Не берут ребенка в детский сад?! Порядок действий
У многих родителей возникает проблема с устройством ребенка в детский сад. Вроде и в электронную очередь встали, через пять дней от момента рождения, а в садик не берут – нет мест!
То, что предлагают далеко от дома. Не берут на полный день. А администрация разводит руками: «Нет мест!»
Так что же делать в этом случае? Неужели соглашаться на дальний садик? Ответ: НЕТ. Место предоставить обязаны!
Смотрим почему и в каком порядке действовать.
Первый этап
1. Если у вас подошел возраст для зачисления в детский сад, но место вам не предоставляют, обращаетесь в Комитет по образованию соответствующего района о предоставлении места в детском саду.
2. Комитет по образованию запрашивает информацию у соответствующего детского сада и сообщает о поступившем заявлении.
3. Далее комитет предоставляет ответ о возможности или невозможности предоставления ребенку места в детском саду.
В случае зачисления ребенка с предоставлением места полного дня радуемся и отправляем ребенка в детский сад.
Однако зачастую такие ответы Комитета содержат следующую информацию: «Количество мест на детей выставлено на основании заявки администрации детского сада. Согласно ответу, предельная наполняемость групп – 00, свободно – 00. Позиция в очереди на момент формирования была – 00 в своей возрастной категории, в связи с чем не было предоставлено место ребенку в детском саду. При закреплении права детей на бесплатное дошкольное образование действующим законодательством не установлены ограничения по форме его предоставления. В связи с чем, ребенок может получать образование в режиме полного дня в ДОУ, имеющем свободные места».
Стоит ли ждать? Не думаю! По крайней мере моя клиентка ждала очередь два года, пока жизнь не заставила выходить на работу и искать выход.
Второй этап
Можно еще и еще раз пытаться обращаться в Комитеты и детский сад, что малоэффективно, можно обратиться в прокуратуру. Эффекта больше и есть хоть какой-то шанс, что прокуратура доведет дело до логического завершения.
Поэтому готовим заявление в прокуратуру о проверке законности в действиях административного органа.
Согласно ст. 26 федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.07.2020) "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
И параллельно обращаемся в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Комитета по образованию и детского сада в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства.
Правовое обоснование
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же закона).
Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного закона, должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приёме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из анализа приведённых законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления обязываются создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребёнка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Подытожим
Однозначности нет нигде. Даже в судах. В одних регионах одна позиция, в других другая, да и вообще мало их волнует мнение Верховного и Конституционного суда.
Однако если вам отказали в первой инстанции, не стоит останавливаться, идите с жалобами в вышестоящие, потому как иногда только на то и идет расчет, что судья вынесет абы какое решение, а заявитель получит его и успокоится.
На основании всех вышеперечисленных законов и актов ребенок имеет право быть принятым в тот детский сад, в очереди в который он состоит.
И это уже задача и проблема детского сада, заведующих, чиновников из образования: сделать так, чтобы обеспечить реализацию прав ребенка!
Защищайте свои права!
Благодарю вас за внимание!
И если вам не сложно, буду благодарна за оценку моей статьи!
Полезная информация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо, Юлия Геннадьевна! Очень интересная статья!
Благодарю вас за внимание!
Нам малыша нужно устраивать в садик.
Спасибо! Для многих актуально!
Благодарю!
Благодарю!
Спасибо за полезную информацию).
Благодарю вас за внимание!