Демпферный механизм в регулировании цен на топливо или почему бензин так стоит
Цена на топливо — это то, что касается каждого из нас и большинство из нас же настоятельно интересует. Но мы не знаем, почему цена на бензин растёт именно так, а не иначе. Мы не знаем, почему она никогда не падает и это очень раздражает. Нам чаще всего кажется, что виновен в этом продавец топлива, так проще думать. Но всё не так однозначно.
Регулирование розничных цен находится в ведение государства, а контроль вменён ФАС РФ. Хотя, декларативно, цена на топливо складывается рыночно, но влияние государства очень существенно. Безусловно, цена не может быть критически низкой, государство не способно в силу больших расходов в этом случае субсидировать такую цену. Государство тоже зарабатывает на этом - в цене бензина около 65% это налоги, и, конечно, заинтересовано в росте цены, но старается не дразнить обывателя и умеряет свои аппетиты в росте цены на топливо, чтобы он находился в пределах дрейфа инфляции.
Итак, что такое "демпферный механизм".
Как это работает?! Договорённость укрупнённо такая - при высоком внешнем спросе на бензин, высокой цене на нефть и нефтепродукты на международных рынках, нефтяники получают от Правительства РФ компенсацию (например, в 2019 году, когда поставки на экспорт были выгоднее, ими было получено по этой схеме 282 млрд. Рублей). Это их обязывает держать цену на заправке с ростом от так называемой индикативной, согласованной между государством и бизнесом цены в пределах определённого процента удорожания в течение периода действия такого соглашения.
Есть и обратный ход этого "демпферного механизма". Он применяется тогда, когда в силу более низких цен на мировом рынке и выгоде продавать топливо в России, нефтяники должны, в свою очередь, выплатить государству согласованную по определённой схеме расчёта сумму от этой цены, поделиться доходом. Для примера, при цене за бочку нефти Urals 30 дол. США это составило бы за год около 700 млрд. Рублей за год действия такой цены на биржах.
Но, реалии таковы, что всё-таки платит государство. Потому в 2021 году Правительство дважды меняло расчётную индикативную цены бензина для управления демпферным механизмом на фоне роста мировых цен и инфляции. Рост «базы» был выше инфляции и это существенно снизило доходы нефтепереработчиков, так, что пришлось снова садиться за стол переговоров и с 1 мая 2021 года вплоть до 01 января 2022 года индикативную цену определили в размере 52,3 тыс. руб. за тонну. Государство в итоге выплатит нефтяникам в течение 2023 годы порядка 350 млрд. Руб. компенсации по результатам 2021 года.
На следующий 2022 год рассматривается ряд мер для сдерживания роста розничных цен на бензин, в частности, глава ФАС РФ Максим Шаскольский заявил, что «что ФАС разработала предложение об увеличении объема продаж топлива на бирже (в том числе бензина на величину до 15%). Есть предложение зафиксировать тот уровень индикативной цены демпфера, который сейчас существует, и не изменять его на следующий год. Отклонения от этой цены снизить до 10%».
А, тем временем, по данным Яндекс в розничном секторе рост цены, например, на дизельное топливо составил с 01 января по 27 декабря 2021 года 5 000 руб. за тонну (47,8 руб./52,7 руб.). Это влечёт за собой рост тарифов на перевозки, что по принципу домино отразится на ценах в магазинах и на рынках, на стоимость билетов на автобус или перевозку любимого дивана из Зюзино на дачу, и надавит на больные места натруженных душ обывателей, и так не избалованных хорошими новостями за последние годы.
А мы знаем, что самая главная фигура в жизни любого государства это не нефтяник или чиновник, а простой обыватель, который своими пусть скромными, но постоянными расходами показывает, правильно устроен некий «механизм» или это вредное и опасное заблуждение государевых людей. Но, как бы то ни было, на данный момент всё обстоит вот так, а не иначе!