Может ли водитель ожидать разрешение движения прямо, когда на светофоре горит стрелка направо
Ситуация
Доброго времени уважаемые читатели!
В данной статье будет рассмотрена ситуация, когда в правом ряду перед вами движется автомобиль и останавливается на светофоре (комбинация работы светофора показан на рисунке выше - движение прямо запрещено, но горит зеленым секция разрешающая поворот направо) потому что ему нужно прямо. А вам нужно направо и такая вынужденная задержка начинает вас нервировать. Вы считаете, что водитель впереди стоящей машины не прав. Давайте далее разберемся, вправе ли водитель стоять, когда секция светофора со стрелкой направо горит зеленым.
Условие дополним тем, что на перекрестке отсутствуют знак "направление движения по полосе" и разметка на дороге, которые бы указывали, что движение из правой полосы только направо.
При наличии таких указателей, понятно, что водитель нарушит правила дорожного движения, но ситуация немного иная.
Правовое обоснование
Итак, описываемая ситуация представлена на рисунке ниже.
В смоделированной ситуации синий автомобиль намеревается повернуть направо, под стрелку светофора, но впереди стоящий красный автомобиль остановился, потому что он намеревается двигаться прямо. Нарушает ли красный автомобиль при этом ПДД или нет?
На самом деле ПДД по состоянию на 2020 год не содержат указаний, что в данном случае красный автомобиль обязан повернуть направо, чтобы не задерживать движение автомобилей, которые намереваются повернуть направо.
Но помимо ПДД есть международные нормативно правовые акты, а именно п. 10 глава 23 Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.)
10. Когда сигнал трехцветной системы дополнен одним или несколькими зелеными огнями, имеющими стрелку или стрелки, включение этой дополнительной стрелки или этих дополнительных стрелок означает - независимо от того, какой огонь трехцветной системы в это время включен - что транспортные средства могут продолжать движение в направлении или в направлениях, указанных стрелкой или стрелками; это означает также, что если транспортные средства находятся на полосе, которая предназначена исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой, или по которой должно осуществляться это движение, их водители должны - при условии, что они уступают дорогу транспортным средствам, двигающимся в том направлении, в котором эти водители намерены следовать, и при условии, что они не будут угрожать безопасности пешеходов, - следовать в указанном направлении в тех случаях, когда остановка их транспортных средств препятствовала бы движению других транспортных средств, находящихся позади них на той же полосе. Эти дополнительные зеленые огни должны помещаться предпочтительно на одном уровне с обычным зеленым огнем.
Возможно у читателя появился вопрос: "А при чем тут Венская конвенция?"
На это стоит отметить, что к международному акту "Европейское соглашение, дополняющее конвенцию о дорожных знаках и сигналах, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1969 года" СССР присоединился 27.09 1974 года и Соглашение вступило в силу для СССР 03.08.1979.
Следует также обратить внимание на указание Конституции Российской Федерации
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, следует, что указанная конвенция имеет приоритет над ПДД. Это означает, если между конвенцией и ПДД будут противоречия, следует применять положение конвенции.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что водитель транспортного средства, который под секцией светофора (поворот направо) дожидается разрешающего сигнала светофора для движения прямо и создает затор, поступает неправомерно.
Мнение автора
Действительно, если обратить внимание на международное право, то водитель, занявший место не в своей полосе, должен повернуть направо, чтобы не создавать затор. Но в ПДД РФ никак это не урегулировано и это является пробелом законодательства.
Также следует отметить, что если водитель будет стоять под секцией и создавать затор, то никакого административного наказания ему за такое действие не будет, так как это не предусмотрено КОАП РФ. Таким образом каждый водитель решает, как вести себя в данной ситуации.
А вы как считаете, следует осуществлять движение и не создавать затор на дороге в случае описанном в публикации или нет?
Голосуйте, пишите свои комментарии и оценивайте статью.
А как вы поступите в описанной ситуации, если вам нужно прямо
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Буду стоять конечно, раз мне прямо!
Кроме ПДД есть понятия. Как то: пропустить машину, поворачивающую налево или выезжающую из двора, когда дорога впереди стоит. Или при сужении дороги влезать через одного. Стоять на включённую стрелку - не по понятиям.
Если есть возможность, посмотрите ПДД 70-80-х. Там была статья (дословно уже не помню) о том, что водитель, оказавшийся на полосе, движение по которой регулируется стрелкой, обязан продолжать движение в направлении, указанном стрелкой, если это создает помехи для движения транспорту, следующему в направлении стрелки.
Да, раньше так и было.
Некоторым в нашей стране - всё можно.