Дорога, наледь, ДТП, кто виноват и с кого взыскивать деньги?
Дорога, наледь, ДТП, кто виноват и с кого взыскивать деньги?
Давайте разберем ситуацию:
-На дворе Март 2021 года, пару дней назад прошел снег и как мы знаем из-за особенностей февральско-мартовской среднесуточной температуры - днем все тает, а вечером замерзает.
Февральским вечером, наш герой Иван, решил пойти в гараж и выгнать машину. Однако из-за плохой работы служб, возле гаража Ивана образовалась наледь которая ничем не отсыпана. Сдавая назад со скоростью не превышающей 10 км/ч машина потеряла управление и скатилась до стоящего в 3 метрах транспортного средства. Случилось ДТП, машина Ивана получила повреждения в виде замены 5 двери, бампера и ремонта одного крыла. Машина оппонента получила повреждения 2 дверей и порога. Приехал экипаж ГИБДД, зафиксировал повреждения, состояние дорожного полотна, взяли объяснения сторон, нарисовали схему и составили определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Почему об отказе? Со стороны Ивана нарушений ПДД не выявлено, соответственно состава административного правонарушения нет.
Хороший момент - 2 машины имели страховой полис, благодаря этому потерпевший получил страховое возмещение, поменял двери, отремонтировал порог. Возникает вопрос, что-же делать Ивану? Скоростной режим он не превышал, смотрел в зеркала заднего вида, всеми силами пытался затормозить, итог - разбитая машина.
По логике вещей, в такие дни, должны усердно работать коммунальные службы и оперативно засыпать опасные участки специальными песко-солевыми смесями.
Но как мы привыкли, никого это не волнует. Этот период времени, ежегодно, знаменуется очередями в травм-пунктах и большим количеством ДТП.
Ситуации бывают разные, история Ивана это лишь один из возможных вариантов. Вопрос в другом, какой порядок действий и как определить виновного?
Так как я Юрист и работаю в городе Хабаровске, для наглядности разберу пример действий именно в родном городе.
1) Для начала необходимо зафиксировать место ДТП с помощью фото и видео фиксации. Поверьте мне, большое количество фото-материалов с места ДТП и окрестности помогает ускорить рассмотрение любого дела связанного с ДТП.
2) Нужно зафиксировать повреждения и оценить стоимость восстановительного ремонта. Для этих целей можно обратиться в любую оценочную организацию Вашего города. Стоимость таких услуг везде разная, у нас в городе она может начинаться от 3000 рублей до 12000 рублей. Цена как правило во многом зависит от количества поврежденных деталей и необходимости "залезть поглубже".
3) Вот у Вас на руках результат экспертизы, что дальше?
-Обратиться в Администрацию дорог и внешнего благоустройства города (в моем случае Хабаровска) с претензионным письмом (и приложением копии экспертного заключения), где изложено требование о возмещении ущерба Вашему автомобилю. Оговорюсь, так как наш спор не касается страховой компании, требуем сумму без учета износа. Почему так? Износ оговаривается только в ФЗ №40 "Об ОСАГО", в нашем примере спор рассматривается в рамках норм Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Предреку мысль опытных действующих Юристов - Зачем в данной категории споров досудебное урегулирование? Да, его можно обойти и просто заявиться в суд (не теряя сроки на получение ответа по претензии). Лично я считаю, что лучше сразу собрать сведения о круге ответчиков по делу (насколько это возможно), нежели раз за разом начинать рассмотрение дела по 40 ГПК каждый раз когда субподрядчик предоставляет очередной контракт (а таких бывает и по 4-5 организаций).
4) После получения ответа от Администрации дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска можно начинать составлять Исковое заявление. Если Вами выполнен третий пункт, можно сразу привлечь соответчиков. Не забудьте перед подачей оплатить государственную пошлину (сейчас на каждом сайте суда можно найти "Калькулятор государственной пошлины") и отправить почтой копии ответчикам.
Далее конечно суд, получение исполнительного листа, взыскание ущерба и довольный Иван.
Маленькая рекомендация - в просительной части лучше написать:
Взыскать с администрации за счет казны городского округа «» в пользу ФИО 1 материальный ущерб в размере
Это сэкономит Вам время. Тем не менее. Я бы посоветовал обращаться по таким вопросам к Юристам, так как есть индивидуальные особенности каждого дела и единого "шаблона действий" Вам никогда не найти в интернете.
Но для тех, кто хочет попробовать сделать это самостоятельно, оставлю ряд статей:
Согласно п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч.2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Установление вины находится в компетенции суда.
Для возникновения обязанности возместить вред необходимо как установление факта причинения вреда взаимодействием источника повышенной опасности, причинной связи между таким воздействием и наступившим результатом, так и установление вины, поскольку вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным, а при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется с учетом вины каждого.
В соответствии со статьей 1083 Гражданского кодекса РФ, в случае, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу положений пунктов 1,6,10 4.1 ст. 13 и ч.3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу частей 3, 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" содержание автомобильной дороги определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Положениями статей 17, 18 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» установлено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно пп. 2 п.1 ст. 28 указанного Федерального закона, пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с положением ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ч.1 ст. 37 Федерального закона №-Ф 3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.3 ч.1 ст. 19, п. 1 ч. 3 ст. 41, устава городского округа «» администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения городского округа. В соответствии с положениями настоящего закона (№-Ф 3) к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.2 ст.28 указанного Федерального закона пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, органы муниципальной власти обязаны обеспечивать безопасность дорожного движения, в том числе и путем обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
У меня все, спасибо тем, кто дочитал и удачи на дорогах!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: