Птицы так же следят за модой, как и люди
Люди не единственные модники в животном мире. Очевидно, что птицы тоже могут быть жертвами моды. Исследование, опубликованное в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology Соней Уайлд и Люси Аплин из Института поведенческой биологии им. Макса Планка в Радольфцелле, Германия, показывает, что при наличии возможности они украшают свои гнезда обязательным цветом этого сезона.
Доктор Уайлд и доктор Аплин продолжали работу, опубликованную в 1934 году американским натуралистом Генри Смитом Уильямсом. Он заметил, что, когда он раскладывал в своем саду разноцветные клубки пряжи, почти всегда один и только один становился популярным в этом сезоне для включения в гнезда местных птиц. Но какой именно оттенок был предпочтительным, менялся от сезона к сезону. Это предполагало, что цвет, выбранный одним из ранних пташек, был замечен и скопирован другими.
Однако работа Уильямса была забыта до тех пор, пока д-р Уайлд и д-р Аплин не наткнулись на нее во время работы над другим исследованием, опубликованным в 2009 году группой ученых из Тулузского университета. Эта группа отметила, что в течение любого сезона размножения лазоревки, которых они исследовали, имели тенденцию включать в свои гнезда одни и те же травянистые растения, независимо от того, насколько обильными были эти травы на самом деле. Это также наводило на мысль о следовании моде и также привело д-ра Уайлда и д-ра Аплина к предположению, что птицы изучают чужие гнезда и копируют их. Поэтому они решили повторить эксперимент Уильямса, но на этот раз собрать некоторые реальные цифры.
Птицы, за которыми они следовали, были частью хорошо контролируемой популяции голубых, больших и болотных синиц в лесу недалеко от института. Большинство птиц в этом лесу несут транспондеры, прикрепленные к ним после поимки в паутинные сети. Это позволяет исследователям института отслеживать огромное количество людей, регистрируя их прибытие к автоматам с едой, разбросанным по всему лесу.
Однажды в марте 2021 года д-р Уайлд, д-р Аплин и их сотрудники развернули пять дозаторов с поддержкой rfid , загруженных шерстью, а не едой. Каждая из них содержала нити двух цветов — либо оранжевого и розового, либо синего и фиолетового, — но все они были приспособлены для распределения только одного из них. Так оставалось до тех пор, пока не было замечено, что по крайней мере в одном местном гнезде есть шерсть из дозатора. В тот момент был доступен и другой цвет. В качестве контроля д-р Уайлд и д-р Аплин установили в отдельной зоне еще четыре дозатора шерсти, каждый из которых с самого начала давал два цвета.
Из 68 гнезд синиц, построенных в этом сезоне на опытных участках, 26 включали шерсть из дозатора. Из них 18 были изготовлены после того, как оба цвета стали доступны во всех магазинах. Тем не менее, десять из этих 18 включали только цвет шерсти, впервые выбранный строителем гнезда. Напротив, все восемь шерстяных гнезд в контрольной зоне содержали смесь цветов - статистически значимое различие.
Таким образом, синицы кажутся «в тренде», когда речь идет о материалах для строительства гнезд. Почему это должно происходить, остается неясным. Д-р Уайлд и д-р Аплин подозревают, что законодателями моды являются птицы старшего возраста, и что эволюция благоприятствует тому, чтобы молодые копировали своих старших, поскольку эти старейшины, очевидно, пережили то, что судьба может подкинуть синице. Однако оригинальная работа Уильямса предполагает, что такой первоначальный выбор был произвольным. Немного похоже на тех, что есть у лидеров человеческих мод.
Спасибо за публикацию