Шотландия хочет помиловать тысячи казненных ведьм - 400 лет спустя
СЕВЕРНЫЙ БЕРВИК, Шотландия
Однажды осенней ночью 1589 года здесь дул сильный ветер. Настолько, что король Джеймс VI пришел к выводу, что ведьмы, должно быть, собрались в этом рыбацком городке, чтобы вызвать шторм, задержавший прибытие его новой невесты, сестры датский король.
Большая часть Европы поддалась мании по поводу колдовства всего за сто лет до того, как подобное безумие охватило город Салем, штат Массачусетс .
Король Джеймс, впоследствии король Англии и Ирландии Джеймс I, лично допросил многих из тех, кто был схвачен и обвинен в призыве шторма во время ночной мессы с дьяволом в городке Олд Кирк. Позже он написал бестселлер о том, как распознать ведьму. Уильям Шекспир использовал некоторые детали судебных процессов в «Макбете».
Многие из 19 человек, казненных в Салеме, были оправданы за годы после судебных процессов над ведьмами, а другая группа была реабилитирована 20 лет назад.
Но только сейчас в парламенте Шотландии проходит законопроект о помиловании тысяч женщин, попавших в ловушку великой чистки в Шотландии, в том числе тех, кто был замучен до смерти во время судебных процессов над ведьмами в Северном Бервике.
В целом, до тех пор, пока в 1735 году не был отменен Закон о колдовстве, в преступлении обвинялись около 3837 человек, подавляющее большинство из которых составляли женщины, причем около двух третей казнили, что на душу населения больше, чем где-либо еще в Европе.
Расплата
Для активистов, работающих над тем, чтобы очистить свои имена, важно учитывать прошлое Шотландии, поскольку она рассматривает свое будущее в Великобритании.
«Это похоже на то, как Шотландия должна столкнуться с ее ролью в трансатлантической работорговле», - говорит Клэр Митчелл, юрист, которая вместе с Зои Вендитоцци, школьной учительницей и писателем, настаивает на всеобщем помиловании с самого начала своей деятельности. Подкаст "Ведьмы Шотландии" в стиле # MeToo.
Профессора истории Иэн Маккиннон и Эндрю Маккиллоп обнаружили в недавнем исследовании, что более трети земель Западного Хайленда и островов было объединено в обширные владения за счет денег, полученных от работорговли. В последние годы этот вопрос привлекает к себе все большее внимание, поскольку Университет Глазго, получивший прибыль от торговли, стал лидером в предоставлении возмещения в виде пожертвований на исследовательские проекты в Университете Вест-Индии.
Попытки помиловать женщин, убитых в ходе судебных процессов над ведьмами, также были политизированы в некоторых кругах. Поддерживая предложение, некоторые критики говорят, что партия лидера Шотландии за независимость Никола Стерджена делает его частью более широкой оценки прошлого Шотландии и, возможно, ее будущего.
Замечено в другом месте
Лео Игве, профессор Кейптаунского университета, который в течение многих лет защищал женщин и детей от обвинений в колдовстве в своей родной стране, Нигерии, говорит, что это может дать новый импульс к искоренению колдовства во многих странах.
Он и шотландские участники кампании проводят параллели между охотой на ведьм в современной Африке и Шотландией XVI века, от потрясений урбанизации до поддерживающего их религиозного рвения. В Эдинбурге и других шотландских городах чистки стали частью более широкой борьбы за власть между католической церковью и протестантскими реформаторами, вдохновленными Мартином Лютером и Джоном Кальвином, с преследованием невинных женщин, чтобы продемонстрировать святость их дела.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОНИЖАЕТСЯ ПОСЛЕ НАПАДЕНИЯ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЮДЕЙ В ГОРОДЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
«Был абсолютный жар по поводу того, кто был ближе всего к Богу», - говорит г-жа Вендитоцци.
Точно так же г-н Игве выступил против пасторов-евангелистов в Нигерии, которые, по его словам, раздули обвинения в колдовстве, чтобы увеличить их число, иногда штурмуя его собрания, предупреждая о чистках или подавая судебные иски, чтобы заставить его замолчать.
«Есть много разных групп, конкурирующих за легитимность и актуальность, и они делают это, идентифицируя людей как ведьм», - говорит он.
«Есть много разных групп, конкурирующих за легитимность и актуальность, и они делают это, идентифицируя людей как ведьм».
- Лео Игве, Кейптаунский университет
Несмотря на то, что в прошлом году Организация Объединенных Наций приняла резолюцию, призывающую положить конец судебным процессам над ведьмами, они продолжаются в некоторых частях мира, от Нигерии и Танзании до Индии и Папуа-Новой Гвинеи. Юридическая комиссия Малави на прошлой неделе рекомендовала внести колдовство в уголовный кодекс страны, что нервирует борцов за права человека. «Неспособность сделать это означает неспособность признать то, что происходит в обществе», - говорится в сообщении.
В Шотландии охоте на ведьм потребовались десятилетия.
Салем, штат Массачусетс, давно известен судебными процессами над ведьмами конца 17 века.
Салем, штат Массачусетс, давно известен судебными процессами над ведьмами конца 17 века. (Департамент полиции Салема)
В некоторых случаях люди обвиняли своих соседей в преступлении, чтобы свести счеты. Большая часть шотландской аристократии поддержала чистки, надеясь, что они ускорят упадок католической церкви и позволят им выбирать из ее земельных владений, говорят ученые, изучавшие это явление.
Другие, в том числе король Джеймс, верили в ведьм и разработали, по их мнению, научные методы их обнаружения, например, уколы их длинными иглами, чтобы увидеть, сколько у них крови. Если крови не хватало, это считалось верным признаком того, что обвиняемый был ведьмой.
Обычно они получали ответы, которые хотели, как это было в случае слушаний в Норт-Бервике, первого крупного показательного процесса того времени.
Расследование началось с Гейлис Дункан, молодой женщины, которая работала горничной в доме Дэвида Сетон, союзника короля.
Узнав, что она тайно покидала собственность ночью, Сетон начал ее допрашивать. Спустя несколько недель Дункан сломался и признался, что вызвал шторм, задержавший корабль короля из Дании, и участвовал в заговоре с целью его убийства.
САТАНИЧЕСКИЙ ДИСПЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОМЕ ИЛЛИНОИСА ЗА ДНИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ ПРИЕМ ПРОТЕСТЕРОВ
Она назвала нескольких сообщников, которые якобы собрались возле гавани в Северном Берике, чтобы принять участие в сатанинском обряде, включая Агнес Сэмпсон и доктора Джона Фиана. Их арестовывали и пытали, их ногти были разбиты и растоптаны осколками. Волосы Сэмпсона были сбриты с головы, и она была привязана к железной клетке, висящей на стене ее камеры в Старом Толбуте в столице Эдинбурге.
Сам король Яков принимал участие в допросе. В сообщениях того времени утверждалось, что Сэмпсон точно пересказал личный разговор короля со своей невестой в их брачную ночь - доказательство, по их словам, того, что она действительно была ведьмой.
Затем Агнес Сэмпсон задушили и сожгли возле Эдинбургского замка вместе со многими другими, так что хоронить было нечего. Фиан был заживо сожжен на костре.
В течение следующих 150 лет по стране прокатилась серия других чисток, прежде чем мания начала утихать.
Одним из последних пострадавших была Лилиас Ади из Торриберна, арестованная в 1704 году и преданная суду после волны необъяснимых болезней возле ее дома. В то время, когда ей было около 60 лет, Ади допрашивали в течение месяца, лишали сна, прежде чем в конечном итоге признаться в том, что она спала с дьяволом.
Говорили, что она никогда не была осуждена и умерла в заключении после того, как повесилась, прежде чем она могла быть осуждена или отказалась от имен других женщин.
Лилиас Ади был похоронен на пляже под толстой плитой из песчаника, прилив смывался туда и сюда дважды в день - неопределенность, через которую, как считалось, не мог пройти ни один дух.
Говорили, что она никогда не была осуждена и умерла в заключении после того, как повесилась, прежде чем она могла быть осуждена или отказалась от имен других женщин.
Очень интересная и полезная публикация! Огромное спасибо автору за интересную и подробную информацию по теме статьи. Будем ждать Ваших следующих интересных публикаций.