Важно: три незаметные ошибки, которые очень дорого обойдутся тем, кто снимает и сдает жилье
К сожалению, купить квартиру могут не все, поэтому арендный рынок жилья имеет огромное значение для людей. Но взаимоотношения между наймодателем и нанимателем не всегда просты, как кажется. Большинство людей в целях экономии не пользуются услугами риэлторов, а самостоятельно стараются договориться и оформить правоотношения. Поэтому обязательно нужно знать ключевые нюансы, чтобы не было серьезных проблем как у нанимателя, так и у наймодателя. Рассмотрим наиболее частные и грубые ошибки, которые совершают обе стороны. Если действовать правильно и оформлять все надлежащим образом, то можно сэкономить огромное количество средств, нервов и времени.
Ошибки наймодателя
1. Проблема со сроками
Многие собственники, сдающие свое жилье, не уделяют должного внимания договору. При этом они уверены, что раз являются собственниками, то могут в любой момент попросить квартирантов освободить помещение. Но это не совсем так. В договоре должен быть указан срок.
Если же срок не указан, то договор будет считаться бессрочным и действовать в течение 5 лет. А это значит, что выселить квартирантов будет нельзя, пока действует договор найма. Более того, если договор заключается на год и более, то необходима государственная регистрация.
В итоге, не указав срок, квартиранты смогут беспрепятственно проживать не менее 5 лет, а в случае спор, собственнику может грозить штраф за отсутствие регистрации договора в Росреестре до 5000 рублей.
Стоит обратить внимание и на порядок продления договора. Если договор заключен на срок менее 1 года, а порядок продления конкретно не прописан или указано, что договор продлевается автоматически (без указания срока, на который продлевается договор), то после срока окончания договора он будет считаться бессрочным, т.е. опять будет действовать правило бессрочного договора (на 5 лет) со всеми вытекающими последствиями.
Выгнать жильцов до окончания договора тоже нельзя просто так. А чтобы была такая возможность, в договоре должно быть предусмотрено право наймодателя досрочно расторгнуть договор с заблаговременным уведомлением нанимателя (например, за 1 месяц и т.п.).
2. Прикрылись другим договором
Чтобы защититься от налоговой, многие собственники идут на хитрость и заключают договор безвозмездного пользования. В этом случае фактически дохода нет, и налоговая вряд ли что может доказать, однако и квартиранты могут перестать платить. Было немало споров, когда прикрываясь таким договором, "наниматели" просто не платили.
Взыскать свои деньги в суде вряд ли получится, ведь по договору безвозмездного пользования плата не предусмотрена. А если в таком договоре нет права на досрочное расторжение по инициативе собственника, то жильцы смогут спокойно жить в квартире до окончания срока действия такого договора.
3. Неверная опись
Многие также не уделяют должного внимания описи имущества при сдаче жилья. Опись должна быть подробная, а имущество полностью расписано. Были случаи, когда сдали квартиру с одной техникой, а принимали с другой, более дешевой. Квартиранты просто заменили технику, а опись проводилась формально (было написано лишь: "холодильник – 1 шт., газовая плита – 1 шт." и т.п.). Лучше указать модель, марку, год выпуска и техническое состояние. Можно сделать фото и приложить к описи.
Ошибки нанимателя
1. Не зафиксировали платеж
Самое главное для нанимателя – исправно платить, но не все правильным образом фиксируют факт платежа. Если оплата происходит наличными, то нужно обязательно взять расписку, где четко прописать, что деньги оплачиваются в счет исполнения договора найма (указать номер договора и адрес жилья). При переводе денег безналичным путем нужно обязательно прописать назначение платежа. Не всегда это нравится наймодателям, но были случаи, когда квартиранты не смогли доказать, что переводили деньги именно в счет договора найма.
2. Заманили низкой платой
Следует конкретно прописать все платежи, в том числе и коммунальные. Иногда собственники заманивают людей низкой арендной платой, но договор составлен таким образом, что все коммунальные расходы могут лечь на плечи нанимателя. Стоит обязательно проверить этот момент и сразу решить вопрос о распределении расходов на оплату коммунальных услуг.
3. Оплата "за последний месяц"
Те, кто сдает или снимает жилье, наверняка знают про страховой депозит (между собой стороны называют это "оплатой за последний месяц"). Это гарантия наймодателя, что будет все в порядке. После прекращения срока действия договора найма страховой депозит подлежит возврату нанимателю. Как показывает практика, многие собственники стараются нажиться на этом. Чтобы не было проблем, нужно в первую очередь зафиксировать факт передачи депозита (распиской, либо назначением платежа при безналичном переводе).
Обязательно стоит подробно расписать порядок его возврата. Если договор прекращает свое действия, то обязательно нужно составить акт приема-передачи, где указать, что претензий у наймодателя нет. В таком случае у него не будет повода оставить эти деньги себе.
Относитесь к этим вопросам весьма серьезно, иногда в суете и спешке можно забыть об очень важных вещах, а это ваши нервы и деньги.
Будьте здоровы и берегите себя!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна!
Благодарю за внимание!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю. Интересная статья!
Ситуации бывают разные. Но если большинство наймодателей зарегистрируются в качестве самозанятых, то есть шанс более-менее нормального поступления от них налогов в бюджет.
Ещё один умник по части поборов.
Практичная и полезная статья. Объяснено также просто и доходчиво.
Мда, идеальных вариантов не существует...
Благодарю, очень актуально и полезно знать