Школа будущих убийц: как советские пионеры истребляли сусликов
Краткое содержание :
"Наш колхоз находится далеко в степи. Природа у нас суровая: зимой трещат невыносимые морозы, дуют метели и надувают столько снегу, что мы даже в школу ходим на лыжах. Летом дуют сильные суховеи, так что все сохнет и земля от жары трескается. Чтобы победить засуху, наши колхозники насаждают леса. Мы тоже решили в этом деле помочь родному колхозу и уже собрали шесть мешков отборных желудей для посадки дуба. Мы боремся с вредителями сельского хозяйства – сусликами. В этом году наш пионерский отряд уничтожил полторы тысячи сусликов и спас от гибели пятнадцать тонн зерна, так как каждый суслик съедает за лето до десяти килограммов зерна" ("Дневник Коли Синицына", Н.Н. Носов, 1950).
После известных событий 1917 года новоявленная советская власть и гегемон революции радовались недолго: идейные коммунары "правильного" социального происхождения, пропившие, прогулявшие и растранжирившие изъятые у "чуждого классового элемента" скот, зерно, ценности, разграбившие церкви, избавившиеся от специалистов-"вредителей" в промышленности и сельском хозяйстве, оказались лицом к лицу перед продовольственной проблемой.
И речь шла отнюдь не о молоке и мясе, о которых население почти забыло уже в начале 1918 года: год от года стало всё острее не хватать самого обычного хлеба – того, чего в царской России всегда было безвыгребно, а собираемых урожаев той же пшеницы с избытком хватало и на внутренние нужды, и на продажу за границу.
Причина оказалась банальной: освобождённое от гнёта царизма-империализма и засилья прогнившей буржуазии население, обнадёженное коммунистами-агитаторами будущей безбедной и беззаботной жизнью при коммунизме, не желало вкалывать на колхозных полях.
Мало того, недовольные необходимостью всё чаще класть зубы на полку победившие в классовой борьбе товарищи всё чаще стали "посматривать в кулацкий угол" и старались по их примеру в первую обработать не обобществлённые "пары́", а свои личные наделы.
Продовольствия меж тем катастрофически не хватало, а принимаемые меры ничуть не способствовали улучшению ситуации.
Ожидаемых властью результатов не приносили ни поиски "вредителей", ни борьба с хищениями социалистической собственности, ни попытки пресечь хотя бы массовые хищения государственного и колхозного имущества согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 07.08.1932 "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности".
В такой ситуации власти ничего другого не оставалось, как заняться поисками виновных среди тех, кто не смог бы сказать ни слова в свою защиту.
Ими стали... представители животного мира – так называемые "вредные животные".
Борьба с вредными животными
Народный комиссариат земледелия по прямому указанию Ленина оперативно организовал особые отряды для борьбы с такими "вредными" животными, как тигры, кабаны, лоси, рыси, росомахи, дикие кошки, орлы, ястребы, филины, кроты, крысы, суслики и т.д.
К 1920 году в рамках этой борьбы партийными чиновниками на "царских охотах" почти полностью была истреблена основная часть популяции тигров, кабанов и лосей; за уничтожение всего остального "вредного" животного мира взялись рядовые граждане, и в первую очередь дети – октябрята и пионеры.
Деваться им было некуда, поскольку на каждого школьника в сельских районах была утверждена своя разнарядка: за летние каникулы от школьника требовалось уничтожить не менее 20 грызунов-вредителей.
"Честное пионерское" в качестве доказательства выполненного плана не принималось: шкурки добытых сусликов требовалось сдать в магазин, в которых приёмщики вели строгий учёт, чтобы к началу учебного года направить в школу поимённый список "передовиков" и "саботажников" борьбы с сусликами и прочими грызунами – как для поощрения, так и для принятия мер воспитательного характера.
"Социализм невозможен без учета и контроля. Социализм – это прежде всего учет" ("Очередные задачи Советской власти", Ленин В.И., 1925).
Агитация проводилась последовательная и масштабная – а как же иначе: борьба за урожай!
Популяризация уничтожения сусликов включалась и в школьные предметы – например, в виде задач по арифметике:
На странице 128 данного учебника вот такая задача под номером 1146:
Характерно, что суслики названы не зверьками, а именно зверёнышами.
Кстати, правильный ответ 4680 кг.
Цифры наносимого сусликами вреда, где 4, где 6, 10, 12 и даже 16 кг зерна на одного суслика были взяты, что называется, с потолка; впрочем, и тот факт, что суслики используют для питания в основном осыпавшееся зерно, никого не интересовал, ведь добыча сусликов решала три важнейшие задачи:
- трудовое воспитание будущих строителей коммунизма;
- обеспечение меховой промышленности сырьём;
- улучшение питания сельских тружеников за счёт мяса и жира сусликов, а также их материального положения за счёт денег и дефицитных промтоваров в обмен за сданные шкурки.
Последний пункт для сельчан был куда убедительнее первых двух, так что все принятые в дореволюционном сельском хозяйстве истребительные методы борьбы с сусликами были забыты: их место заняли иные способы, более подходящие для коммунистов.
Способы добычи и убийства сусликов
Октябрята и пионеры добывали сусликов силками из конского волоса, капканами, выливали их из нор водой, после чего забивали ударами палки по голове или с размаху били головой обо что-нибудь твёрдое: землю, камни.
После этого дети снимали с тушек шкуры, либо отрезали убитым или ещё лишь оглушённым зверькам лапы: последние нанизывались на нитки и служили единственным доказательством добычи суслика в тех местностях, где не было заготконтор.
"Мне выделяли пару быков и бочку емкостью в 100 ведер. Я сам наполнял эту бочку водой и ехал в поле, где, увидев "столбик" – а это был суслик, подъезжал к этому месту и лил воду в норку, пока вредитель не выскакивал из нее. Здесь требовалась особая сноровка, чтоб сразу схватить суслика за шейку и ударить об землю. У меня были ножницы, иголка с ниткой, я должен был отрезать ему ножки, продеть через них иголку с ниткой – это было доказательством, что я уничтожил грызуна" ("15 встреч с генералом КГБ Бельченко", А.Ю. Попов).
Тогда же появился слух, что снимаемые с ещё живого зверька шкуры имеют лучшее качество и принимаются меховщиками по более выгодной цене; это привело к массовому распространению среди детей и подростков живодёрства, достигшего своего пика к началу 80-х годов.
Вознаграждение
За сданные государству шкурки советские школьники получали деньги – от 1 до 10 копеек за одну штуку, а в 60-е годы уже и 5 рублей за каждую, либо талоны на покупку дефицита: радиоприемников, кожаных футбольных мячей, снастей для рыбалки, принадлежностей для охоты и пр.
Особо отличившихся награждали почётными грамотами, ценными подарками; о них писали в газетах, отмечали путёвками в "Артек", их ставили в пример пионерам и октябрятам. В заготовительных пунктах висели специальные доски почёта с фотографиями "знатных истребителей" сусликов.
Самым знатным передовиком среди убийц сусликов в СССР стал юннат Ульяновской семилетней школы Ширяевского района Одесской области Лёня Миколаенко: за лето 1950 года он лично убил и освежевал 4200 зверьков.
Последствия
"Мишка махнул на Ваню рукой и занялся ловлей сусликов. Дело это ему очень понравилось, особенно после того, когда он, сдав на заготовительный пункт первую сотню сусличьих шкурок, получил сахар, мануфактуру, деньги. Целыми днями Мишка пропадал в поле, ставил силки, капканы и возвращался домой, обвешанный сусличьими шкурками. Колхозники почтительно называли Мишку "защитником урожая", "грозой сусликов". Мишка приобрел в сельмаге патефон с пластинками, проигрыватель, футбольный мяч, сделал подарки матери и отцу. Карманы у Мишки постоянно были набиты леденцами, семечками, кедровыми орешками" ("Мальчишка", Колосов М.М., 1960).
Конец 60-х – начало 70-х г.г. был отмечен ростом детской и подростковой преступности: убийства, изнасилования и пр.
Среди детей и подростков распространилась практика обрубания ушей и хвостов собакам и кошкам, вспарывания животов и пр. – "ради забавы" и "от нечего делать".
В итоге Президиум Верховного совета РСФСР своим указом от 30.03.88 был вынужден ввести в УК РСФСР статью 230.1 "Жестокое обращение с животными":
"Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда".
Начало 80-х ознаменовалось расцветом частников и подпольных кооперативов, занимающихся изготовлением меховых изделий из шкур отловленных собак, в основном мужских зимних шапок модного тогда фасона – с непомерно высоким "козырьком".
По сигналам советских граждан милиция стала выявлять многочисленные живодёрни, где с собак шкуры снимались заживо – как правило, теми, кто со школьной скамьи убивал и свежевал добытых сусликов и прочих "вредных животных".
Партийная верхушка к этому времени уже потеряла интерес к судьбе СССР и его населения, к развитию сельского хозяйства, промышленности и внутренней торговли, поэтому и интерес к истреблению сусликов быстро сошёл на нет; тем более, что никакого прироста показателей сбора зерна СССР от этой борьбы с природой так и не получил.
Кроме того, правители СССР так и не смогли осознать простую истину: всё начинается с малого.
В результате дети, с малых лет привыкшие убивать и разделывать животных, нередко снимая с них шкуры живьём, дали СССР невиданную до тех пор категорию людей, в преступления которых в силу их чудовищности для обычного человека советские граждане поначалу отказывались верить.
Впрочем, это уже совсем другая история.
Истребление сусликов – полезное занятие для детей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: