Какую ответственность несут должностные лица за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан?
Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
У нас возникала необходимость обратится с обращением в какой-либо государственный орган для защиты своих законных прав и интересов.
Обращение может быть выражено в форме:
-заявления – просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления;
-жалобы – просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Основным законом, регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, юридическими лицами, права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и к должностным лицам, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Названный Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан.
И применяется не только при обращениях граждан или юридических лиц в государственные или муниципальные органы и к должностным лицам, но и при обращениях государственных и муниципальных органов и должностных лиц между собой.
В случае нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, должностные лица, должны нести предусмотренную законом ответственность.
Так, статьей 15 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Такая ответственность установлена статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая называется нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
И предусматривает административную ответственность для должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пяти до 10 тысяч рублей.
Как гражданину или организации понять, нарушен ли порядок рассмотрения обращения, установленный Законом, или нет?
Для этого нужно читать Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и последовательно смотреть, какие гарантии при рассмотрении обращения государство гарантировало и что из этих гарантий выполнено, или не выполнено должностным лицом.
Например, у гражданина есть право обратится в государственный орган.
Гражданин пришел в отделение полиции с целью подать заявление о нарушении тишины в ночное время. Дежурный отказался принимать заявление гражданина ссылаясь на то, что привлечение граждан за нарушение тишины в ночное время не входит в полномочия органов внутренних дел.
Привлечение нарушителей тишины в ночное время действительно возложены на органы местного самоуправления в соответствии с Кодексами об административные правонарушения субъектов РФ.
Но это не дает право сотруднику полиции, также, как и любому другому государственному служащему, не принимать заявление гражданина.
Федеральный закон «О прядке рассмотрения обращений граждан РФ» указывает, что должностные лица обязаны принимать все обращения граждан и в случае, если поставленный в обращении вопрос не относится к компетенции данного органа, обязаны направить его в орган в порядке компетенции.
В данном случае, налицо нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.
Поэтому у гражданина есть право обратиться с жалобой на сотрудника полиции, отказавшегося принимать у него обращение.
Напоминаю, о необходимости фиксации времени подачи обращения, места, должностного лица, отказавшегося принимать заявление и другие доказательства, подтверждающие факт неприема обращений граждан.
Другой пример нарушения порядка рассмотрения обращения граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а в случае необходимости – с участием гражданина направившего обращения. Принимает меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
В январе этого года ко мне обратился гражданин по трудовому спору.
Увольняясь с работы, гражданину не выдали необходимые при увольнении документы и не произвели с ним полный расчет до последнего дня работы.
Моей задачей являлось составить жалобу на работодателя – Общество с ограниченной ответственность по вопросу трудового законодательства в Государственную инспекцию труда Ленинградской области.
Я составил жалобу в ГИТ Ленинградской области в которой указал не только перечень нарушений, допущенных работодателем и меры административной ответственности, которые должны быть к нему применены, но и также те полномочия ГИТ, которые регулируют данные правоотношения.
Так как жалоба подавалась в электронном виде, ответ на нее должен был поступить тоже в электронном виде на электронную почту, указанную в заявлении. Однако, в течение 30 дней с момента регистрации жалобы, ответа не поступило.
Вследствие чего, была подана жалоба на ГИТ с указанием на нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
После чего, через несколько дней из ГИТ поступил ответ, согласно которому заявителю было рекомендовано обратится в суд.
В данном случае, должностным лицом – руководителем ГИТ Ленинградской области был нарушен порядок рассмотрения обращений граждан.
Ответ дан не по существу поставленных в обращении вопросов. Фактически ГИТ устранилась от своих прямых обязанностей, переложив решение вопроса на судебные органы.
Кроме этого, ответ на обращение был предоставлен несвоевременно.
Так как в течении месяца с момента подачи жалобы в ГИТ Ленинградской области заявитель (мой Доверитель) и его предыдущий работодатель уладили вопросы, по которым было обращение в ГИТ, то есть работодатель выплатил заработную плату и ее бонусную часть гражданину и отдал необходимые при увольнении документы, гражданин отказался требовать от ГИТ Ленинградской области обязательных проверочных мероприятий и наказания работодателя.
Поэтому мы ограничились только лишь подачей жалобой на ГИТ Ленинградской области за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан. Вследствие чего, согласно ответу прокуратуры Ленинградской области, руководитель ГИТ Ленинградской области будет привлечен к административной ответственности.
Куда обращаться с жалобой на государственные органы по факту нарушения ими порядка обращения граждан?
Согласно статьи 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.59 КоАП РФ возбуждаются прокурором.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, жалобы на нарушение порядка рассмотрения обращения граждан должны подаваться в прокуратуру.
Прокурором будет составлен протокол об административном правонарушении.
Передан в суд, и мировой судья привлечет должностное лицо к административной ответственности.
Утрата статуса должностного лица, в том числе в связи с изменением места работы, не препятствует привлечению лица к административной ответственности за правонарушение, совершенное им при наличии указанного статуса.
Напоминаю, что срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ составляет 3 месяца.
Его следует учитывать, и не откладывать подачу жалобы в прокуратуру на орган, нарушивший порядок рассмотрения обращения граждан.
Исходя из моей практики, в настоящее время государственные органы постоянно нарушают порядок рассмотрения обращения граждан. Вопросы, которые входят в компетенцию органов они решать отказываются.
Максимум, что они делают – это переписывают причинно-следственную связь, изложенную в обращении, и предоставляют ответ в течение 30 дней, без проведения проверок, по существу.
Многие пытаются ввести граждан в заблуждение, ссылаясь на недопустимость проверки указанных в обращении фактов правонарушений, на основании Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля».
Поэтому, в настоящее время очень редко можно встретить надлежащее исполнение должностными лицами возложенных на них функций в неукоснительном соблюдении правил рассмотрения обращений граждан.
Приходится обращаться в прокуратуру, которая нередко только после второй или третьей жалобы в вышестоящую прокуратуру начинает привлекать должностных лиц к административной ответственности за нарушение порядка обращения граждан и выдавать представления на устранения нарушения законодательства.
Это также рекомендую учитывать.
И по вопросам, которые прямо относятся к компетенции государственных органов, добиваться исполнения ими своих должностных обязанностей, не идя сразу в суд.
Суд сейчас перегружен, и во многом из-за низкого качества роботы государственных органов. Поэтому судебный процесс займет немалое время и средства.
Вследствие чего защита нарушенного права может не окупить судебные издержки.
В названном мной порядке происходит привлечение должностных лиц к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан.
Надеюсь, что статья была Вам полезно. Подробно о рассматриваемом вопросе я рассказываю на моём канале YouTube «Честный юрист».
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Статья: Родили ребёнка – получите ежемесячно заработную плату за это! Где и когда начнут платить зарплату родителям,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: «Бомж-ракеты» угрожают России. Украина создает собственную ракету способную атаковать Москву,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Авария на котельной: около 80 000 жителей Ростова-на-Дону остались без отопления,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Похудела на 24 кг после рождения дочери. Была молодая и глупая, но худая,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Цены на фрукты и овощи перед Новым годом в Калининграде! Мой поход в «Спар»,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе