Кризис американского либерального мирового порядка
Кризис либерального мирового порядка и кризис американского однополярного мира - это понятия, которые несомненно связаны друг с другом. Ослабление либерализма ведет за собой ослабление США как основного игрока на мировой арене и как главный центр силы. В данном случае идеология выступает важным фактором сохранения однополярной системы и ее стабильности.
После ошеломительного успеха США в распространении либеральных ценностей на постсоветском пространстве, а также военно-политическое, экономическое и культурное влияние в глобальном масштабе, мало кто сомневался, что подобная система американского однополярного мира вообще может рухнуть. 1990-е и начала 2000-х стали идеальными для воплощения идей гегемона. Это отмечает и американский политолог Джон Миршаймер, называя 1990-е–2004 гг. «золотыми» для успешной реализации либерального проекта.
Когда США потеряли своего антагониста в лице СССР, стало понятно, что и баланс сил перестает существовать. Преимуществом баланса сил было то, что он сдерживал все участвующие стороны и вынуждал государства подавлять некоторые свои амбиции к обладанию большей властью, а сосредоточение больших полномочий в руках одного игрока рано или поздно приводит к злоупотреблению властью. Также главенствующая сторона может столкнуться с враждебностью со стороны других государств, не согласных с гегемонией конкретного субъекта, которые, из страха быть порабощенными, запустят защитные механизмы. Иными словами, силовое превосходство одного государства или коалиции крайне нежелательно, так как любой гегемон склонен к агрессивному поведению и навязыванию своей воли остальным.
Именно такой сценарий мы видим во внешней политике США. Почувствовав безграничную власть, США стали проводить политику, в большей части, приносящую выгоду только им самим, и удовлетворяющую их большие амбиции. В развязывании трех войн, а именно войны в Афганистане за продвижение либеральной демократии, «войны с терроризмом» во всем мире, а также вторжения и оккупации Ирака для содействия смене режима и нейтрализации оружия массового уничтожения, Соединенные Штаты продемонстрировали свое военное и интеллектуальное превосходство, «никто не сильнее Соединенных Штатов Америки». Соединенные Штаты регулярно использовали свое гегемонистское положение, чтобы освободиться от международных правил и норм. Вашингтон предоставил благоприятный режим некоторым государствам по геополитическим причинам. Война 2003 года в Ираке, которая велась без консенсуса Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), воспринимается как злоупотребление властью со стороны Дж. Буша. Подобные действия указывают на односторонность проводимой США политики, что со временем должно было встретить конфронтационные настроение остальной части мира. Действия администрации Буша вопреки законам международного сообщества и результат долгой и дорогостоящей войны в Ираке привели к потере доверия к внешней политике Америки. А после того, как на президентский пост вступил Дональд Трамп о либеральной направленности политики не шло и речи, он открыто использовал неумеренно злоупотреблял теми преимуществами, которые были присущи США как мировому гегемону.
Сейчас кризис американского либерального однополярного порядка особенно ощутим и связан с несколькими проблемами:
1. Затраты на поддержание системы перевешивают ее выгоды для США. Такой позиция США особенно стала заметна с приходом к власти Дональда Трампа, который взял курс не на борьбу с глобальными проблемами и проблемами «вне дома», а сфокусировался на самой Америки и том, что важно для неё в первую очередь.
2. В связи с этим возникает и вторая причина: как только США отступают, то сдвиг власти происходит в сторону таких стран, как Россия, Китай и Индия, которые не только придерживаются другой системы ценностей, но и пытаются ослабить влияние гегемона, создавая коалиции и различные институты, такие как Евразийский экономический союз или Шанхайская организация сотрудничества. За последние 20 лет количество региональных организаций резко увеличилось по всему миру. Организации, возглавляемые Китаем и Россией, имитируют форму западных коллег, но воплощают нелиберальные и автократические нормы и продвигают региональные программы своих авторитарных основателей. В некоторых случаях, таких как БРИКС (основанный в 2009 году Бразилией, Россией, Индией и Китаем - с присоединением Южной Африки в 2010 году), новые организации прямо заявляют, что представляют важные державы, когда-то исключенные из существующей системы глобального управления.
3. Рост числа негосударственных субъектов, таких как транснациональные корпорации ли террористические организации, которые подрывают демократию, основные свободы и прозрачность рынка.
4. По всему миру происходят процессы, которые доказывают сдвиг в сторону национализма и сохранение неприкосновенности суверенитета страны, каждая страна хочет сама контролировать и свою внешнюю, и внутреннюю политику.