Беломорканал – маршрут на Соловки
Краткое содержание :
На Соловках хотелось побывать давно, так как это святое место и просто место силы. Было два варианта этой поездки: первый — поездом до Архангельска, а затем морем до архипелага и второй — теплоходом по Беломорканалу из Питера. Конечно, был выбран второй маршрут, чтобы побывать не только на Соловках, но и пройти по знаменитому каналу. О посещении Соловков я писал в публикации.
Ну а о переходе по каналу попытаюсь рассказать в этой публикации.
Предыстория
Идея строительства канала возникла у Петра I во время Северной войны. Он был необходим прежде всего в военных целях, как рокадная трасса. Построен был за два года и сдан в эксплуатацию в 1933 году. Строили канал заключенные специально созданного для этого лагеря Белбалтлаг. Канал соединяет Белое море с Онежским озером, имеющим выход к Балтийскому морю. Глубина его фарватера составляет 4 метра, ширина — 36 метров, протяженность — 227 километров. Трасса проходит через шесть крупных озер: Маткозеро, озеро Торос, Выгозеро, озеро Телекино, Воицкое озеро и озеро Шавань. Разность уровней воды — 102 метра. Канал имеет 19 шлюзов и 5 ГЭС. Направление его течения от Онежского озера к Белому морю. Интересная подробность: финские войска в декабре 1941 года захватывали часть канала вместе с поселком Повенец. После их ухода, так как часть шлюзов была взорвана, их пришлось восстанавливать.
Начало
Начинается канал у поселка Повенец, когда-то бывшего уездным городом, в Повенецкой губе Онежского озера, а заканчивается в городе Беломорске. Повенец запомнился большим количеством комаров, тучами летавших за каждым из сошедших на берег. Может потому, что мы не были им знакомы. Меня всегда удивляло, что совсем рядом, в Финляндии их нет от слова совсем, наверное, они просто невыездные.
Канал
Сразу же за Повенцом следует семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга в долине реки Повенчанки. Они составляют так называемую «Повенчанскую лестницу», по которой суда поднимаются почти на 70 метров.
Далее шли по каналу с короткими «зелеными остановками» и шлюзами.
Местами канал поднимался на эстакадах и получалось, что наш теплоход как бы парит в воздухе. До Беломорска был лишь один населенный пункт, поселок Сосновец. Ничего примечательного там не было, может поэтому он как-то особо не запомнился.
Беломорск
И вот Беломорск, окончание нашего пути по каналу. А это река Выг, впадающая здесь в Белое море.
Купались, если это можно так назвать. Видите какая река, почти как горная, с порогами, а вода холоднющая. Ну ведь надо же было как-то отметиться. Город показался довольно неустроенным, единственным плюсом, пожалуй, было лишь море. Правда это впечатления десятилетней давности. Вполне возможно, что сейчас многое изменилось.
На Соловки нас доставляли, по-моему, на «Комете». Так как море было спокойным, то расстояние в 72 километра судно преодолевало за 1,5 часа. Ну, а из достопримечательностей, пожалуй, еще вот этот железнодорожный мост, который изрядно попортил нам нервы при возвращении обратно.
Дело в том, что на обратном пути мы должны были посетить Кижи и Валаам. Помню, что по графику нужно были отходить из Беломорска в выходной. Но незадолго до отхода нам сообщили, что поднять мост якобы по техническим причинам невозможно. Объясняли это стоявшей жарой (24 градуса, ну просто тропическая жара), мотивировав, что рельсы при последующем опускании моста не совместятся и есть риск нарушить железнодорожное движение. А на самом деле, как обычно и бывает у наших людей: дежурная смена как-то неожиданно «приболела». Директор маршрута развела руками, мол, что поделаешь, обстоятельства непреодолимой силы, что обычно прописано в любом договоре. Народ же с этой ситуацией мириться не захотел. Помню, что каждый из нас тогда просто превзошел самого себя, используя все свои ресурсы, чтобы решить данный вопрос. Звонили везде, куда только можно. В общем, когда люди одержимы достижением какой-то цели, то они могут горы свернуть. Как по волшебству мост через некоторое время подняли, и мы отправились в обратный путь, почти по графику.
Эпилог
Про обратную дорогу рассказывать не буду. Шли уже без остановок, при этом в глаза бросались немногочисленные часовни и поклонные кресты по обоим берегам. И это тоже была наша история. В Кижи и на Валаам мы попали. Но об этом уже в другой раз.
Прошу оценить и прокомментировать.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: