С 2022 года все больничные листы оформляют только в электронном виде
С 1 января 2022 года отменили бумажные больничные. Рассказываем о новых правилах и что меняется в работе бухгалтера.
Изменения в законодательстве с 2022 года
В конце апреля 2021 года Госдума приняла федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ, который внес поправки в ряд федеральных законов в сфере социального страхования: 255-ФЗ от 29.12.2006, 125-ФЗ от 24.07.1998, 323-ФЗ от 21.11.2011.
Согласно поправкам, с 1 января 2022 года:
- все выплаты по больничному, в том числе по беременности и родам, будут начисляться на основании только электронного листка нетрудоспособности;
- у ФСС появятся новые права, а у работодателя — обязанности;
- утвердят новый механизм начисления пособий — оплата больничных производится не через работодателя, а напрямую из Фонда социального страхования (прямые выплаты).
Закономерный вопрос — прямые выплаты уже действуют по всей стране с 1 января 2021 года? Поясняем — сейчас эта система регулируется лишь постановлением Правительства, а с 1 января 2022 прямые выплаты прописаны в федеральных законах от 24.06.1998 № 125-ФЗ и от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Подробнее о работе прямых выплат в нашей статье.
Обязательная выдача больничных листков только в электронном виде
Во всех вышеперечисленных законодательных актах электронный больничный будет закреплен основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам. Например, часть 3.2 ст. 59 ФЗ-323 звучала так: «Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».
Сейчас так: «Листок нетрудоспособности формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».
Новые права ФСС и обязанности работодателя
Также новые поправки закрепили, что фонд может запрашивать у страхователя сведения (заработок, стаж, ставку, коэффициент и т. д.) и документы для назначения и выплаты страхового обеспечения (ч. 1 ст. 4.2 255-ФЗ).
ФСС может получать в госорганах электронные данные для проверки документов и сведений, которые представила организация:
- ПФР — СНИЛС, сведения о страхователе, страховом стаже, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя до 1 января 2017 года;
- ФНС — сведения, в том числе налоговой тайны, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя за период с 1 января 2017 года;
- ЗАГС — сведения о госрегистрации брака, смерти, рождения;
- ЕГИССО — сведения о назначении (неназначении) органами соцзащиты пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком.
Также у ФСС появятся новые штрафные санкции за нарушения (ст. 15.2 255-ФЗ):
- Если компания не предоставит документов для проверки или предоставит с опозданием, то получит штраф в размере 200 руб. за каждый документ.
- За недостоверные сведения, отправленные в Фонд, работодатель заплатит 20% от излишне выплаченного пособия (которое к тому же придется вернуть). При этом сумма штрафа будет не более 5000 и не менее 1000 руб.
- За предоставление сведения для назначения пособия с опозданием — штраф 5000 руб.
У работодателей же появились новые обязанности (ч. 2 ст. 4.1 255-ФЗ):
- Своевременно и в установленном порядке предоставлять в территориальный орган ФСС сведения для назначения и выплаты пособий.
- Предъявлять для проверки в свое отделение ФСС сведения и документы для назначения и выплаты пособий.
- Возмещать ФСС излишне понесенные расходы на выплату пособий, если организация представила недостоверные или неполные сведения.
Порядок обмена информацией между работодателями и ФСС будет утвержден позднее.
Новый механизм начисления пособий
Согласно новым поправкам, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев в 1 ч. 2 ст. 3 255-ФЗ), по беременности и родам, единовременного при рождении ребенка, ежемесячного по уходу за ребенком осуществляются ФСС (п. 1 ст. 13 255-ФЗ).
Основанием для назначения пособия является только электронный листок нетрудоспособности (п. 6 ст. 13 255-ФЗ).
Меняется и срок передачи работодателем сведений в ФСС — не позднее 3 рабочих дней с даты получения больничного (п. 8 ст. 13 255-ФЗ). Сейчас это 5 календарных дней.
ФСС будет выплачивать пособие не позднее 10 рабочих дней со дня получения всех данных. Первые 3 дня больничного по-прежнему оплачивает работодатель.
Для вашего удобства собрали изменения по порядку назначения и выплаты пособий в таблицу:
Как работодателю подготовиться к изменениям
1. Подключиться к ЭДО с ФСС.
С 2022 года обмен информацией между работодателями, медучреждениями и ФСС станет полностью электронным. Вся информация по больничным будет хранится в электронной системе ФСС. Как подключиться к электронному документообороту с ФСС, читайте в нашей статье.
2. Подключить специальную программу для бухгалтера.
Чтобы заполнять свою часть электронного листка и отправлять расчет и реестр сведений в ФСС. Например, СБИС, или личный кабинет страхователя на сайте ФСС.
В СБИС работать удобнее: вам не нужно отдельно отправлять реестр сведений, сервис сам сформирует его и передаст в ФСС вместе с расчетом по больничному.
Источник: Подробнее ➤➤
Которые потом получить не возможно, по бумажному больничному получила давно, а по электроному до сихпор получить не могу. Первый был бумажный с 10.12.2021 по 17.12.2021, второй электронный с 18.12.2021 по 27.12.2021 и третий больничный с 28.12.2021 по 14.01.2022 до сихпор получить не могу. Лучше бы оставили как было раньше бумажные
Года два уже электронные выдают,ни каких проблем с выплатами и на госуслугах все видно.
Только я до сих пор получить не могу