Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны

12 дочитываний
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,75 рублей за дочитывания
Зарабатывать

8 сентября 1941 года с захватом фашистскими войсками Шлиссельбурга началась блокада Ленинграда – одна из жутких, но в то же время одна из наиболее героических страниц в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Битва за Ленинград, взятию которого Гитлер придавал очень большое значение, как с военной, так и с политической точки зрения, стала одним из кровопролитнейших сражений Второй мировой войны. Начиналась она тяжелейшими оборонительными боями Красной Армии ещё на дальних подступах к городу, с огромными потерями, а закончилась полным разгромом Группы Армий «Север». Но до того светлого момента, когда над Ленинградом прогремел салют в честь войск Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавших вражескую блокаду, было очень далеко.

Само по себе противостояние на стабилизированной невероятными усилиями линии фронта под Ленинградом – лишь одна из страниц его героической обороны. Битва имела ещё одну сторону – необходимость не только удержать территорию, а также город – как промышленный и культурный центр, но и сохранить его жителей, оказавшихся в ловушке голода, холода и непрерывных артобстрелов и бомбёжек. Каждый день на грани жизни и смерти, среди умирающих во сне и замертво падающих от истощения на улицах родных, близких, знакомых, жители Ленинграда продолжали бороться, стоя на заводах у станков, выпуская боеприпасы для фронта и восстанавливая боевую технику. Места ушедших на фронт мужчин заняли женщины, подростки и дети.

Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера. В первые дни блокады оказались разбомбленными городские продовольственные склады. Перед жителями города нависла угроза голода.

Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941 года, а эвакуация жителей – только в августе. Однако, 30 августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.

Возможности налаженного авиамоста были невелики, и стало очевидным, что необходимо разработать систему снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями.

С началом блокады в её кольце по приблизительным подсчётам оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. Проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать, однако решить её можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру, навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, начала сковывать льдом воды озера.

Тогда смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом из смертельной ловушки. Однако, переходный период, когда лёд уже мешал свободной навигации, а его толщина не позволяла выпустить на него автомобили, был очень трудным. Тем не менее, холод способствовал тому, что 22 ноября 1941 года ледовая «Дорога жизни», носившая официальное наименование Военно-автомобильная дорога №101 (№102) начала свою работу. В этот день из Ленинграда за продовольствием выехала автоколонна из 60 грузовиков.

«Дорога жизни» официально функционировала по март 1943 года, когда после прорыва блокады было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. За этими «сухими» строками стоит очень многое: невероятный труд учёных, разработчиков, рабочих, водителей, моряков. За этими цифрами стоят беспримерная доблесть и отвага, несокрушимый дух, боль и горечь утрат, радость и гордость за Победу!

Работы по организации Дороги по льду Ладожского озера осуществлялись заранее. Необходимо было учесть много факторов: ледовую обстановку на озере, время ледостава, сроки, за которые толщина льда достигнет необходимого для перемещения автотранспорта уровня. Кроме всего, нужно было позаботиться о том, чтобы в условиях суровой, рано наступившей зимы на всём протяжении ледовой трассы были обустроены пункты обогрева. Особое внимание уделялось и созданию системы ПВО, прикрывающей все направления на «Дороге жизни», так как суда, порты, причалы и проложенная по льду трасса подвергались постоянным налётам вражеской авиации.

Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км.

Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.

На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы. Наиболее известными из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов памятники, посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на «Дороге жизни», а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».

Ну и, конечно, песни военных лет и послевоенные песни о войне! Одна из них целиком посвящена «Дороге жизни»: это «Песня о Ладоге», которая неизменно звучит на концертах в честь Прорыва и снятия блокады Ленинграда, в День Победы. Припев этой песни как нельзя лучше отражает роль Ладожского озера и проложенной по нему «Дороги жизни» в судьбе Ленинграда:

«Эх, Ладога, родная Ладога!

Метель и штормы, грозная волна.

Недаром Ладога родная

«Дорогой жизни» названа!»...

источник

Проголосовали: 9

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

7 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо 😉

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Здравствуйте, уважаемый автор! Спасибо огромное за статью! Прочитала ее с большим интересом! Жду Ваших новых публикаций! Здоровья Вам и всех благ!

А музей превратили в охотничью сторожку. Позор.

+1 / 0
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года, подписным Президентом России Владимиром Путиным «О внесении изменений в ст. 1» федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 N 32-ФЗ начиная с 2014 года, 27 января является Днем воинской славы России, потому что именно в этот день в 1944 году произошло полное освобождение советскими войсками города Ленинграда от блокады немецко-фашистских войск и называется - «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».Часто проводятся конкурсы о воспоминании о том что было и организуют выставки картин

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Сальников Валерий Валерьевич
Подписчиков 1954
вчера, 09:15
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 5.3М
Два взрослых хищника и два молодых медведя напали на мужчину в микрорайоне ...
Подробнее
Неинтересно
0
26
Кольбе Андрей Павлович
Подписчиков 346
вчера, 13:36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.8М
Тюрьму «Кресты» в Санкт-Петербурге выставят на аукцион уже до конца этого года.Данный ...
Подробнее
Неинтересно
0
159
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5501
вчера, 15:58
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 23.4М
Замeчатeльная пepeдача. Зaмечательный ведyщий. Как же я любил эту передачу!Примета из детства)
Подробнее
Неинтересно
0
56
Olga Vladimirovna Novikova
Подписчиков 2444
вчера, 09:01
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
Вот несколько обоснованных причин, которые делают человека привлекательным :
Подробнее
Неинтересно
0
67
Кольбе Ольга Анатольевна
Подписчиков 1344
вчера, 14:13
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8.1М
Партия выдвинула своё предложение, сделать не большие изменения в статье 78, а это Закон ...
Подробнее
Неинтересно
-1
79
Филиппова Наталья Юрьевна
Подписчиков 2497
вчера, 07:57
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.5М
Работа в нашей жизни составляет большую часть времени. И как важно, чтобы рабочее ...
Подробнее
Неинтересно
0
52
Валерий Ш
Подписчиков 27317
вчера, 07:07
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 62М
В московской Щербинке нагло, бесцеремонно и безнаказанно действовала подростковая ...
Подробнее
Неинтересно
00:29
Поделитесь этим видео
0
30
Эдуард Р
Подписчиков 12068
вчера, 17:38
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 14М
Фото сгенерированного нейросетьюВ майских указах и в национальных проектах ...
Подробнее
Неинтересно
-1
40
Михаил Реутов
Подписчиков 939
вчера, 13:48
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.5М
Вчера в Санкт-Петербурге в районе железнодорожной станции Электродепо произошла ...
Подробнее
Неинтересно
00:28
Поделитесь этим видео
0
27
Павел
Подписчиков 307
вчера, 13:04
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.7М
Средняя цена нефти марки Юралс, упала в августе на 4,7 процента — с 73,73 до 70,27 доллара за баррель.
Подробнее
Неинтересно
0
31
Сальватори Анна
Подписчиков 399
вчера, 16:24
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 686.7к
Как же приятно было увидеть свою книгу "Римские цари. История Древнего Рима" в книжных магазинах Читай-город!
Подробнее
Неинтересно
0
23