Макарова Анастасия Романовна
Макарова А. Р.Подписчиков: 909
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг71.9к

Что случилось с высшим образованием: 8 причин его неэффективности

163 просмотрa
40 дочитываний
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Раньше преподаватель ассоциировался с учителем не только учебной дисциплины, но иногда даже жизни. Известно, что многие выдающиеся люди с ностальгией вспоминали теплые отношения с преподавателем, который был чуть ли не важнейшим человеком в их жизни.

Что происходит сейчас?

Мы так мало видим преподавателей, что даже проконсультироваться по поводу написания курсовой работы довольно проблематично. Из-за обилия дисциплин, причем некоторые из них меняются каждый семестр, мы уже не помним имен и половины профессоров. Это похоже на завод, где преподаватели "штампуют" студентов одного за другим, а студентам не особо интересно, кто из профессоров это делает.

В этом не виноваты ни студенты, ни профессора. И тех, и других по-своему вполне можно понять. Всевозможные препятствия создает загромождение университета методическими рекомендациями. В результате получается неповоротливая и лишенная простора для творчества система, которая не развивает мышление, а стандартизирует его. Она "копирует" будущих преподавателей, так как единицы найдут возможность заняться реальной практикой.

Почему высшее образование стало неэффективным?

1. Преподаватели редко отвечают на вопросы студентов. Кроме своей прямой обязанности - преподавать, бедный преподаватель бежит оформлять отчеты, посещать совещания и конференции. Где же он найдет время для душевной беседы со студентом?

2. Студент не сможет узнать точку зрения преподавателя, если она противоречит общепринятым взглядам. Дело в том, что существует вероятность подачи на него жалобы в дальнейшем. Конечно, процессоры дорожат своей карьерой.

3. Преподаватели в своих убеждениях всегда занимают среднюю позицию, чтобы на них не пожаловались за пропаганду антиобщественных взглядов. Причем совсем необязательно, чтобы они были таковыми в реальности. Главное - чтобы было похоже.

4. Система бакалавриата и магистратуры. Из-за болонской системы образования дисциплин стало больше, и их необходимо освоить в кратчайшие сроки. То есть 4 года бакалавриата состоят из скомканной версии специалитета. В дальнейшем студент идет в магистратуру, где повторно и углубленно изучаются уже пройденные дисциплины и пару новых. Никаких глубоких знаний он, однако, не получает. Предметы со времен бакалавриата он почти не помнит. Даже если в учебной программе прописано, какую тему нужно изучать в конкретный день, как преподаватель будет рассказывать что-то новое, если все забыли старый материал?

5. Отсутствие простора для развития творческих навыков и воображения студента. В качестве доказательства - можете взять любые курсовые работы студентов. Нет ничего удивительного в том, что одна похожа на другую. О каком творчестве или интересных идеях может идти речь, если методические указания к написанию работы физически не позволят это сделать?

Любое отклонение от заданной этими рекомендациями траектории будет истолковано как неправильное оформление работы. В худшем случае - неуспешное усвоение учебной программы. Никто даже не задумается о том, что студент все прекрасно понял и все знает, но решил применить свой подход.

6. Учебный материал и реальная практика - несовместимые вещи. Как только студент заканчивает университет и устраивается на работу, он понимает, что ему понадобиться от силы 20% того, что он усвоил за все года обучения. В остальном - то же самое, как если бы на эту должность вызвался человек, не подготовленный знаниями из университета.

7. Отношение общества к высшему образованию. Многие считают, что каждый уважающий себя человек обязан иметь хотя бы одно высшее образование. По этому же пути пошли и работодатели: почти во всех резюме требуется именно эта ступень. А как же среднее специальное? Те, кто получил только его и хочет "думать" руками, уже не считаются за людей?

8. Большинство выпускников школ подают документы в университеты и академии не по осознанному и добровольному желанию, а по причине того, что понятия не имеют, что делать дальше. А тут и родители требуют: "Чтобы одно высшее обязательно было". Тогда, может быть, исключим все остальные ступени образования? Зачем они нам нужны, если высшее считается единственным человеческим вариантом?

Подведем итоги: есть ли надежда?

Судя по тому, насколько повышается детализация учебных планов, вводятся все новые и новые требования к контрольным и дипломным, прогнозы неутешительны.

Кто же спорит с тем, что в любом университете необходимы контроль, рекомендации к написанию работ и учебное расписание? Но бессмысленно уделять этому всё внимание, если человек по окончании ВУЗа не получил того, что хотел, - практических знаний и навыков. Между усилением давления вводимыми рамками и развитием творческой и целеустремленной личности действует только обратно пропорциональная связь.

Если есть желание, мы можем исправить ситуацию. Перекроить учебную программу, перестать держать за горло преподавателей и поощрять творческий подход студента к выполнению итоговых работ. Однако ключевым словом так и остается "желание". Которого нет.

А как Вы относитесь к высшему образованию?

Проголосовали:20

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

7 комментариев
Понравилась публикация?
8 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Макарова Анастасия Романовна
Комментарии: 7
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Карина Юрьевна
Подписчиков 5886
09.04.2024, 18:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.9М
В 2024 году, для российских старшеклассников ЕГЭ остается самым волнительным и определяющим этапом в их жизни.
Подробнее
Неинтересно
0
11
Шведов Сергей Алексеевич
Подписчиков 34998
12.03.2024, 15:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.8М
Уже почти двадцать лет прошло с того момента, как экзамены в выпускных классах ...
Подробнее
Неинтересно
-7
159
Амелькина Ксения Алексеевна
Подписчиков 622
31.01.2024, 14:31
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг429.1к
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня хотела бы поделиться своей историей, которая изменила мое мнение о том,...
Подробнее
Неинтересно
-11
210
Артур Андреевич
Подписчиков 4918
15.05.2024, 12:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Для получения аттестата и успешного поступления в высшее учебное заведение ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Парфенов Валерий Николаевич
Подписчиков 92825
19.04.2024, 11:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.9М
ПрологМоя любовь в к этому городу является всепоглощающей и безусловной. Томск — это город моей студенческой
Подробнее
Неинтересно
-2
6
Магонова Юлия Валериевна
Подписчиков 256
18.05.2024, 21:29
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг613.4к
Включила на свою голову телевизор... А там программа о госзаказе на специалистов. Эксперт вещает,...
Подробнее
Неинтересно
0
8
Лавренко Валентина Васильевна
Подписчиков 668
16.05.2024, 22:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.4М
Недавно довелось выполнять одно из практических заданий по праву для студентов ...
Подробнее
Неинтересно
0
11
Александр
Подписчиков 23
16.05.2024, 00:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг24.4к
Учеба на юриспруденции является сложной и ответственной задачей для студентов. Они должны ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Засыпкин Константин Николаевич
Подписчиков 602
12.05.2024, 07:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг160.7к
Сейчас кажется невероятным, но это действительно со мной однажды приключилось. В сентябре ...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Солодовников Вячеслав Валерьевич
Подписчиков 714
04.05.2024, 16:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.9М
В качестве генерального уполномоченного по трудоустройству Фриц Заукель отвечал ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Новое в законодательстве России
Подписчиков 1555
01.05.2024, 11:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Принят закон, цель которого - совершенствование законодательства о целевом обучении.
Подробнее
Неинтересно
-6
15
Кольбе Ольга Анатольевна
Подписчиков 1020
25.04.2024, 21:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.6М
Шёл 1988 год, второй курс военного училища. Изучаем высшую математику,которая мне очень тяжело давалась.
Подробнее
Неинтересно
0
6