Весенняя сессия Госдумы – 2022: ключевые социальные, экономические, налоговые и иные законодательные инициативы
Государственное строительство и конституционные права граждан
Соответствующий блок включает более 30 законопроектов. Весомая часть из них посвящена проектируемым поправкам в КоАП. Например, речь идет о введении административных штрафов за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом последнего предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность их предоставления прямо предусмотрена законодательством или связана с непосредственным исполнением договора. Если инициативу примут, то начиная с 1 марта текущего года за подобное нарушение должностным лицам будет грозить штраф в размере 5-10 тыс. руб., а юрлицам – 30-50 тыс. руб. Такая мера призвана ограничить практику принудительного предоставления персональных данных потребителями для целей, не связанных с заключением, изменением, расторжением и исполнением договора купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ.
Еще одна поправка в КоАП РФ касается стимулирования добровольной уплаты штрафа за нарушения, связанные с заключением хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения либо участие в нем. В данном случае юрлицам – субъектам МСП могут предоставить возможность уплаты половины суммы наложенного административного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. Ожидается, что это позволит нарушителю сбалансировать возможные финансовые риски и минимизировать негативные последствия для дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности.
Другие нововведения в КоАП РФ, планируемые к рассмотрению Госдумой в весеннюю сессию, касаются:
усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом;
установления санкций за нарушение правил использования спутниковых сетей связи;
разграничения административной и уголовной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесах;
установления ответственности за нарушение требований, связанных с удалением затонувшего судна, а также за умышленное затопление судна;
введения административной ответственности юрлиц за совершение в своих интересах сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем;
уточнения административной ответственности за невыполнение гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями обязанности по осуществлению установки приборов учета электроэнергии;
определения порядка реализации, утилизации или уничтожения незаконно заготовленной древесины, изъятой при производстве по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, депутатам предстоит: оценить целесообразность введения нового основания прекращения судом уголовного дела – неявки в судебное заседание частного обвинителя без уважительных причин; подумать над усилением контроля за принятием автономными НКО, в деятельности которых используются бюджетные средства, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом; проработать вопрос усовершенствования порядка индексации денежных сумм, присужденных в рамках гражданского и арбитражного процессов. В ближайшие месяцы также будут решены вопросы, связанные с разработкой Правительством РФ порядка выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения, расширением полномочий прокурора в гражданском и арбитражном процессах и наделением прокурора субъекта РФ правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе госвласти региона.
Вместе с тем, включенные в число приоритетных проектов поправки в УК РФ, касающиеся усиления ответственности за совершение насильниками-рецидивистами преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, уже вчера приняты депутатами на первом пленарном заседании. Напомним, изменения предполагают возможность применения максимальных санкций (вплоть до пожизненного лишения свободы) за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении всех несовершеннолетних, а не только тех, которые не достигли возраста 14 лет. Отягчающими наказание обстоятельствами станут совершение преступления в отношении двух или более лиц, а также сопряжение его с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления. Такие меры призваны усовершенствовать средства уголовно-правовой защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Наконец, среди законопроектов рассматриваемого блока есть и проект нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти". Он нацелен на выстраивание новой модели организации и деятельности органов местного самоуправления исходя из правовой природы такой формы самоорганизации граждан. За основу взята одноуровневая организация местного самоуправления, построенная не на территориальном принципе, а на принципе привязки к населению. К такой модели планируется окончательно перейти к началу 2028 года. Также документом расширяется перечень форм участия населения в осуществлении местного самоуправления и усиливается ответственность глав муниципальных образований и местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта РФ.
Отметим, в окончательный вариант примерной программы законопроектной работы Госдумы в период весенней сессии 2022 года в отличие от его первоначального текста дополнительно включен проект нового закона "О гражданстве Российской Федерации", инициированный Президентом РФ. Документ регулирует отношения в области гражданства РФ, включая основания, условия и порядок его приобретения и прекращения. В частности, он предусматривает сокращение количества требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство РФ и расширяет перечень преступлений, совершение которых грозит прекращением гражданства РФ.
Социальная политика
Обновленный социальный блок законопроектов, которые депутаты намерены рассмотреть в ближайшие месяцы, включает 16 инициатив, предусматривающих корректировку норм Трудового кодекса, Семейного кодекса, федеральных законов от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и т. д.
Так, например, в ТК РФ могут появиться нормы о запрете лицам с непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления заниматься пассажирскими перевозками. Ограничения на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, для такой категории граждан планируется прописать в отдельной статье кодекса, перечислив в ней составы преступлений, совершение которых будет препятствовать такой работе. При этом у всех водителей, которые уже осуществляют деятельность по перевозке пассажиров, потребуют справку о наличии или отсутствии судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении 8 декабря 2021 года. В случае его дальнейшего одобрения новые ограничения начнут действовать с 1 сентября 2022 года.
Важные поправки готовятся в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Они предусматривают возможность проведения предварительной оценки уровня доходов и имущественного обеспечения граждан с их согласия в целях проактивного информирования их о возникновении права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках соцобслуживания, иных социальных гарантий и выплат. Предполагается, что расчет среднедушевого дохода на члена семьи и оценка имущественной обеспеченности в целях определения нуждаемости будут формироваться посредством Единой государственной информационной системы социального обеспечения, содержащей обрабатываемые ПФР сведения. Обработка сведений о доходах и имуществе по критериям нуждаемости позволит выявлять потенциальных получателей той или иной меры соцзащиты (поддержки). Законопроект был внесен в Госдуму в конце ноября прошлого года и еще не рассматривался депутатами, поэтому не исключено, что в ходе его рассмотрения в текст будут внесены некоторые корректировки.
Часть планируемых к рассмотрению законопроектов касается расширения круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением детей. Во-первых предлагается предоставить мужчинам, одиноко воспитывающим детей, имеющим гражданство РФ, право на дополнительные меры государственной поддержки в случае смерти матери этих детей, не являющейся гражданкой России. Во-вторых, мужчинам, являющимся единственным родителем ребенка, рожденного суррогатной матерью, в случае его вступления впоследствии в брак и воспитания ребенка совместно с усыновившей его супругой, планируется предоставить право на материнский (семейный) капитал. При этом в обоих случаях предусмотрен переход такого права в равных долях к детям или супруге и детям соответственно в случае смерти отца, получавшего господдержку.
В социальном блоке – также законопроект об установлении дополнительных гарантий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, потерявших обоих родителей или единственного родителя в период получения ими основного общего или среднего общего образования. Их планируется зачислять на полное государственное обеспечение до завершения обучения по соответствующим образовательным программам.
Другие поправки социальной направленности касаются:
установления особенностей заключения и прекращения трудового договора с временно проживающими в России иностранцами, получившими разрешение на временное проживание в целях получения образования;
совершенствования правового регулирования вопросов донорства и трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;
уточнения перечня лиц, которые вправе оспорить запись об отце ребенка в книге записей рождений в случае, если родители не состоят в браке между собой;
полного государственного финансирования производства и проката отдельных категорий фильмов с учетом их художественной и культурной значимости;
регулирования порядка переходов российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации;
совершенствования законодательного регулирования в области противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований, в том числе путем введения понятия "конфликт интересов в сфере физической культуры и спорта";
закрепления случаев, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением;
оптимизации процесса установления и выплаты дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов
Статья: От каких платежей можно отказаться в квитанции за коммунальные услуги: полезная информация,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: В.В. Путин: "Всё под контролем!" Темпы роста экономики в России лучше всех! Инфляция только 9,3%, но растут зарплаты!,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Зачем СВО превращать в некую «химчистку» – преступники должны нести наказание?,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: «Предложение не успевает за спросом». Путин объяснил рост цен в России,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: РКН начнет следить за пользователями, которые пытаются обойти блокировки,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе