Франкфурт - Дубай за 90 минут? Европа вступает в гонку гиперзвуковых самолетов
CNN
-
Прошло уже два десятилетия с тех пор, как эра сверхзвуковых коммерческих полетов закончилась с последним приземлением Concorde на аэродроме в юго-западной Англии.
В последние годы многочисленные претенденты на этот трон - сверхзвуковые, гиперзвуковые, на водородном топливе, с технологией "антибум" - проносились вокруг, по крайней мере, концептуально, но многие из этих проектов, обещающих бесперебойные сверхбыстрые полеты, вместо этого застопорились, заглохли или были отложены.
Теперь европейский гиперзвуковой стартап пробует свои силы, обещая заманчивое время в пути, например, из Франкфурта в Сидней за 4 часа 15 минут или из Мемфиса в Дубай за 3 часа 30 минут.
Концепция Destinus - это полет на водородном двигателе со скоростью в пять раз выше скорости звука, сокращающий продолжительность полета до менее чем четверти от нынешних коммерческих авиаперевозок.
Компания Destinus со штаб-квартирой в Швейцарии и командой из около 120 сотрудников, работающих в Испании, Франции и Германии, была основана в 2021 году, но уже быстро достигает намеченных рубежей. Ее первые два прототипа совершили успешные испытательные полеты и в ближайшее время начнутся испытания полета на водородном топливе. Третий прототип - Destinus 3 - должен совершить свой первый полет к концу года.
Мартина Лёфквист, менеджер по развитию бизнеса компании, встретилась с CNN по видеосвязи, чтобы рассказать о своей модели и о том, почему команда надеется, что именно она сможет окончательно открыть новую эру гиперзвуковых полетов.
Топливо
"Существуют различные подходы к решению этой задачи, - говорит Лёфквист. В то время как другие ведущие претенденты в этой области, такие как Boom Supersonic, "больше сосредоточены на разработке макетов и понимании того, как это работает, и пытаются заставить эти пилотируемые самолеты работать, мы переходим непосредственно к автономным полетам". Стратегия заключается в том, чтобы "разработать беспилотные летательные аппараты меньшего размера, прежде чем мы увеличим их масштаб, чтобы превратить в большой управляемый пилотом или перевозящий пассажиров самолет".
Водород - это топливо для Destinus, поскольку он является чистым, возобновляемым источником энергии, все более недорогим в производстве и способным помочь ему реализовать свои скоростные и дальнобойные амбиции. Авиация, работающая на водороде, все еще находится в зачаточном состоянии, водородные реактивные двигатели еще не вошли в коммерческое использование. Компания Airbus разрабатывает водородный реактивный двигатель, который, по ее словам, начнет летные испытания в 2026 году.
"Мы пытаемся достичь очень, очень сверхдальних расстояний на наших транспортных средствах, - говорит Лёфквист, - и это означает полет из Европы в Австралию со скоростью 5 Махов". Использование керосина означает, что автомобиль стал бы довольно тяжелым, в то время как водород очень легкий". Водород также имеет более высокую плотность энергии, чем традиционное авиационное топливо.
Долгосрочная цель - полностью водородное топливо и нулевой уровень выбросов, но пока производство водорода продолжает расширяться, краткосрочный план состоит в том, чтобы обеспечить взлет на Jet A - обычном авиационном топливе - и затем перейти на него, когда они достигнут скорости около 3 Махов, "потому что водород не становится действительно полезным или лучшим, чем Jet A, пока вы не достигнете сверхзвуковых скоростей".
Конструкция
Прототипы Destinus представляют собой самолеты со смешанным корпусом в форме волнолета - гиперзвуковой дизайн, впервые задуманный в 1950-х годах, но так и не доведенный до производства. Швейцарско-французское происхождение компании отражено в окраске, вдохновленной Альпами.
Ставшая классической форма "изучалась в течение многих, многих, многих лет", - говорит Лёфквист. "Ее цель состоит в том, чтобы вы могли ездить поверх ударных волн, которые генерируются самим автомобилем. Это довольно эффективная форма, в которой вы можете использовать меньше топлива, чтобы пролететь через нее, потому что у вас меньше сопротивление воздуха".
Естественно, с каждым новым прототипом Destinus совершенствует и корректирует дизайн. Через два десятилетия команда ожидает, что корабли, с которыми она работает, будут выглядеть несколько иначе, чем те, которые она тестирует сейчас.
Предстоящий прототип, Destinus 3, будет сверхзвуковым, и есть надежда, что в 2024 году он достигнет сверхзвукового полета на водородном топливе. "Это довольно массивный аппарат", - говорит Лёфквист. "Он примерно такого же размера, как и предыдущий прототип - около 10 метров (в длину), но он в 10 раз тяжелее и, возможно, в 20 раз сложнее, как в плане конструкции, так и в плане двигательной установки".
По прогнозам, к 2030-м годам компания сможет запустить самолет меньшего размера, вмещающий около 25 пассажиров, который будет иметь некоторые ограничения по дальности полета и будет полностью ориентирован на клиентов бизнес-класса.
К 2040-м годам его полностью увеличенная версия будет иметь несколько классов, включая экономический. Они надеются, что к тому времени "цены на водород значительно снизятся, и мы сможем значительно снизить цены на полеты, в том числе и на сверхдальние рейсы".
Финансы
Планы компании во многом зависят от капризов рынка водорода, который, по признанию Лёфквиста, он не контролирует, но эксперты внутри и вне компании сообщили, что, по их оценкам, цены будут снижаться.
В прошлом месяце Destinus приобрела голландскую компанию OPRA, которая теперь называется Destinus Energy. По словам Лёфквиста, "это означает, что мы можем получить доходы уже в этом году, потому что у них уже есть газовые турбины, которые построены и продаются. Теперь у нас будет не только аэрокосмическая сторона гиперзвуковых самолетов, но и некоторые из этих энергетических аспектов в компании".
В дополнение к уже полученным частным инвестициям и государственному финансированию - в апреле 2023 года компания получила гранты на сумму 26,7 млн. евро ($29,4 млн.) от испанского правительства для расширения возможностей водородных силовых установок - Destinus надеется, что дополнительные доходы помогут ей преодолеть трудности, из-за которых другие сверхзвуковые и гиперзвуковые проекты оказались на обочине. Лёфквист подчеркивает, что компания стремится к "реалистичному" подходу "сейчас, когда условия финансирования немного ужесточились".
Компания Aerion из Невады, которая была главным претендентом в гонке за право первой построить сверхзвуковой пассажирский самолет, потерпела крах в мае 2021 года, заявив, что "в нынешних финансовых условиях оказалось чрезвычайно сложно закрыть запланированные и необходимые крупные потребности в новом капитале".
Что касается того, будем ли мы прыгать на гиперзвуковых самолетах к 2040-м годам, завтракать в Шанхае и прилетать в Сан-Паулу сразу после обеда, то до этого времени, возможно, придется преодолеть несколько технологических, экологических и финансовых препятствий. Но попытка не заставит себя ждать.