Николай Иванович
Николай ИвановичПодписчиков: 2917
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.7М

Нужно ли бороться с клиповым мышлением? Потому что не так страшен клип...

793 просмотрa
477 дочитываний
85 комментариев
Эта публикация уже заработала 24,05 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 16.02.2022 эта публикация заработала 50,00 рублей
Зарабатывать

Терминология

Практически всем известно это выражение, которое производят от английского clip – «фрагмент текста», «вырезка», обозначающее тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Здесь намеренно приведено шаблонное, гуляющее по сетевым просторам определение, в котором непредвзятый и «неклиповый» взгляд распознАет намеренное или случайное смешение причины и следствия, посыла и вывода и в целом некорректность данной дефиниции.

Клиповое мышление противопоставляют системному, которое обеспечивает глубокое погружение в тему и систематизацию информационных массивов. Особенно при этом подчеркиваются негативные последствия, грозящие нашей подрастающей смене: снижение аналитических способностей, невозможность длительной и глубокой концентрации внимания, гиперактивность, риск развития аутизма.

Над поколением 2000-х нависла страшная угроза.

Разложим по полочкам

Во-первых, что касается корректности. Если вспомнить институтский курс философии и ознакомиться с основными постулатами психологии, то выяснится, что так называемое «клиповое мышление» к собственно мышлению имеет довольно опосредованное отношение.

Тогда-то и «откроем для себя» описываемое явление как один из элементов первого, чувственного этапа процесса познания, как когнитивный навык (когнитивный стиль), один из способов восприятия окружающей действительности, ведущий нас от ощущения к представлению. На этом этапе большей частью задействованы механизмы конкретно-образного освоения информации, за которые отвечает правое полушарие человеческого мозга.

Вот реализация второго, логического этапа познания у личности, привыкшей к ускоренно-фрагментарному восприятию и не получившей достаточных навыков анализа, синтеза, обобщения, дедукции и индукции, вызовет заметные затруднения.

Тут требуется интенсивная инициация возможностей левого полушария мозга – только эти функции через понятие, суждение и умозаключение подведут личность к третьему этапу практического применения знаний в целях осуществления какой-либо деятельности любого рода: от вязания на спицах до написания симфоний.

Низкая или вообще невыработанная у юного поколения способность к элементарной систематизации и абстрактно-логическому освоению воспринятой информации – именно в этом, а не в самом по себе пресловутом «клиповом мышлении», подоплека наших недоумений и расстройств, когда мы видим в ютубовских роликах школьников и студентов, которых ставит в тупик вопрос: «Как звали отца Александра Сергеевича Пушкина?». И проблема это вполне четко осознается педагогическим сообществом.

Насколько свежа проблема?

Вообще-то ничто не появляется на пустом месте. Бытие определяет сознание, как бы банально это ни звучало. Развитие производительных сил, совершенствование технологий постоянно и побудительно воздействует на человеческое сознание. От неспешного ковроткачества к мануфактуре и далее к конвейерному производству - на всех этапах неизбежно, с той или иной степенью ускорения, происходила интенсификация восприятия действительности как отдельной личностью, так и обществом в целом.

Вдумчивых переписчиков книг сменил печатный станок Гутенберга, появилась газета, с начала 17-го века принявшая облик по-настоящему периодического, мобильного многотиражного издания. Только бы радоваться: новости стали распространяться с немыслимой раньше скоростью и в невиданных объемах. Тем не менее история оставила нам весьма резкое высказывание писателей братьев Гонкур: "Газета — естественный враг книги, как шлюха — естественный враг порядочной женщины." Вот они где, оказывается – истоки нашего негодования по поводу нынешнего дефокусированного интернет-сознания.

Проблема все-таки есть – что делать?

Радио, телевидение, мировая сеть – кажется, что человечество уже не располагает достаточным количеством времени, чтобы освоиться с Ниагарой информации, к тому же еще и норовящей постоянно колебаться в направлениях. А чтобы компенсировать эту нехватку времени, и явилось на свет это самое пресловутое клиповое мышление. Демонизировать его не имеет смысла, а рассматривать как некий инструмент, и помочь молодым использовать его - вот задача.

Да молодые, если разобраться, и сами не промах: кто осмелится назвать юного программиста, освоившего десяток машинных языков для проработки навыков кодирования, жертвой сетевого сознания? Или более четырех миллионов студентов российских ВУЗов – они все сдают экзамены по шпаргалкам, не вникая в суть предмета? У соседей дочь со школы взялась за изучение китайского языка, сейчас диплом пишет в Пекине – вот уж кому не грозят риски мультирежимного подхода.

Преодолевая трудности….

В то же время отмахиваться от проблемы не стоит, да и не получится. Когда школьник не хочет читать, не запоминает, не может пересказать – это не только его беда, это головная боль всего педагогического (и не только) сообщества.

Если учесть, что детям изначально присуще «ситуативное» мышление с нелогичным на первый взгляд, несистематическим использованием имеющихся знаний и одновременно с поразительной способностью фиксировать характерные, но незаметные для взрослых детали, и то, что мозг современного человека не перестает удивлять ученых своей нейропластичностью, приспособляемостью к усвоению цифровой, дискретной реальности, то ситуация будет выглядеть совсем не безнадежной.

Чтобы преодолеть барьер «цифровой амнезии» (неспособности запоминать новую, особенно текстовую и устную, информацию) и функциональной неграмотности, возникающие вследствие отсутствия навыка обдумывания информации, педагогическая наука всерьез озаботилась разработкой новых подходов к обучению детей. Вместе с общим пониманием того, что с возможно более раннего возраста надо направить усилия на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, вырабатываются и конкретные передовые воспитательные приемы.

Хорошо забытое старое?

Что самое интересное – прогрессивные методики при пристальном разглядывании оказываются не настолько авангардными, чтобы признавать их исключительную новизну. Достаточно вспомнить хотя бы советских учителей-новаторов последней четверти прошлого века. Одним из них был В. Ф. Шаталов, который изобрел и успешно применял в учебном процессе оригинальные дидактические средства и пособия: опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач. Образцы их мы легко найдем в сети.

И что мы увидим? Что опорный конспект или лист опорных сигналов представляет собой логически выстроенную визуальную модель содержания учебного материала, в которой максимально сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы. И такой метод применим для любой дисциплины.

Это же тот самый способ от фрагментарного восприятия перейти к осмыслению информации!

Шаталов широко использовал в учебном процессе элементы игры, исключил принципы принуждения. Отметку в открытом листе учета знаний всегда можно было исправить и повысить, пересдав тему. Не напоминает «шансы» и «жизни» в компьютерных играх?

Можно яростно проклинать гаджеты, девайсы и неконтролируемое общение в сетях, вызыващие сиюминутный всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. А можно вспомнить, как Шаталов культивировал на своих уроках принципы бесконфликтности, успеха и оптимизма.

Грустно становится, когда в очередной раз можно лишь запоздало посетовать на косность и неповоротливость тогдашней официальной советской педагогики. Возьми тогда на вооружение нестандартные, но эффективные методики В. Ф. Шаталова и других учителей-новаторов – глядишь, нынче были бы впереди планеты всей…

А общий вывод прост: все же никуда не денешься – придется всем нам смириться с изменениями, впустить их в свою повседневность и считать той самой нормой, которую наши потомки посчитают безнадежно устаревшей.

Источники, из которых почерпнуты сведения с использованием навыков «клипового мышления»:

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

85 комментариев
Понравилась публикация?
153 / -5
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 85
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
St✭r ЫЙ⤵️
Подписчиков 7274
15.05.2024, 13:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.7М
В разных странах существуют разные подходы к назначению министров обороны.
Подробнее
Неинтересно
02:18
Поделитесь этим видео
0
49
Артем О
Подписчиков 6
сегодня, 13:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7140
Захватывающе, не правда ли? Мы живем в мире, где технологии проявляются и меняются быстрее,...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Алексей
Подписчиков 64
сегодня, 08:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг118.3к
1. Ежегодно на Земле происходят более 400 тысяч землетрясений, но большинство ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Елена
Подписчиков 458
сегодня, 07:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг879.1к
Наш май выдался трудным. Неожиданно хозяйка съемной квартиры пришла и сказала, что нам с сыном ...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Светлана
Подписчиков 32
сегодня, 09:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.8к
Дорогие читатели, вижу вопросы есть по поводу домашнего обучения и семейного ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Грачева Елена Андреевна
Подписчиков 148
позавчера, 21:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг170.1к
Ситуация может показаться ясной, однако возможно, что слова, употребляемые ...
Подробнее
Неинтересно
0
6
Доцент
Подписчиков 44
позавчера, 20:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг40.6к
Для многих людей возникает вопрос о том, что выгоднее - взять ипотеку на жилье или же снимать жилье в аренду.
Подробнее
Неинтересно
0
4
Назарова Евгения Александровна
Подписчиков 20614
позавчера, 15:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.9М
ВступлениеДобрый день, мои уважаемые читатели. Сегодня хочу вам рассказать ...
Подробнее
Неинтересно
0
30
Дмитрий
Подписчиков 13
позавчера, 11:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5к
В последние годы искусственный интеллект (ИИ) совершил настоящий прорыв в самых разных сферах жизни.
Подробнее
Неинтересно
0
0