Стоит ли россиянину ехать за автомобилем в Беларусь
Разница в стоимости новых автомобилей, продаваемых в Беларуси и России, может достигать сотен тысяч рублей. "СОЮЗ" выяснял, почему это происходит и насколько выгодно и сложно ли приобрести автомобиль россиянину в Беларуси, а белорусу - в России.
Россияне и белорусы живут в Союзном государстве, вместе строят союзное будущее - без границ, физических, таможенных, валютных и экономических. И все же... Например, на автомобильном рынке есть немало нестыковок, которые в итоге "выливаются" в разницу цен. "СОЮЗ" решил изучить этот вопрос, чтобы понять - насколько мы интегрированы?
За "китайцем" - в Беларусь
Оговоримся сразу - новые автомобили будем рассматривать отдельно от подержанных. Ведь политика ценообразования на эти категории и нюансы при оформлении при покупке и регистрации - разные.
Что касается именно этой категории, то для сравнения возьмем модели китайской марки Geely, которая имеет в Беларуси сборочное производство. Если соотнести стоимость нескольких моделей этой марки, продаваемых в Союзном государстве, то можно заметить, что на сайте автопроизводителя в Беларуси стоимость Geely Tugella начинается от 2,2 миллиона российских рублей, в то время как в России этот же производитель предлагает модель по цене от 2,7 миллиона рублей. При этом Geely Coolray и Geely Atlas дешевле уже в России (на 25 тысяч рублей - первый и на целых 150 тысяч рублей - второй).
Однако машины этой марки все-таки не массовые, поэтому остановимся, например, на вполне народном бренде Ravon. Его продукция представляет собой немного "перелицованные" автомобили марки Chevrolet. И что же мы видим? А то, что седан Ravon R4 (тот же самый Chevrolet Cobalt) в Беларуси продается от 714 тысяч рублей, а в России его можно купить уже за 756 тысяч.
Разница в цене автомобиля, продаваемого в России и Беларуси, может достигать 500 тысяч рублей
А вот продукция АвтоВАЗа в Беларуси немного дороже, чем в России, разница составляет несколько десятков тысяч рублей для любой модели.
Как купить дешевле?
"На формирование окончательной цены очень влияет маркетинговая политика автопроизводителей. В Беларуси, например, покупателям предлагается очень много преференций. Например, кредиты под низкие проценты. Что же касается России, то серьезных скидочных программ сегодня на рынке мало. К тому же в России может быть дефицит некоторых моделей, и некоторые дилеры позволяют себе в рамках своих полномочий увеличивать стоимость таких моделей за счет включения в окончательную комплектацию тех или иных опций", - считает эксперт.
При этом на интернет-сайтах дилеров очень сложно определить конечную цену за автомобиль. За ним приходится ехать в салон, а там часто выясняется, что машина стоит дороже, чем заявлено в Cети.
Подобная практика распространена и в России, и в Беларуси, говорит Игорь Моржаретто, "но ее можно обойти. Для этого автомобиль приобретается через интернет. Практически у каждой компании сегодня есть онлайн-продажи, в которых дилер появляется на самом последнем этапе, в момент выдачи автомобиля".
Поэтому, считает эксперт, шанс у россиянина купить дешевле новый автомобиль в Беларуси или у белоруса в России есть, однако для этого необходимо очень плотно погрузиться в изучение рынка, цен и нюансов переоформления автомобилей в рамках Союзного государства.
Интеграция выгодна авторынку
Так, за новые автомобили, произведенные в Беларуси, таможенную пошлину платить не надо, однако надо платить утилизационный сбор и за подключение к ГЛОНАСС, напоминает независимый консультант по индустрии "Автомобили и транспорт" Сергей Бургазлиев. Впрочем, добавляет он, на относительно дорогие и мощные машины она составит несколько десятков тысяч рублей и несильно увеличит конечную стоимость автомобиля.
В то же время, добавляет Сергей Бургазлиев, есть нюанс, связанный с базой для начисления НДС. "В России НДС начисляется на общую стоимость товара, а в Беларуси на разницу между себестоимостью товара и его розничной ценой. За счет этого получается, что если вы покупаете машину в Беларуси и привозите ее в Россию, платите таможенный сбор плюс акциз, а на НДС вы можете сэкономить".
По мнению Сергея Бургазлиева, интеграция России и Беларуси в части авторынка будет выгодна автолюбителям обеих стран, так как увеличится возможность выбора нужного автомобиля за привлекательную цену. Российский авторынок более емкий, и на нем автолюбителю из Беларуси можно купить машину с хорошей скидкой. В то же время популярные среди российских автолюбителей машины в Беларуси стоят дешевле и их покупка становится выгодной для россиян.
Советы покупателям
1. В Беларуси можно выгодно приобрести подержанные автомобили в очень хорошем состоянии. В России из-за климата и условий эксплуатации они, как правило, в более худшем состоянии.
2. На белорусском авторынке б/у машин более богатый выбор: в силу территориальной близости к европейским странам здесь популярны и многочисленны дизельные седаны и универсалы таких моделей и комплектаций, которые до России просто не доезжают.
3. При покупке автомобиля обратите внимание на то, чтобы машина соответствовала экологическому классу Евро-5. Это значит, что она должна быть не старше 2010 года выпуска и иметь соответствующий сертификат, иначе на российской таможне могут возникнуть проблемы.
4. Что касается покупки нового автомобиля в Беларуси, то россиянину есть смысл рассматривать и данный вариант: разница в цене на некоторые модели может достигать полумиллиона рублей.
5. А вот белорусу в России выгоднее покупать новые машины российской сборки. Здесь разница в цене может составить от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.