Кавказские негры
Кавказские негры
Об этническом происхождении кавказских негров и о том, как эти африканцы попали на Кавказ, у специалистов единого мнения нет. Историки сходятся в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии (тогда — часть Османской империи) скорее всего произошло в XVII веке. По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых]. Этот случай стал единственным — и, по-видимому, не вполне удачным — опытом относительно массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа.
По-грузински негры-абхазы назывались шави каци («чёрный человек») или шави халхи («чёрный народ»).
В упомянутой докладной записке Ивана Исакова Хрущёву об абхазских неграх, в числе прочего, рассказывается, что наместник Кавказа Илларион Воронцов-Дашков, подражая Петру Великому, имел в своём личном конвое негров из Адзюбжи, которые сопровождали его в черкесках. Принц Александр Ольденбургский, основатель Гагры, держал при своём дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе местных негров.
Известно, что уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа. Но были мусульманами.
"Колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других"Книга II. Евтерпа / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: АСТ, «Ладомир», 2001.
Я был поражён чисто тропическим ландшафтом. На яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины… крытые тростником, копошились курчавые негритята, везде были… чёрные люди в белых одеждах. Негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски — этнограф Е. Марков, публикация в газете «Кавказ», 1913 год.
В 1884 году я проехал часть Абхазии и встретил там несколько негров. Они были мусульмане. Тип лица у них, как мне помнится, был абиссинский, но у них самих каких-либо определенных сведений о своем происхождении не было. В 1887 году я взял одного молодого, лет 20, негра в прислуги. Это был самый преданный. Он нигде не соглашался спать, кроме, как у дверей моей комнаты.— В. Тьебо, публикация в газете «Кавказ»
До сих пор в горах Абхазии осталось негритянское население. …Мусульманские чёрные деревни Абхазии жили немногим лучше, чем их предки в Африке: почти полная неграмотность, нищета. Местное население не смешивается с неграми… Молодёжь, знающая по-русски… рассказывала, что все хотят учиться, что женщины неграмотны, что, вообще, — раса вымирает.— дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева, Только один год — Нью-Йорк: Harper & Row, — 1969. ISBN 0-06-010102-4
Впервые я увидел их не в Израиле, а в далёком Сухуми. И встретились мы в… сухумской синагоге. На втором этаже служка продал мне пакет мацы, испечённой на «американской машине». Вдруг в комнату вошли несколько совершенно чёрных курчавых мужчин — по виду настоящие негры — и на абхазском языке что-то спросили служку. Он им ответил… Когда они ушли, я спросил: «Эти негры — евреи? И как они здесь очутились?»— Н. Орлов, Абхазские потомки Пушкина — журнал «Алеф» (Израиль)
— Ну а как живется неграм в Советском Союзе?— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!— А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.— писатель Фазиль Искандер, Сандро из Чегема, книга 2. — М.: «Московский рабочий», — 1989.
интересно!
спасибо