Не встал на учёт в военкомате по месту жительства или временного пребывания : какая может наступить ответственность ? Вопрос- ответ
Краткое содержание :
Не встал на учёт в военкомате по месту жительства или временного пребывания: какая может наступить ответственность?
Пребывание в запасе, равно как и воинский учёт, являются воинской обязанностью гражданина.
Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.
Мобилизационный людской резерв составляют граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.
Мобилизационный людской ресурс составляют граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.
Не все граждане, входящие в состав мобилизационного людского ресурса, в силу различных обстоятельств (иногда явного нежелания состоять на воинском учёте) при перемене места жительства / места пребывания озаботились своевременной постановкой на воинский учёт, вследствие чего в сложившейся обстановке частичной мобилизации в РФ многих стал волновать вопрос, какая может наступить ответственность для данной категории граждан за неисполнение установленной законодателем воинской обязанности по постановке на воинский учёт.
вопрос
Какую я понесу ответственность сейчас, в период проведения мобилизации, если я, пребывая в запасе, своевременно не встал на воинский учёт в военкомате по месту временного пребывания? Регистрации по месту временного пребывания не имею.
ответ
Отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства / месту пребывания не освобождает его от обязанности состоять на воинском учёте.
В этой связи, гражданин, в полной мере реализуя право на свободу передвижения в пределах РФ,но в то же время игнорируя обязанность снятия/ постановки на воинский учёт в связи с перемещением на территории РФ, а также снятия с воинского учёта при выезде за пределы РФ, может быть в полной мере привлечён к административной ответственности по статье 21.5 КОАП РФ.
Ответственность по указанной статье может быть применена к допустившему нарушение правил воинского учёта - в в виде штрафа в размере до 3 000 рублей.
ВАЖНО! Гражданин не является военнослужащим до тех пор, пока в отношении него не принято решение о призыве его на военную службу, вследствие чего, он не может быть привлечён к уголовной ответственности в соответствии с правовыми нормами УК РФ, связанной непосредственно с мобилизацией.
СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В обстановке частичной мобилизации в РФ могут быть ужесточены меры по привлечению лиц к ответственности вплоть до уголовной за нарушение правил постановки/ снятия с воинского учёта.
правовая база вопроса
(Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. В силу с 25.07.2022; Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").
В силу пункта 1 статьи 8 ФЗ № 53-ФЗ граждане обязаны состоять на воинском учёте.
Исключения установлены для граждан,
освобождённых от исполнения воинской обязанности;
проходящих военную службу;
отбывающих наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющих военно-учётной специальности;
постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
По смыслу пункта 2 статьи 8 ФЗ № 53-ФЗ воинский учёт граждан осуществляется по месту их жительства, а также по месту временного пребывания прибывших на срок более 3 месяцев военными комиссариатами.
ВАЖНО! Если у гражданина отсутствует регистрация по месту жительства/ месту пребывания, это не может являться законным основанием для освобождения его от обязанности состоять на воинском учёте.
В данном случае для гражданина, который не имеет регистрации по месту жительства / месту пребывания, воинский учёт должен быть осуществлён по месту его фактического проживания.
Полномочия РФ на осуществление воинского учёта в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления.
По смыслу пункта 14 Постановления № 719 воинскому учёту подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).
По смыслу пункта 50 Постановления № 719 подлежащие воинскому учёту обязаны:
а) состоять на воинском учёте по месту жительства /месту пребывания; в том числе не подтверждённым регистрацией по месту жительства / месту пребывания;
д) сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства / место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок более 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 52 Постановления № 719 в период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учёте, с места жительства или места пребывания производится с разрешения военного комиссара муниципального образования по письменным заявлениям граждан с указанием причины убытия и нового места жительства или места пребывания.
По смыслу требования статьи 21.5 КоАП РФ неявка гражданина в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства / место пребывания на срок более трёх месяцев либо въезде в РФ/ выезде из РФ на срок более шести месяцев, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства / место пребывания - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трёх тысяч рублей.
СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Если повестка не застанет пребывающего в запасе и состоящего на воинском учёте гражданина по месту жительства, данные обстоятельства могут служить основанием для объявления человека в розыск.
Обязанности по проведению розыска могут быть возложены на сотрудников ОМВД, у которых имеется доступ к специальной базе лиц, находящихся в розыске.
Фото: Яндекс. Картинки