Банки будут отвечать за деньги клиентов, украденные мошенниками.
Банки должны взять на себя ответственность за своих клиентов, пострадавших от посягательств мошенников. Власти РФ предлагают им принять меры безопасности, включая блокирование переводов на счета мошенников, остановку обманных телефонных и электронных кампаний и возмещение пострадавшим клиентам финансовых затрат. Сбербанк в мае планирует внедрить систему, позволяющую приостанавливать денежные переводы и возмещать убытки клиентам за несколько дней.
В 2022 году власти могли собрать только 618 миллионов рублей на возмещение ущерба. В то же время мошенники попытались вывести сумму в 200 миллиардов рублей, сняв деньги на кредитные карты граждан. Киберугроза и посягательство на финансовую безопасность обошлись в 14 миллиардов рублей. Причем почти 70% из нас были жертвами телефонных мошеннических действий и абуза, а треть – мошеннических писем с целью получения персональных данных.
Разумеется, жертвы телефонных мошенников - это преимущественно пенсионеры, люди с ограниченными возможностями. Но имеют место исключения: менталитет айтишников, госслужащие и даже ребята, занимающиеся литературным производством относительно этих вопросов. Все эти группы включают в свое число истории о «звонках из полиции», когда речь идёт о переводе денег на счёт или о заключении кредита на предоставленные реквизиты.
Однако самые распространенные способы мошенничества все знают: требование денег за освобождение из полиции, частые звонки или смс «из банка», оповещения о лотерейных выигрышах и просьба вернуть ошибочно перечисленные деньги.
Очень сложно поймать и идентифицировать аферистов. Они обычно находятся за границей и используют чужие номера. В случае возбуждения уголовного дела практически невозможно доказать, что обман произошел при передаче денег или реквизитов карты. Потребители могут защитить карту от мошеннической активности и утечек информации с помощью дополнительных мер безопасности. Не следует делиться персональными данными с незнакомыми людьми. Не используйте публичные Wi-Fi в общественных местах. Для информации, связанной с оплатой, важно защищаться сложными паролями и периодически менять их. Проверяйте сайты, которые имеют недействительные сертификаты. Не совершайте платежи и не оплачивайте услуги на основной карточке.
В большинстве случаев мошенники не доходят до суда и просто формально проверяют сведения. В ряде случаев суды берут сторону банков, когда потерпели мошенничество с помощью онлайн-кредитов и кражу мобильных телефонов. Законно признают ответственность за неустановленными лицами, а банк освобождают от долга и возмещения ущерба.
Пострадавшие, например, не смогли вернуть несанкционированные расходы в размере 350 тысяч рублей из-за мошенничества продавца после продажи недвижимости. Также на суд пытаются признать кредитный договор недействительным, подтверждая, что он был подписан не согласно воле истца и заявлены неизвестные злоумышленники.