Эффект Теслы: Снегоходы, лодки и газонокосилки становятся электрическими
Что готовит нам будущее?
Они тише и лучше для климата. Но снег и вода создают новые технологические проблемы для конструкторов.
СТОУ, штат Вермонт - Снегоходы являются частью зимнего саундтрека в этой части Вермонта, в худшем случае они нарушают тишину леса, как мотоциклы на лыжах. Но моторизованные сани, скачущие по лесистой горной тропе в феврале, были бесшумны, если не считать стука металлических полозьев по снегу.
Эти машины, изготовленные начинающей канадской компанией Taiga, работали от аккумуляторов - первые электрические снегоходы, поступившие в широкую продажу, - и символизировали переход всех видов транспорта на безэмиссионные двигатели. Компания Taiga также предлагает персональные водные мотоциклы, работающие от аккумуляторов, - еще один вид отдыха, где бензиновые версии в некоторых кругах считаются бичом.
Рынок и технологии меняются
Хотя электромобили привлекают наибольшее внимание, электрические газонокосилки, лодки, велосипеды, скутеры и вездеходы становятся все более популярными. В некоторых категориях машины, работающие от аккумуляторов, завоевывают рынок быстрее, чем электромобили завоевывают мир автомобилей. Начинающие компании заманивают инвесторов, утверждая, что они станут Teslas для лодочной, велосипедной или садово-парковой индустрии.
Экологические преимущества потенциально значительны. В отличие от легковых и грузовых автомобилей, подвесные моторы или газонокосилки обычно не имеют каталитических нейтрализаторов для снижения вредных выбросов. Они шумные и часто используют топливо низкого качества. По данным Калифорнийского совета по воздушным ресурсам, бензиновая газонокосилка за час работы производит столько же вредных веществ, сколько автомобиль за 300 миль.
Калифорния приняла закон о запрете бензиновых газонокосилок с 2024 года, а всех новых автомобилей с бензиновым двигателем - к 2035 году. Но продажи электрических альтернатив растут даже без давления со стороны правительства.
Кто это будет покупать?
Одним из первых покупателей снегоходов Taiga стала горнолыжная долина Таос в Нью-Мексико, которая рекламирует себя как экологически сознательный горнолыжный курорт. По словам Дэвида Нордена, исполнительного директора Taos Ski Valley, лыжный патруль и работники по обслуживанию трасс будут использовать электрические снегоходы для таких задач, как транспортировка травмированных лыжников или обслуживание снегоуборочного оборудования. Когда лыжный спорт возобновится в этом году, Таос также планирует задействовать электрическую снегоуборочную машину немецкой фирмы Kässbohrer Geländefahrzeug.
Даже если электрические снегоходы, цена которых начинается от 17 500 долларов, будут дороже бензиновых аналогов, которые можно приобрести менее чем за 10 000 долларов, курорт сэкономит деньги на топливе и обслуживании, сказал г-н Норден.
"Если вы проведете анализ затрат и выгод, то, скорее всего, вы будете близки к безубыточности", - сказал он. "Это не только решения в пользу окружающей среды, но и хорошие решения для нашей прибыли".
Но иногда люди переходят на электричество, потому что это дает практические преимущества.
Покупатели электрического оборудования для газонов и садов, опрошенные исследовательской фирмой Freedonia Group, в качестве наиболее важных приоритетов назвали снижение шума, низкие эксплуатационные расходы и отсутствие необходимости хранить канистры с бензином в гараже. Часто электрические воздуходувки для листьев или мотокосы дешевле и легче бензиновых версий.
Индустрия газонов и садов перешла на электричество быстрее, чем автомобильная промышленность. По данным Freedonia, в 2020 году на электрические газонокосилки, воздуходувки для листьев и другое оборудование будет приходиться 17 процентов рынка в США. Это более чем в три раза превышает долю электромобилей на автомобильном рынке США.
Многие люди не решаются купить электромобиль, потому что беспокоятся о том, что вдали от зарядного устройства у них может закончиться заряд. Во дворе автомобиля беспокойство по поводу дальности хода не вызывает.
Насколько быстро все изменится?
"Вы же не боитесь отправиться в путешествие на газонокосилке", - говорит Дженнифер Мейпс-Крист, менеджер по исследованиям коммерческих и потребительских товаров компании Freedonia.
Но электрификация лодок и других транспортных средств часто сопряжена с технологическими трудностями. Электрическая энергия подходит для небольших водных судов или лодок, которые не путешествуют далеко. Это единственный вариант на сотнях озер, где обычные подвесные моторы запрещены из-за шума или загрязнения.
Однако, поскольку вода создает такое большое сопротивление, большие моторные лодки требуют такого количества непрерывной энергии, которое не могут обеспечить имеющиеся сегодня батареи. (Парусные суда, конечно, работают на энергии ветра уже тысячи лет).
Батареи - это "часть ответа на вопрос о будущем, но не обязательно полный ответ", - сказал Дэвид Фоулкс, генеральный директор компании Brunswick, которая производит морские двигатели Mercury.
Тем не менее, Mercury представила прототип электрического подвесного мотора и внимательно следит за переходом к электрификации.
"Мы намерены стать лидером в этой области", - сказал г-н Фоулкс, который водит Porsche, работающий от аккумулятора. "Даже если рынок в настоящее время невелик, мы хотим быть там и посмотреть, что будет делать рынок".
Некоторые инженеры используют преимущества перехода к электрификации для переосмысления дизайна. Морская гоночная серия под названием E1, которая планирует начать проводить соревнования в Майами и других городах в следующем году, будет использовать лодки на батарейках, оснащенные подводными крыльями, которые поднимают корпус над водой, значительно снижая сопротивление.
"Мы должны изменить парадигму", - сказал Роди Бассо, исполнительный директор E1. "Это то, что сделала компания Tesla".
Подобно тому, как Tesla изменила автомобильную промышленность, начинающие фирмы бросают вызов компаниям, которые долгое время доминировали на своих рынках. Flux Marine - одна из нескольких компаний, пытающихся адаптировать электрическую энергию для водных судов. С помощью венчурного капитала в размере 15 миллионов долларов она планирует начать продажу электрических подвесных моторов, произведенных на заводе в Бристоле, штат Р.И., этим летом.
Бен Соркин, исполнительный директор Flux Marine, который летом проходил практику в компании Tesla, признал, что питание от аккумуляторов нецелесообразно для больших морских рыболовных судов и тому подобного. "Учитывая то, что доступно сейчас, электрические двигатели - это нишевой рынок", - сказал г-н Соркин.
Но он сказал, что рынок будет расширяться по мере совершенствования батарей и практического применения все более крупных двигателей. Самый большой двигатель компании Flux Marine имеет мощность 70 лошадиных сил, и эти показатели будут расти, сказал г-н Соркин.
"Каждые пять или около того лет "золотая середина" смещается вверх", - сказал он.
Крупные производители лодок, снегоходов и газонокосилок не спешат переходить на электричество. John Deere, крупнейший производитель самоходных косилок, не предлагает альтернативных вариантов с питанием от аккумуляторов, но планирует обсудить свою стратегию электрификации с инвесторами на мероприятии 25-26 мая.
Не только автомобили...
Недавняя история автомобильной промышленности может послужить предупреждением для устоявшихся компаний. Так же, как медлительные автомобильные компании сначала уступили территорию Tesla и пытаются наверстать упущенное, новые компании, такие как Taiga, используют открытые рынки.
Самуэль Бруно, исполнительный директор компании Taiga, говорит, что электрификация снегоходов была сложной задачей, поскольку аккумуляторы и двигатели должны были выдерживать экстремальные температуры и ухабистую местность.
"Никто не приходил в это пространство, потому что это требовало новых технологий", - сказал он. "В этом мы и увидели возможность".
Конкуренция приближается. Компания BRP, расположенная в Квебеке и производящая снегоходы Ski-Doo, а также вездеходы и моторные лодки, заявила, что к 2026 году она предложит электрические версии всех своих продуктов. Компания также планирует выйти на рынок мотоциклов с линейкой электрических двухколесных транспортных средств в 2024 году.
"Существует тенденция, определяемая автомобилем", - сказал Хосе Буажоли, генеральный директор компании BRP, которая является крупнейшим производителем снегоходов. "Мы не можем ее игнорировать".
Но, по его словам, в сфере отдыха переход будет происходить медленнее. Во-первых, рынки гораздо меньше, что затрудняет достижение экономии затрат, которая достигается при массовом производстве. В 2021 году в мире было продано менее 135 000 снегоходов по сравнению с примерно 60 миллионами автомобилей.
Можно ли облегчить приход будущих разработок?
Снегоходы и моторные лодки не получают государственных субсидий или налоговых льгот, которые могут снизить цену электромобиля на тысячи долларов. Зарядка также является проблемой в лесу. Компания Taiga установила зарядные станции вдоль популярной сети снегоходных трасс в Квебеке и планирует установить еще несколько.
Но, по словам г-на Буажоли, снегоходчики, отправляющиеся в глубь дикой природы, по-прежнему предпочитают бензин. "Двигатель внутреннего сгорания будет присутствовать в снегоходах еще долгое время", - сказал он.
Доминик Джаканджело, исполнительный директор Ассоциации снегоходов штата Нью-Йорк, согласился с тем, что любители дальних поездок на снегоходах, которые могут легко проезжать более 100 миль в день, будут настроены скептически.
Тем не менее, г-н Джаканджело сказал, что ему не терпится испытать "Тайгу". "С точки зрения производительности, у вас есть сани, которые не уступят ни одному другому, представленному на рынке", - сказал он.
Поскольку электрические снегоходы работают тише, они могут помочь уменьшить трения между снегоходчиками и людьми, которые считают эти машины оскорблением природы. Это открыло бы больше возможностей для снегоходов.
"Безусловно, - сказал г-н Джаканджело, - электрические сани изменят мнение многих защитников окружающей среды о снегоходах".
Хорошая новинка!
На счёт газонокосилок то пусть будут электрические,а вот снегоходы и авто то как-то не особо... На снегоходе уже не так куражно поганяешь по лесу и т.д. батарея сядет и будешь куковать в дали
ну, вообще-то, да
Может идея то и хорошая но не актуальна для России,если только вокруг дома круги наяривать