Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Дмитрий ПавловичПодписчиков: 1706
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.6М

Куда деваются права учителей

50 просмотров
16 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки

Жалует царь, да не жалует псарь.
(Русская пословица)

Впрошлой публикации был начат разговор о том, насколько

Наиболее характерные факты произвола со стороны администрации

И директора школ, и руководители отделов и управлений образования почти все в прошлом учителя, а большинство администраторов ещё и стараются сохранить себе часы педагогической нагрузки по самым разным мотивам: это и элементарная прибавка к зарплате, и возможность следить за педагогическим процессом как бы изнутри, и возможность не оторваться от ситуации ⏤ не секрет, что ученики делятся информацией о наболевшем и не только наболевшем с учителями, так что для руководителя вести уроки ⏤ это ещё один вид мониторинга.

Потому их отношение к подчинённым ⏤ это и отражение их собственного опыта в том числе. Вовсе не обязательно, что в каждом случае административного произвола присутствует злой умысел. Просто они привыкли к этому, поэтому пока их административный порыв не сработает бумерангом по ним самим, редко кто из директоров школ или департаментов образования задумывается о правовом характере своих действий или распоряжений в отношении педагогического коллектива.

Начальственный произвол касается, прежде всего, режима рабочего времени педагогических работников и тех форм педагогической нагрузки, которые не нормируются определёнными количественными показателями и, как правило, не входят в основной функционал. Например, сопровождение обучающихся на самые различные мероприятия вне стен школы в своё личное время и, разумеется, за свой счёт, то есть без какой-либо компенсации расходов на проезд. В лучшем случае такое сопровождение совпадает по времени с уроками в расписании учителя. Но и по основной педагогической нагрузке особо бесцеремонные администраторы умудряются навязать дополнительные неоплачиваемые обязанности. В частности, к таковым можно отнести распространённое требование уделять дополнительное время на подготовку обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, иногда и на подготовку к ВПР, хотя заинтересованность в результатах данного мониторинга уж никак не относится к прерогативам учителей.

Другая сторона ⏤ когда произвол в отношении трудовых прав учителей связан не с их непосредственной профессиональной деятельностью, а с социальными функциями, которые государственная и муниципальная власть старается возложить на образовательные организации. Руководители же школ и других учреждений распространяют эти пожелания и требования на подчинённый личный состав, не утруждая себя предоставлением достаточных материальных компенсаций.

Скриншот рассылки из электронной почты директора школы. Даже в свой профессиональный праздник для некоторых администраторов учителя — лишь массовка на концерте ученической самодеятельности

По понятным причинам грамотный администратор постарается по возможности избегать конфликтов с родителями учеников. Но в этом заложен ещё один источник начальственного произвола по отношению к педагогическому коллективу. Неправильно понимаемые права обучающихся и их родителей или опекунов большинство из школьных руководителей даже не пытаются для себя разъяснить. Наоборот, все проблемы стараются решить за счёт навязывания дополнительных обязанностей или дополнительной нагрузки учителям и классным руководителям в первую очередь, остальным членам педагогического коллектива в зависимости от сложности ситуации с одной стороны, а с другой стороны, в зависимости от способности собственную правовую безграмотность восполнять нормами собственного же сочинения. Вообще, воспроизводство не существующих правовых норм и отношение к ним как к правовым ⏤ специфическая “болезнь” системы общего образования. Одна незадача: эти выдуманные нормы не формулируют право, а, значит, заставляют существовать не в реальном, а в иллюзорном мире. И опасность эта вовсе не является локальной для какой-либо одной образовательной организации с её административным аппаратом и педагогическим коллективом. Отечественная система общего образования обладает ещё способностью распространять внутри себя все эти кустарные “правовые” нормы. Причём риск натолкнуться на критическое отношение минимальный.

Как это ни покажется странным человеку со стороны, но основная мотивация, которой предлагается в большинстве случаев руководствоваться педагогическому составу, ⏤ это апелляция к профессионализму. И в связи с этим неразрывно связан и другой аргумент ⏤ права школьников на получение образования и опять же профессиональный долг педагогов. Ещё один вполне распространённый аргумент со стороны администрации образовательных организаций ⏤ защита чести учреждения, отстаиванием которой и должны заняться педагоги, беря на себя дополнительные, но не оплачиваемые обязанности. Из бесед же с педагогическими работниками можно сделать вывод, что среди мотиваций, заставляющих их подчиняться произволу, преобладают две: страх перед увольнением и неуверенность в своём праве поступать в своих интересах, не противореча своим должностным обязанностям и профессиональному долгу.

Автору настоящей статьи приходилось сталкиваться с самыми различными проявлениями подобного административного произвола, каждый руководитель в этом плане достаточный виртуоз. Но в качестве примера стоит взять одно учебное заведение, директора которого в некотором смысле можно считать классиком (опубликованные отзывы "Рыба гниёт с головы — странные директора школ и не только"). Директор ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Потявина Марина Геннадьевна и сейчас на своём месте. Пару-тройку лет назад пришлось поломать копья по самым разным поводам. Здесь были и требования к учителям обеспечить концерт и общее дежурство в день выборов в сентябре 2018 г., и обеспечение массовки в выходные дни во время встреч руководства Красногвардейского района с жителями школьного микрорайона, и подготовка обучающихся к экзаменам в своё личное время и за свой счёт, и с разным успехом перекладывание своих обязанностей учителя географии на классных руководителей, и требования к учителям находиться на рабочем месте сверх оплачиваемых часов педагогической нагрузки под предлогом того, что якобы закон определяет минимальную продолжительность недели для педагогов в 36 часов или у педагогов день вообще не нормированный. Апогеем со стороны директора петербургской школы № 125 стало объявление того, что помимо права есть некое противоправо, на основании которого и действуют все руководители системы общего образования.

Ответ на вопрос: куда деваются права учителей, думается, довольно ясен. Они игнорируются некоторыми и даже очень многими администраторами системы образования. Но они никуда не исчезают, они по-прежнему занесены в нормативно-правовые акты и продолжают действовать. Об этом в следующей статье.

Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под заголовком "Куда деваются права учителей".

5 комментариев
Понравилась публикация?
24 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Карина Юрьевна
Подписчиков 5907
14.05.2024, 20:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.1М
Здравствуйте, дорогие читатели! После прохождения Всероссийских проверочных работ (ВПР) в этом учебном году,...
Подробнее
Неинтересно
0
120
Резванова Зарина Валиевна
Подписчиков 507
24.05.2024, 11:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг54.8к
В видео речь об изменениях в законодательстве, в частности о письме Министерства ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Исаева Кира Александровна
Подписчиков 28
29.05.2024, 16:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг41.5к
Мольер (настоящее имя Жан-Батист Поклен) - французский драматург, актер и директор собственного театра,...
Подробнее
Неинтересно
-1
6
О здоровье с Любовью
Подписчиков 103
15.05.2024, 06:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг195.5к
Одной из лучших в мире часто признается система образования в Финляндии. Она основана на принципах равенства,...
Подробнее
Неинтересно
0
8
Дарья
Подписчиков 323
13.05.2024, 13:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Старший сын начал ходить в школу ещё в Ростове-на-Дону, в конце второго класса у нас случился переезд,...
Подробнее
Неинтересно
-1
28
Руслан
Подписчиков 9193
вчера, 15:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12М
Плюсы технологий в образовании можно перечислять долго, но я хочу выделить важные из них.
Подробнее
Неинтересно
0
5
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 16165
вчера, 13:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.5М
Жалоба выпускников на досмотр перед ЕГЭ. Почему выпускников заставляют раздеваться?Здравствуйте,...
Подробнее
Неинтересно
0
20