Ежедневные сообщения о здоровье увеличивают потребление продуктов из цельного зерна
Продукты из цельного зерна полезны для здоровья, но не пользуются особой популярностью. Однако предоставление информации об их пользе может хотя бы немного изменить ситуацию. Об этом свидетельствует недавнее исследование, проведенное Боннским университетом, в котором приняли участие более 300 человек в возрасте от 18 до 39 лет. Но, несмотря на ежедневное получение соответствующей информации в течение двух недель, эффект оказался относительно небольшим. Поэтому исследователи считают, что одно лишь просвещение вряд ли поможет достичь рекомендуемого уровня потребления. Исследование было опубликовано в журнале "Аппетит". Цельное зерно - это зерно, из которого при обработке не удаляются отруби. В них содержится особенно много клетчатки, высококачественных масел, витаминов и минералов. Поэтому продукты из цельного зерна полезны для здоровья: Они насыщают больше и дольше, укрепляют иммунную систему и снижают риск развития диабета и высокого кровяного давления.
Тем не менее, они влачат теневое существование на полках супермаркетов. Одна из главных причин - их вкус: Многие люди в ходе опросов говорят, что продукты из цельного зерна кажутся им не такими вкусными, как обычные продукты".
Д-р Нина Вайнгартен, Институт экономики продовольствия и ресурсов (ILR), Боннский университет. Однако могут быть и другие причины: "Например, оздоровительный эффект продуктов часто недооценивается", - говорит психолог. "Кроме того, потребители часто не знают, как включить цельное зерно в свой ежедневный рацион - возможно, из-за отсутствия рецептов". Рецепты не помогают сделать цельнозерновые продукты более популярными.
Но изменит ли устранение этих информационных пробелов поведение потребителей? Исследователи д-р Нина Вайнгартен и проф. Д-р Моника Хартманн изучили этот вопрос. Совместно с институтом маркетинговых исследований они привлекли более 330 женщин и мужчин в возрасте от 18 до 39 лет для участия в долгосрочном онлайн исследовании. Участники были разделены на четыре группы. Одна из них каждый день получала электронное письмо с информацией о здоровье. Например: "Ежедневное употребление цельнозерновых продуктов снижает риск инсульта". Вторая группа, напротив, получала ежедневные рекомендации по рецептам. Третья группа получила и то, и другое - информацию о полезных свойствах цельного зерна и идеи по включению этих продуктов в свой рацион. Четвертая группа служила контролем; ее участники каждое утро находили в своем почтовом ящике сообщение с информацией о сезонных фруктах и овощах. В целом, эта часть исследования продолжалась в течение четырнадцати дней. "Сразу после этого мы изучили, как изменилось отношение и поведение потребителей по сравнению с началом эксперимента", - говорит Вайнгартен. "Среди прочего, их попросили указать, что они думают о продуктах из цельного зерна и как часто они ели такие продукты в течение последних двух недель". Через четыре недели им снова задали те же вопросы. Анализ данных показал, что предложения рецептов сами по себе не оказали никакого эффекта: Женщины и мужчины из второй группы не сообщили о значительном изменении отношения к продуктам из цельного зерна. Их потребительское поведение также не изменилось. Иначе обстояли дела у потребителей, получивших информацию о здоровье: Они стали давать продуктам из цельного зерна значительно более высокие оценки. Более того, соответствующие продукты стали появляться на их тарелках немного чаще. Но этот эффект был заметен только через четыре недели после окончания исследования. Предоставление информации работает - но только немного. Так что предоставление информации действительно имеет эффект. Однако, отрезвляющая часть этого сообщения такова: Он не особенно велик. Это видно, например, по частоте потребления цельного зерна, которое нужно было указать по шкале от 1 (ни разу за последние 14 дней) до 7 (от 11 до 14 раз). В группе, получавшей информацию о здоровье, средний балл изменился с 2,84 до начала эксперимента до 3,04 через четыре недели после его окончания. Поэтому Вайнгартен и Хартманн считают маловероятным, что одна лишь информация может повысить потребление цельного зерна до рекомендуемого уровня. "Необходимо вводить и другие меры - например, привлекать больше внимания к продуктам в супермаркетах, или чтобы производители разрабатывали новые рецепты, чтобы сделать их более вкусными", - говорит Вайнгартен. "Рестораны или сети быстрого питания также могли бы предлагать и продвигать больше блюд из цельного зерна, например, пиццу с цельнозерновой корочкой или булочки для гамбургеров из цельнозерновой муки".