Пошаговая инструкция по самостоятельному банкротству физических лиц
С 01 октября 2015 г. в Закон о банкротстве №127-ФЗ внесены поправки, согласно которым физические лица также как и юридические могут подавать на банкротство, - у граждан появилась уникальная возможность списать накопившиеся долги по кредитам. Иными словами - признать себя банкротом. Но не торопитесь с решением! Для начала, нужно определить: "А, банкрот ли вы на самом деле?". Возможно есть другое решение вашей проблемы с долгами.
Начать процедуру банкротства гражданин может самостоятельно, при условии:
-если его долг превышает 500 тыс. руб. (иногда суд может рассмотреть процедуру банкротства и при меньшей сумме);
-просрочка платежей составляет более трех месяцев.
И так, если вы подходите под эти условия, то дальше следует действовать следующим образом.
1. Собираем все документы необходимые для банкротства:
-паспорт (желательно, копии всех страниц);
-документы, подтверждающие наличие задолженности, основание ее возникновения: (кредитные договоры, графики платежей, претензии банков, исковые заявления кредиторов, договоры займа, расписки в получении денежных средств, договоры залога имущества и т. п. Получить их можно в тех банках, где у вас имеются кредиты (займы) или кредитная карта);
-выписка из Единого Государственного Реестра Индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или справка об отсутствии статуса ИП (получить данную выписку или справку нужно в налоговой инспекции по месту регистрации, либо скачать с сайта ФНС и заверить. Важно: заказывать эти документы необходимо не менее чем за 5 рабочих дней до даты подачи в суд гражданином заявления о признании его банкротом);
-список кредиторов и должников гражданина с указанием их наименования или фамилии, имени, отчества, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов и должников гражданина, а также с указанием отдельно денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности (данный список оформляется по утвержденной форме);
-опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя (опись оформляется по утвержденной форме);
-документы, подтверждающее право собственности гражданина на имущество (свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, паспорт технического средства, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, при наличии);
-документы о сделках. Документы о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (при наличии). Это могут быть договоры купли продажи, соглашение о дарении, акты приема передачи имущества;
-выписка из реестра акционеров/участников юридического лица, акционером/участником которого является гражданин (при наличии);
-сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом: (налоговые декларации, справки с места работы по форме 2 НДФЛ) если работодателя не найти, – следует обратиться в налоговую за такими справками. Если налоговая вам откажет, то у вас будет документ, который вы приложите к заявлению вместо справок о доходах;
-справка, в свободной форме об имеющихся у гражданина счетах в кредитных организациях с указанием номера счета, наименования банка и его местонахождении (адрес филиала);
-по каждому из счету в банке: выданная банком справка о наличии счетов, вкладов/депозитов в банке и/или об остатках денежных средств на счетах, во вкладах/депозитах, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (при наличии);
-копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования — СНИЛС;
-сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Информирование граждан на бумажном виде осуществляется:
-через работодателя. В соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” работодатель обязан передавать копию сведений, представленных в ПФР. Через территориальный орган ПФР. Каждый человек один раз в год может получить выписку из индивидуального лицевого пенсионного счета по месту жительства или работы. Через заказное письмо. Написав личное заявление и направить его заказным почтовым отправлением (при соблюдении установленных требований) в ПФР;
-выписку можно предварительно заказать по телефону и получить ее в назначенное время. Информирование застрахованных лиц в электронной форме осуществляется путем получения информации о состоянии индивидуального лицевого счета через Единый портал государственных услуг. Для этого застрахованному лицу необходимо регистрироваться на портале госуслуг и создать свой личный кабинет в соответствии с процедурой, предусмотренной на сайте;
-копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения, в случае принятия указанного решения;
-копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, то есть свидетельство ИНН (при наличии);
-копия свидетельства о заключении брака (при наличии заключенного и не расторгнутого на дату подачи заявления брака);
-копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
-копия брачного договора (при наличии);
-копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
-копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном;
-квитанция об оплате государственной пошлины (с января 2017 года – всего 300 рублей);
-квитанция о внесении на депозит суда 25 000 руб. для выплаты вознаграждения финансового управляющего.
2. Составляем исковое заявление на банкротство физического лица.
Вот и собраны все необходимые документы! Следующий этап - это написать исковое заявление о признании гражданина банкротом и направить его в Арбитражный суд. В заявлении о признании себя банкротом необходимо указать наименование и реквизиты Арбитражного суда, его адрес, свои данные (ФИО, адрес, телефон), сумму требований кредиторов (т. е. не сумму своего долга), размер задолженности, сведения об имеющемся у вас имуществе, обоснование невозможности удовлетворения требований кредиторов (т. е. подтверждение того, что вы не можете погасить образовавшийся долг), наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Прикладываем к исковому заявлению все собранные документы.
3. Подаем исковое заявление в Арбитражный суд.
Дело о банкротстве гражданина рассматривается Арбитражным судом по месту жительства должника. Госпошлина за подачу заявления о признании банкротом составляет 300 руб. Оплачиваем госпошлину, вносим на депозит суда денежные средства в размере 25 тыс. руб. Заявление может быть подано в Арбитражный суд путем личного обращения (через отдел делопроизводства, канцелярию Арбитражного суда), по почте либо в электронной форме с использованием сети Интернет. Это уже на ваше усмотрение.
4. Ждем принятия судом определения о признании вашего заявления о признании банкротом обоснованным.
По результатам рассмотрения заявления суд может вынести определение о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов гражданина.
С даты вынесения судом определения, содержащего указание на введение реструктуризации долгов, наступают, в частности, такие последствия:
-вводится мораторий на удовлетворение требований по вашим обязательствам;
-прекращается начисление неустоек (пеней, штрафов), иных финансовых санкций и процентов по вашим обязательствам, кроме текущих платежей;
-снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения распоряжения имуществом;
-сделки по приобретению и отчуждению имущества стоимостью свыше 50 тыс. руб., по получению и выдаче займов, получению кредитов, по передаче имущества в залог, а также распоряжение денежными средствами на банковских счетах (вкладах) могут совершаться вами лишь с предварительного письменного согласия финансового управляющего. Без согласия финансового управляющего вы можете распоряжаться денежными средствами на специальном банковском счете в пределах 50 тыс. руб. ежемесячно.
Вы вправе направить проект плана реструктуризации своих долгов финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган не позднее 10 дней по истечении двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным вашего заявления о банкротстве. Затем финансовый управляющий проводит первое собрание кредиторов, где представляет проект плана, который должен быть принят большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, после чего он утверждается судом.
6. Ждем определения суда о признании вас банкротом, реализации имущества и удовлетворения требований кредиторов.
Если вы не соответствуете требованиям для утверждения плана, суд выносит определение о признании вас банкротом и введении реализации вашего имущества. В таком случае реализация имущества вводится судом на срок не более шести месяцев, который может быть продлен. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет конкурсной массы в определенной очередности. Требования, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными, и гражданин, как правило, освобождается от дальнейшего их исполнения. Исключениями являются, в частности, требования по текущим платежам, о возмещении вреда жизни или здоровью, возмещении морального вреда, взыскании алиментов. Они могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве в непогашенной их части.
Вот на этом процедура банкротства и заканчивается, долги списываются и вы можете почувствовать себя свободно.
Последствия признания гражданина банкротом:
-в течение пяти лет вы не можете взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании вас банкротом;
-вы не вправе занимать должности в органах управления или иным образом участвовать в управлении (за исключением установленных случаев): кредитной организацией - в течение 10 лет, страховой организацией, НПФ, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ или МФК - в течение пяти лет, всеми остальными организациями - в течение трех лет;
-если по итогам завершения расчетов с кредиторами у вас остались непогашенные суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам, такие суммы будут признаны безнадежными к взысканию.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: