Журналистское расследование: можно ли вернуть необоснованно списанную плату за проезд в городском пассажирском транспорте? Часть 3
Напомним ситуацию: в салонах наземного транспорта Санкт-Петербурга у пассажира в карты «Подорожник» произошло лишнее списание средств. Разбираемся, куда жаловаться, кому писать и звонить, что делать, чтобы вернуть свои деньги и насколько это возможно.
Часть третья: Как выяснить, когда и где произошел сбой в системе оплаты проезда — пошаговая инструкция
Чтобы не звонить во все троллейбусные депо подряд, по совету девушки из СПб ГУП «Пассажиавтотранс», мы решили обратиться в компанию «Организатор перевозок», которой наверняка известно, какому предприятию принадлежит тот или иной маршрут. Поговорив с оператором, в результате долгих мытарств, мы наконец выработали четкую пошаговую инструкцию, которая поможет нашим читателям сократить время, потраченное на поиск виновных в излишнем списании средств с поездной пластиковой карты.
Об этом — третья статья из цикла «Можно ли вернуть необоснованно списанную плату за проезд в городском пассажирском транспорте?»
Пошаговая инструкция: как действовать, чтобы вернуть излишне списанные за проезд деньги
- Шаг 1: Позвонить в «Организатор перевозок» (или иную компанию в вашем городе, которая занимается разработкой и внедрением систем бесконтактной оплаты проезда) и попросить детализацию списания по вашей карте за искомый период.
Для этого нужно быть готовым назвать свои персональные данные и номер «Подорожника».
Детализация по закону готовится в течение 30 дней, но по факту в нашем случае она была предоставлена уже через неделю. - Шаг 2. Прийти за бумажной распечаткой детализации, после чего проверить, есть ли в ней факты некорректного списания.
- Шаг 3. Написать заявление на возврат средств тому перевозчику, в салоне которого произошло необоснованное списание средств.
В нашем случае это «Пассажиравтотранс» и «Горэлеткротранс». Номера телефонов конкретных парков можно узнать все у того же «Организатора перевозок». Оператор обязан вам их назвать.
Далее, имея на руках детализация списаний с карты, вы можете апеллировать уже не только к собственной памяти и примерным подсчетам баланса карты, но и к конкретным датам и конкретному времени, которые указаны в детализации — так будет проще писать заявление на возврат.
Как вернуть излишне списанные за проезд средства — пишем заявление
1) Правила возврата денег, неправомерно списанных с баланса «Подорожника» в «Пассажиравтотрансе» находятся на этой странице в самом низу, под ссылкой в слове «Здесь» (самостоятельно, без подсказки оператора найти проблематично).
В инструкции указаны адреса, куда нужно принести письменное заявление о возврате средств лично в СПб:
- Полюстровский пр., д. 39, каб. 106; часы работы: в пн.–чт. с 8.30 до 12.00 и с 12.48 до 17.30, в пт. с 8.30 до 12.00 и с 12.48 до 16.30;
- ул. Бухарестская, д. 18, каб. 426; часы работы: в пн.–чт. с 8.00 до 12.00 и с 12.50 до 17.00, в пт. с 8.00 до 12.00 и с 12.50 до 16.00;
- Автобусная ул., д. 8, каб. отдела кадров; часы работы: в пн.–пт. 8.00 до 12.00 и с 12.48 до 15.00;
- пр. Стачек, д. 108, каб. отдела эксплуатации (здание профилактория); часы работы: в пн.–чт. с 8.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00, в пт. с 8.00 до 12.00 и с 12.45 до 16.00;
- Стасовой ул., д. 14, каб. отдела эксплуатации; часы работы: в пн.–чт. с 8.00 до 12.00 и с 12.47 до 17.00, в пт. с 8.00 до 12.00 и с 12.47 до 16.00;
- Кубинская ул., д. 86, каб. 121; часы работы: в пн.–пт. 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00;
- Колпино, Финляндская ул., д. 22, каб. 585; часы работы: в пн.–пт. с 8.30 до 12.30 и с 13.00 до 17.00.
Или отправить по почте на адрес: Полюстровский пр., д. 39, Санкт-Петербург, 195197.
Как видите, время приема здесь очень строго ограничено и крайне неудобно. Да и адреса в большинстве своем находятся не возле метро.
Конечно, работающий гражданин не будет брать день за свой счет, чтобы вернуть 30 рублей.
Скажем прямо, система изначально создана так, чтобы гражданам не было удобно и выгодно подавать заявление на возврат денежных средств. Но все-таки если у вас есть такая возможность (вы находитесь в отпуске или работаете по сменам), то мы рекомендуем не отказывать себе в праве вернуть излишне и необоснованно списанные деньги с «Подорожника» из принципа. Чем больше будет таких обращений, тем быстрее починят дыры в новой системе и тем меньше она будет давать сбоев. Ведь государственные и муниципальные структуры больше всего не любят возвращать деньги.
2) Правила возврата в «Горэлектротрансе» находятся здесь.
Во втором случае все проще и понятнее, поскольку есть ссылки на приложение с заявлением и есть электронная почта, куда можно его направить.
ВАЖНО: право на возврат у вас есть в течение 1 года с даты, когда произошло необоснованное списание за проезд в транспорте.
То есть спешить не нужно, можно дождаться удобного момента и подать заявление.
Нюанс в нашем деле
В нашем случае сложность заключается ещё и в том, что при обращении в «Пассажиравтотранс» мы получили ответ:
«Наше оборудование в порядке, сигнала с предыдущего средства перевозки о том, что был активирован тариф «60 минут» не поступало».
Конечно, перед нами устно извинились. Но, рассуждая логически, мы понимаем, что с технической точки зрения у «Пассажиравтотранса» нет причин возвращать списанные с баланса 30 рублей. Следовательно, нужно письменное доказательство того, что пассажир сел в салон автобуса после пересадки из троллейбуса в срок, подходящий для активации тарифа «60 минут». И таким доказательством может стать только распечатка детализации, которую сделал «Организатор перевозок».
Кто именно из двух перевозчиков: автобусный парк или троллейбусный – примет на себя обязанность возвращать нам эти 30 рублей — покажет время.
Примечание
Интересный нюанс: в телефонном разговоре сотрудник «Пассажиравтотранса» отправлял нас к «Организатору перевозок» уточнять факты списания, в итоге мы получили детализацию. НО в правилах возврата черным по белому сказано, что
при обращении гражданина «Пассажиравтотранс» самостоятельно запрашивает необходимые сведения у «Организатора перевозок», на что уходит 1-2 рабочих дня.
Но волокита — такая волокита! Поэтому лучше сразу иметь детализацию на руках, нежели получить необоснованный отказ в возврате средств из-за «недостаточности доказательств».
Формы заявления мы скачали, заполнили, осталось отправить одно по почте, а второе — отнеси по ближайшему адресу. Что из этого получится — расскажем в заключительной публикации из этой серии. Расскажем при любом результате: как положительном, так и отрицательном.
В Хабаровске транспортная карта очень "хитрая": если, приложив её к терминалу кондуктора, не получаешь билет, значит, не хватает средств на этот билет. Билет, конечно же, берёшь или за наличные, или по другой карте. Но "хитрая" карта, не дав тебе билет, остаток на карте всё же себе забирает и на счёте образуется долг в размере недостачи до стоимости билета.
Пример: билет стоит 30 руб., списано 29 (рубля не хватило), билет не получен. На счёте минус один рубль. Куплен по другой карте билет за 30 рублей.
Пополняешь счёт на карте, долг в 1 рубль списывается, на счёте - сумма на рубль меньше, а ты, получается, купил билет на ту поездку за 60 рублей.
Вот поэтому мордочка у тигра такая довольная!
Если хотят ввести проезд в кредит, то пусть условия хорошо прорабатывают.
"Чем больше будет жалоб, тем быстрее заделают дыры."
Да не будут они дыры заделывать, это же прямой доход компании или конкретного человека.
Наверное, если пытаться сюда приписать еще и незаконное обогащение.... Да еще и с каждого человека...
Мне не возвратили, я сначала звонила, прислали распечатку, что вместо 4 билетов оплатила за 7 билетов, а дали на руки 4 билета в автобусе, ссылались на банк виноват, уже 3 мес. молчат, пишу на электр. почту не отвечают..
В Рязани в маршрутках (владелец транспортной компании женщина) норма вместо 1 билета снять с карты деньги за 3 или 4 билета. На бесконечные звонки реальный скос под дурака или перевод стрелок на водителя.
Всё сделано для того, чтобы облапошивать доверчивых граждан и не возвращать им деньги! С миру по нитке...
А какой смысл поднимать такую суету из - за 30 рублей? На эти документы уйдет минимум 1 час вашего времени, а это явно больше 30 рублей.