Документы утеряны, как оформить пенсию
Как оформить пенсию, если потерялись документы: шесть шагов
Представьте, что вы уходите на заслуженный отдых, а некоторые организации, в которых вы когда-то работали, бесследно исчезли. В архивах не осталось документов о вашем стаже — значит, Пенсионный фонд (ПФР) не учтёт его при расчёте выплат. Но не всё так страшно — разбираемся, как оформить пенсию, если не хватает документов.
🗄 Шаг первый: идём в архив
Даже если вы точно знаете, что документы не сохранились, нужно это подтвердить. Если организация, где вы работали, ещё существует, вместо неё открылась новая или есть вышестоящая, то за бумагами обращайтесь туда.
А если предприятия закрыли насовсем, то нужно отправить запросы в муниципальный архив или местную администрацию. Документы хранят в архиве по адресу юридического лица.
Подать запрос можно лично и по почте, в том числе электронной. Обращение принимают в произвольной форме, но в нём обязательно должны быть указаны:
▪ ФИО; ▪ почтовый и/или электронный адрес; ▪ какие данные и за какой период вам нужны; ▪ подпись.
Запрос может подать ваш представитель по доверенности. Когда из архива придут документы, их нужно передать в Пенсионный фонд. Если документы не нашли, то вместо них вам выдадут справку.
🔎 Шаг второй: выясняем причину потери
Документы могли исчезнуть из-за стихийного бедствия: пожара, наводнения, землетрясения и других чрезвычайных ситуаций. Тогда нужно обратиться в МЧС или Гидрометеослужбу, чтобы получить подтверждающую справку.
В ней должны быть число, месяц, год и характер стихийного бедствия. Ещё нужно будет получить у бывшего работодателя, его правопреемника или вышестоящей организации справку, подтверждающую, что документы пропали из-за стихийного бедствия и что их невозможно восстановить.
Если бумаги исчезли по другой причине, в которой нет вины работника (небрежное хранение, уничтожение и т.д.), нужно получить документ, который это подтвердит, — у бывшего работодателя (его правопреемника или вышестоящей организации), в полиции или другом ведомстве.
🕵️♀️ Шаг третий: ищем свидетелей
Стаж можно подтвердить с помощью свидетелей. Но в Пенсионном фонде учтут только периоды работы до того, как в стране ввели обязательное страхование (то есть до 1 января 2002 года). От причины исчезновения документов зависят требования к свидетелям и продолжительность стажа, который они могут подтвердить.
Из-за стихийного бедствия. В этом случае стаж работы могут подтвердить два свидетеля (а лучше больше), которые знают вас по совместной работе.
Другие причины. В таких ситуациях требования более жёсткие: свидетели (два и более) должны не только вас знать по совместной работе, но и подтвердить свой стаж документами (например, трудовая книжка, договор, решение суда).
Свидетели могут подтвердить не больше половины нужного для пенсии стажа. Например, если в 2022 году, чтобы оформить страховую пенсию, нужно не меньше 13 лет стажа, то свидетели подтвердят не больше шести с половиной лет.
Однако тяжесть работы или вредные условия, а также размер зарплаты и стаж после 2002 года свидетели подтвердить не смогут.
📝 Шаг четвёртый: фиксируем показания
Чтобы Пенсионный фонд учёл стаж, вам придётся подать заявление и указать там периоды работы, которые нужно подтвердить, и данные свидетелей, которых вы просите допросить (ФИО, адрес, телефон).
К заявлению нужно будет приложить собранные документы: справки о стихийном бедствии, причинах утраты документов, отсутствии архивных данных (второй и третий шаги).
В фонде соберут специальную комиссию, которая заслушивает свидетелей. Их вызовут в то отделение, которое назначает пенсию, но если бывшие коллеги живут далеко, то их опросят по месту жительства. Ещё показания можно передать на бумаге, но тогда их нужно заверить у нотариуса или сотрудника фонда.
Если в ПФР откажутся подтверждать стаж или подтвердят его не полностью, то нужно идти в суд.
💰 Шаг пятый: подтверждаем средний заработок
Чтобы подтвердить среднюю зарплату до 1 января 2002 года (момента появления системы страхования), в Пенсионный фонд нужно предоставить документы из бухгалтерии (лицевые счета, расчётно-платёжные ведомости и т.д.).
Если их нет, то в фонде примут и другие бумаги: учётные карточки членов партии, профсоюза или комсомола, партийные, профсоюзные и комсомольские билеты, расчётные книжки и расчётные листы, а также приказы и другие документы, из которых можно высчитать вашу зарплату.
👩⚖️ Шаг шестой: взыскиваем ущерб с виновных
Работодатель должен вовремя оформлять документы о стаже и зарплате, отправлять их в ПФР и в архив, если предприятие закрывается. Если он этого не делал, то вы не сможете получать всю пенсию и вправе взыскать материальный ущерб.
Тогда вы можете обратиться в суд, и Пенсионный фонд определит, какую сумму вам должны вернуть.
Источник:
https://messenger.sberbank.ru/sharing/activeage/819509930140
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: