Вернуть деньги за неиспользованный абонемент
Абонемент выгоден. Вы платите вперёд, исполнитель (например, салон красоты, спортивная секция, медицинский центр и т.п.) получает деньги за то, чего ещё не сделал, а вы - гарантию получения услуги, как правило, по более выгодной цене. Но, как часто бывает, купить - купил, а ходить... Не всегда получается. И тут вроде бы понимаешь, что, мол, знал же, когда оформлял, что не пришёл - твои проблемы (как правило, это особо оговаривается), но денег становится жалко, а причины, почему пропустил, выглядят уважительными.
И на такой случай полезно будет знать, что по этому поводу думает Верховный суд Российской Федерации (а его разъяснения, как известно, обязательны для нижестоящих судов, да просто сослаться на "позицию Верховного суда РФ" в диалоге с администратором салона - уже звучит солидно).
Ситуация.
Платные медицинские услуги. Договор. Общество оказывает услуги по абонементу. Согласованы сторонами: срок, количество. Также стороны договорились: пропущенные процедуры не восстанавливаются и не возмещаются. Клиент оплатил стоимость абонемента, однако часть процедур пропустил.
После того как срок оказания услуг истёк, клиент заявил обществу о расторжении договора. Позже в суде потребовал, в частности:
-признать недействительным условие о невозможности восстановить пропущенные процедуры;
-взыскать с общества стоимость фактически неиспользованных услуг.
Первая инстанция в иске отказала.
Обоснование: клиент обратился к обществу за расторжением договора, когда он уже и так не действовал. Общество было готово оказать услуги качественно и в срок, но клиент сам ими не воспользовался.
Апелляция и кассация с первой инстанцией не согласились и взыскали стоимость неиспользованных процедур по следующим основаниям:
-стороны определили период оказания услуг, а не срок действия договора, поэтому не было оснований прекращать действие договора из-за фактического его исполнения;
-клиент мог отказаться от договора после того, как возместит обществу расходы;
-общество не доказало, что понесло расходы на оказание услуг в те дни, когда клиент процедуры не посещал.
ВС РФ оставил в силе решение первой инстанции.
Часть оплаченных процедур не оказаны в срок из-за неявки потребителя, а не из-за того, что общество отказалось предоставить услугу. По истечении срока оказания услуг, указанного в договоре, обязательства сторон считаются исполненными. Договор прекращает действовать независимо от того, какой объем услуг потребитель получил.
И на первый взгляд кажется, что от позиции Верховного суда клиенту никакой пользы. Так да не так. "По истечении срока действия договора" - вот слабое место в ситуации с тем клиентом. А если вы придёте в салон с еще действующим абонементом и пока что просьбой все же провести пропущенную процедуру - они обязаны пока действует договор услугу оказать в полном объёме, а именно - то количество процедур, на какое выписан абонемент. В противном случае исполнитель окажется в статусе "общество отказалось предоставить услугу".
Документ: Определение ВС РФ от 09.02.2021 N 49-КГ 20-27-К 6, 2-7829/19