается о том, что студент все прекрасно понял и все знает, но решил применить свой подход.
6. Учебный материал и реальная практика - несовместимые вещи. Как только студент заканчивает университет и устраивается на работу, он понимает, что ему понадобиться от силы 20% того, что он усвоил за все года обучения. В остальном - то же самое, как если бы на эту должность вызвался человек, не подготовленный знаниями из университета.
7. Отношение общества к высшему образованию. Многие считают, что каждый уважающий себя человек обязан иметь хотя бы одно высшее образование. По этому же пути пошли и работодатели: почти во всех резюме требуется именно эта ступень. А как же среднее специальное? Те, кто получил только его и хочет "думать" руками, уже не считаются за людей?
8. Большинство выпускников школ подают документы в университеты и академии не по осознанному и добровольному желанию, а по причине того, что понятия не имеют, что делать дальше. А тут и родители требуют: "Чтобы одно высшее обязательно было". Тогда, может быть, исключим все остальные ступени образования? Зачем они нам нужны, если высшее считается единственным человеческим вариантом?
Подведем итоги: есть ли надежда?
Судя по тому, насколько повышается детализация учебных планов, вводятся все новые и новые требования к контрольным и дипломным, прогнозы неутешительны.
Кто же спорит с тем, что в любом университете необходимы контроль, рекомендации к написанию работ и учебное расписание? Но бессмысленно уделять этому всё внимание, если человек по окончании ВУЗа не получил того, что хотел, - практических знаний и навыков. Между усилением давления вводимыми рамками и развитием творческой и целеустремленной личности действует только обратно пропорциональная связь.
Если есть желание, мы можем исправить ситуацию. Перекроить учебную программу, перестать держать за горло преподавателей и поощрять творческий подход студента к выполнению итоговых работ. Однако ключевым словом так и остается "желание". Которого нет.
А как Вы относитесь к высшему образованию?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Кузина "училась" на юридическом, который так и не закончила, минимум учебников, лекций на 1-2 страницы, с гордостью рассказывала, что во время экзаменов преподаватели уходили из аудитории на 2 часа, давая "подготовиться" студентам... У нас даже поправить юбку летели преподы проверять, не за шпаргалкой ли ты полезла.
Да, ситуация знакомая😄 так и есть.
Советское образование было намного лучше, так как предполагала творческий подход по любой тематике и у студента было право на свою точку зрения. Была и возможность подискутировать с преподавателем.
Согласна с вами! Несмотря на то, что люди, заставшие советскую систему, признают ее явную идеологическую направленность и иногда необъективность, все равно хорошо отзываются. Она была строже, но к тому, чтобы студенты получили хорошие качественные знания. А не к оформлению документации.
Даже сейчас у меня лежит советский "краткий" словарь по философии, но его текста хватит на 3 тома современных вузовских учебников😄😄
Благодарю Вас Анастасия Романовна
😊👍