Трагедия современного мира.
Эпиграф:
Отриньте Героев,
Получите крыс..
Гераклит (V в. до н.э.)
Недавно вышла в свет беспрецедентная по своему внутреннему трагизму книга российского философа и историка, одного из архитекторов главного народно-патриотического издания "Завтра", Николая Анисина..
Книга имеет название "Клад" и название это в полной мере отражает главные системообразующие мысли, заложенные автором.. Если говорить образно, под Кладом здесь понимается неразрывная совокупность двух его ипостасей: Клада духовного и Клада земного..
Когда знакомишься со структурой текста, то, на первый взгляд, складывается впечатление, что ткань рвётся, что сюжет содержит некоторое количество мало связанных между собой историй.. Действительно, по сути, повествование вроде бы состоит из трёх отдельных смысловых частей, которые в стиле "Декамерона" соединены между собой лишь общими героями..
Однако при внимательном прочтении и осознании написанного, резко выясняется, что это не так: текст един, ибо пронизан одной мыслью, независимо от того, какой персонаж это Кредо озвучивает..
Скажу сразу: в мою задачу совершенно не входит пересказ сюжета, фабулы или даже краткий путеводитель по книге. Думаю, читатель самостоятельно разберётся с этим, работа стоит того, к тому же спойлеры, как известно, резко снижают интерес к аутентичному тексту.. Я кратко остановлюсь лишь на структуре романа-эпоса (по-другому просто не могу его назвать) и на некоторых сакральных смыслах, разумеется, в том ключе, в котором они видятся мне.
Всё повествование построено в классическом платоновском стиле - диалог, вопросы и ответы.. Но если у Платона диалоги велись между Сократом и его идейными противниками, то у Анисина они ведутся между единомышленниками, которые отличаются друг от друга лишь тем, что представляют разные культуры, Россию и Запад.
В первом случае сам автор беседует с довольно крупным британским меценатом, предпринимателем и управленцем в отставке, путешественником по Индии Стюартом. Во втором, дочь Стюарта Кейт, прилетевшая в Москву с целью создания крупной монографии по истории СССР, делится своими мыслями с потомственным инженером, программистом, выходцем из крупнейшей семьи советской технической интеллигенции Александром, по кличке Саша Мономах..
Между двумя этими диалогами перед нами разворачивается мистическое эссе, в котором в невообразимой для современной литературы форме проводятся яркие параллели между разорванным Советским Союзом и погибшей Атлантидой..
Это наиболее поэтическая часть произведения, по сути, поэма в прозе, чем-то напоминает начало "Мёртвых душ" Н.В.Гоголя..
Первая и третья часть во многом посвящены описанию процессов разложения советской элиты, её метаморфозы. Из "красной", которая стремилась к Звёздам и всемирному неограниченному благу, прямо на глазах она превращается в пластично-буржуазную слизь, помышляющую лишь о земных радостях, о том, как бы половчее передать свои накопления и должности по наследству обожаемым гламурным чадам..
Вторая же часть принципиально отличается от остальных, это Песнь сталинской эпохе, Поколению Героев..
В этой части аккумулируется и мощный посыл в будущее. До 1954 года Страна Советов являлась тем единственным в мире гособразованием, в котором были заложены основы Новой Атлантиды, способной к ЛЮБЫМ чудесам, считает автор. Иначе она не сломала бы хребет в разы более сильному Гитлеру, и не стала бы к середине 1950-х гг. победоносной альтернативой миру капитала..
А если такая цивилизация не исключалась в XX веке, то она вполне возможна и в нашу эпоху..
Вообще, выводы героев Николая Анисина часто бывают парадоксальны: к примеру, он считает, что Ельцин в глубине души оставался коммунистом, а строить паразитический капитализм ему пришлось, повинуясь воле обстоятельств тотального противостояния с Горбачёвым и КПСС, давлению окружения и контрреакции его звериного темперамента на постоянную критику со стороны тогдашних зюгановцев и прочих оппозиционеров..
Более того, автор уверен в том, что Ельцин в тенетах подсознания, а, возможно, и сознания - всегда стремился к реставрации социалистического строя.
Вразрез с большинством современных представлений о событиях 1998-2000 гг. Николай Анисин устами своих героев воспринимает и приход к горнилу власти действующего Президента России В.В.Путина..
Дело в том, что, осознавая Примакова своим личным врагом, а действующего премьера Степашина крайне слабым и нерешительным человеком, неспособным на поступки, Ельцин восхитился волчьей хватке одного из чиновников АП, скромного подполковника государственной безопасности, который при этом не побоялся сыграть против самого Ельцина..
Несмотря на его прямое поручение привлечь ненавистного ему лично Собчака к уголовной ответственности и ознакомить бывшего питерского мэра со всеми прелестями исправительно-трудовых учрежденний, скромный чиновник Путин под носом у всех контролирующих структур сумел организовать Собчаку побег и вывез его во Францию..
Казалось бы, за такие выкрутасы скромного чиновника неминуемо ждало как минимум изгнание с госслужбы, но Ельцин восхитился и призвал подполковника Путина к себе..
Он увидел в нём СЕБЯ, т.е. человека, который вопреки всем обстоятельствам умеет прогрызать единственно нужные решения, который единственно способен, с одной стороны, остановить практически предрешённый распад страны, а, с другой, нейтрализовать стремительно набирающий популярность тандем Лужкова и Примакова..
Я долго пытался понять: что же такое по мысли Анисина Клад? Где он спрятан? Как его найти, а если нашёл, то как применить, не проесть-пропить же, в самом деле.. И мне показалось, что я приблизился к пониманию автора..
Думаю, Клад - это Золотой Ключик от нашего будущего. Не будущего мегакорпораций и запуганных плебеев, а той прекрасной и непостижимой Атлантиды, которую мы, благодаря сонным и продажным элитам, однажды уже потеряли..
Лежит он себе на дне одного Богом забытого пруда, и только некая Черепаха Тортилла контролирует информационные потоки о его действительном местонахождении.. И лишь людям с чистыми душами и помыслами, таким как герои Николая Анисина, удастся его заполучить вновь..
Отдельным штрихом должен упоминуть абсолютную экзистенциональность автора; он пишет без всякой оглядки на текущую конъюнктуру, общественные сдвиги, досужие рассуждения современников, это сразу чувствуется, с первых же страниц. Его взгляды цельны, фундаментальны, выстраданы. Анисин как будто говорит словами одного из своих самых интересных и непознаваемых героев - крупного советского учёного дяди Мити: "Я есмь, а кто и что про меня талдычит, мне - как муравью стук дятла"..
Отдельно скажу: роман написан прекрасным русским языком настоящего мастера, а уж на фоне современной беллетристики и публицистики даже политические беседы о Путине в "Жан-Жаке" воспринимаются как лучшие образцы литературы русского Серебряного Века, и я не преувеличиваю..
В завершении напишу одно. Работа Николая Анисина заслуживает того, чтобы с ней ознакомились не только лишь представители патриотической общественности, но и, в принципе, люди, для которых достоинство - не пустой набор звуков.
Спасибо что дочитали до конца, Понравилась публикация ставим класс, подписываемся на автора и делимся своими мыслями в комментариях! За Все огромное спасибо!