


В России с 1 марта 2022 года как учебным центрам, так и работодателям придется руководствоваться требованиями нового Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда. В нашем материале расскажем, какие изменения надо внести во все инструкции по охране труда в 2022 году.
10 главных изменений в охране труда в 2022 году
Основные принципы обеспечения безопасности труда
2 июля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Появилась новая статья — 209.1. Основные принципы обеспечения безопасности труда. К там принципам отнесли:
Чтобы установить, какое из мероприятий нужно провести в приоритетном порядке, изучите следующие документы, вступающие в силу с 1 марта 2022 года:
-Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (ID проекта 02/08/01-21/00112538)
-Проект приказа Минтруда России «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников», с 1 марта 2022 г. (ID проекта 02/08/01-21/00112541).
Управление профессиональными рисками
В новой редакции Х раздела ТК профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.
Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.
Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.
Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.
Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.
Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.
Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.
Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).
Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.
Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.
Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.
Законодательством официально не закреплено понятие «микротравма». Есть только «производственная травма, то есть повреждение здоровья, при котором нетрудоспособность составила 1 и более дней. Если работник не получил утрату трудоспособности, подтвержденную больничным листом хотя бы на 1 день, расследование в рамках несчастного случая не производится. С 1 марта 2022 года это изменится. В ТК официально введут новое понятие «микроповреждение».
Важно! Узнать больше о микротравмах, а также о том, как их нужно будет учитывать в будущем, можно, изучив проект Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников» (ID проекта 02/08/06-21/00117010).
Итак, по задумке законодателей, к микротравмам будут относить: ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные при исполнении трудовых обязанностей, но не повлекшие за собой расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности. Так, перенося коробку с инструментом, работник может запнуться, упасть, получить синяк, ссадину, порезаться, ушибиться. Больничный лист при этом не выдают, но работнику может потребоваться время для того, чтобы боль уменьшилась, кровь остановилась, а рану обработали.
Для расследования микротравмы, чиновники разработали определенный алгоритм действий для работодателей и специалистов по охране труда:
-Работник обращается за первой помощью в здравпункт и сообщает руководителю о полученной микротравме.
-Руководитель подразделения или медицинский сотрудник здравпункта сообщают о происшествии специалисту по охране труда, а в его отсутствие работнику, назначенному ответственным по охране труда.
-Специалист по ОТ опрашивает пострадавшего и очевидцев, осматривает место происшествия, и по результатам расследования составляет справку.
-Специалист по охране труда при заполнении справки указывает обстоятельства микротравмы, травмирующие факторы, причины травмы, мероприятия по снижению вероятности повторного получения травмы этим или другими работниками.
-Сведения из справки специалист по ОТ вносит в журнал регистрации микротравм.
Учтите, что хотя формат справки не предусматривает подпись пострадавшего, но эксперты рекомендуют ее получить, а также пронумеровать справку тем номером, которым оформлена запись в журнале регистрации микротравм. Почему-то в рекомендациях эти важные детали были пропущены. Не лишним будет прошить и пронумеровать журнал, во избежание подмены листов. Это подтвердит добросовестность работодателя, что улучшит в конечном итоге имидж организации перед проверяющими органами.
Минтруд России подготовил рекомендации по численности специалистов по ОТ в организации в зависимости от количества структурных подразделений, класса рисков и других важных факторов. Поскольку рекомендации не являются НПА, работодатель вправе ими пользоваться, а вот заставить следовать этим рекомендациям не получится.
Важно! Узнать больше о новых правилах расчета численности службы охраны труда на предприятии, можно, изучив проект приказа Минтруда России «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда» (ID проекта 02/08/07-21/00118375).
Понятно, что, если рекомендациями требуется наличие штата из 7 специалистов по ОТ и руководителя службы, это не убедит работодателя расширить штат по охране труда на 7 человек. А вот позаботиться о том, чтобы имеющийся хотя бы один специалист отвечал требованиям профстандарта, работодатель обязан.
Напоминаем, что с 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменились квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274 н. Поэтому, если вы в компании планируете брать на работу нового специалиста по охране труда, учтите, что он должен иметь специальную профессиональную подготовку. В противном случае, организации придется самой переучивать такого работника. Неподготовленный работник способен принести больше вреда, чем пользы, особенно в такой технико-правовой области, как охрана труда.
Важно! Изменения в профессиональном стандарте с 1 сентября 2021 года существенно повышают требования к уровню квалификационной подготовки экспертов в области охраны труда, оказывающих услуги для работодателей.
Например, теперь для того, чтобы проводить внешний аудит системы управления охраной труда у заказчика, потребуется наличие не менее 2 лет внутреннего аудита СУОТ в своей организации или 2 года управления проектной деятельностью в области охраны труда. Учтите это при заключении договора на проведение оценки рисков или внешнего аудита по охране труда.
С 1 января 2003 года действует порядок расследования НС, утвержденный приказом Минтруда от 24 октября 2002 г. № 73. С 1 сентября 2022 года документ прекращает свое действие, и на смену ему приходит новый порядок расследования, проект которого размещен на портале проектов ID 02/08/04-21/0011470. Его утвердят приказом Минтруда России «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев».
Новый порядок расследования усиливает роль исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в участии в расследовании НС на их территориях:
-в состав комиссии по расследованию НС с выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера должны будут входить работники отдела по труду и охране труда исполнительных органов власти, территориальные профсоюзы, а также, при необходимости, представители ФСС;
-допускается организовать работу комиссии по месту регистрации работодателя при расследовании НС о котором не было сообщено своевременно, или если нетрудоспособность наступила время спустя, когда место происшествия невозможно осмотреть, как невозможно качественно опросить очевидцев – не работников организации.
Также в новом порядке указана процедура согласования работы инспектора ГИТ в составе комиссии по расследованию НС. Приказ о создании комиссии должен содержать отметку об официальном согласовании участия инспектора ГИТ.
Если член комиссии без уважительных причин отсутствует на заседаниях комиссии по расследованию, председатель комиссии выводит его своим распоряжением, и сразу же вносит предложения ввести в состав комиссии нового участника. Для этого он готовит изменения в приказ.
Обратите внимание! Если работодателю или ГИТ стало известно о несчастном случае, произошедшем до 1 февраля 2002 года, такое расследование проводит инспектор ГИТ с обязательным привлечением профсоюзного инспектора труда и представителей ФСС. Интересно, что в этом случае расследование проводится с учетом норм права, действовавшим на момент происшествия.
Очень усложнилась процедура подготовки документов расследования в ГИТ. Рекомендуем подробно изучить эту тему в проекте ID 02/08/04-21/0011470.
На портале проектов НПА размещен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка расследования и учета профессиональных заболеваний работников», который вступает в силу со дня его официального опубликования (ID проекта 02/07/10-21/00121829).
На данный момент действует определение: «Профессиональное заболевание» — это заболевание, которое характеризуют как временную или стойкую утрату трудоспособности в результате воздействия на работника вредного производственного фактора. Теперь к этому определению добавят, что результатом острого профзаболевания может являться смерть работника.
Сроки расследования профессиональных заболеваний тоже обновят. Медицинская организация, выявившая на основании клинических данных состояния здоровья работника обязана в трехдневный срок после выяснения обстоятельств возникновения заболевания направить заключение о предварительном диагнозе профзаболевания в центр профпатологии. Территориальный орган Роспотребнадзора занимается выяснением обстоятельств возникновения заболевания, устанавливает связь заболевания с трудовыми обязанностями, по итогу составляет акт эпидемиологического расследования и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда заболевшего. Ранее такую функцию несли центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Центр профпатологии, на основании предварительного заключения о диагнозе, клинических данных, санитарно-гигиенической характеристики условий труда проводит экспертизу связи заболевания с профессией, и устанавливает окончательный диагноз. По его результатам оформляют медицинское заключение. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдают работнику под расписку и направляют страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работодатель должен исполнить все указания, провести и завершить расследование в течение 30 календарных дней. Важнейшей новеллой является внесение сведений о санитарно-гигиенической характеристики в Федеральный реестр.
В законе впервые будет прописана процедура действий заболевшего работника в том случае, если он не согласен с санитарно-гигиенической характеристикой. Ранее было достаточным лишь ознакомить работника с этим документом. В случае несогласия работодателя (его представителя) и работника с содержанием санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника он вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике.
В Трудовой кодекс ввели единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, в которых выдачу СИЗ поставили в зависимость от вредных факторов на рабочем месте (Приказ Минтруда России «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», ID проекта 02/08/01-21/00112556).
Важно! Единые типовые нормы заменят типовые нормы СИЗ по отраслям, по которым средства защиты нужно выдавать работникам в зависимости от должности или профессии. Единые типовые нормы выдачи должны прийти на смену многочисленным межотраслевым нормам выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
На основании единых типовых норм работодателю нужно будет установить собственные нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств с учетом не только результатов СОУТ, но также и результатов оценки профрисков и мнения профсоюза, если он есть в организации.
Единые нормы содержат три приложения:
-Работодателям, профессии работников которых указаны в приложении № 1 к ЕТН, требуется выдать полный комплект СИЗ для отдельных профессий работников, как правило, с технологически высоким уровнем профессионального риска.
-Работодателям в отношении работников, выполняющих работы с угрозой жизни и здоровью, указанными в приложении № 2 к ЕТН, нужно самим «сконструировать» комплект СИЗ и определить, нужно ли выдавать дополнительные СИЗ, указанные в этом приложении.
-Приложение № 3 содержит две таблицы. Первая таблица – нормы выдачи согласно установленным опасностям. Вторая таблица – обязательная выдача для отдельных категорий работников различных отраслей.
С 1 марта 2022 года будет действовать новый порядок обучения по охране труда. Изменения глобальные: теперь не получится проводить обучение внутри своей организации, если работодатель не зарегистрирует личный кабинет в реестре Минтруда России.
Порядок подачи уведомления должен содержать в себе сведения о наличии в организации мест для обучения, не менее 1 на 100 работающих, тренажеров и информационно-правовых баз. Все эти затраты нужно учесть в бюджете на 2022 год. Каждый работник, который назначен приказом ответственным за проведение инструктажей, должен быть обучен первой помощи в учебном центре.
Изменятся требования к инструкциям по охране труда (Проект приказа Минтруда России «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», ID 02/08/06-21/00117405).
Опытные специалисты рекомендуют коллегам утвердить новые инструкции по охране труда и дополнить их с учетом санитарных правил, руководств по эксплуатации и оценки рисков. Так, в инструкции прописывают сведения о профрисках на конкретном рабочем месте. Обновленные инструкции нужно сначала согласовать с представительным органом работников (ст. 372 ТК). Затем их подписывает руководитель.
Измените в инструкциях требование к применению СИЗ. Предупредите: тех, кто обязан применять СИЗ, но не делает этого, отстранят от работы без сохранения зарплаты. Работодатель должен действовать так на основании части 1 статьи 76 ТК (п. 2 ст. 1 Закона № 311-ФЗ).
-С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео-и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.
-Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.
Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.
В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.
Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.
Источник: Подробнее ➤