Коммунистическая идеология в советской школе.
Не раз слышал от современных буржуазных идеологов, что советская школа была слишком идеологизирована. Так вот, я учился в советской школе и проработал в ней учителем с 1968 до 1991 г. А затем уже после смены строя до 2017 года. И мне есть с чем сравнить. Чему учила и воспитывала советская школа и новая буржуазная. Основной идеологией советской школы было обучение детей трудолюбию, товариществу, уважению к истории и традициям, умению жить в коллективе и с коллективом преодолевать трудности, воспитывать лидеров. И скажу прямо, нас не особо принуждали ко всему этому. Нам самим хотелось быть со всеми вместе. Была потребность быть полезным. Мне лично нравилось то, что мы были детьми, а перед нами ставили серьезные задачи, формировали заразительное чувство оптимизма и деловитости. Да, мы все тогда были равны. Лишь отличались талантом ума, рук и умением работать и дружить. И советским ребятам не надо было часто говорить о патриотизме. Этому их учила сама жизнь.
Сельские школьники помогают родному колхозу в уборке урожая помидор.
Так вот, господа буржуазные идеологи, в чем сущность коммунистической идеологии советской школы. Думаю, что она будет очень полезной и нашим современным школьникам.
Согласны ли вы с автором публикации?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Я не знаю кто, как относится к коммунистической идеологии, но в советской школе она приносила огромную пользу формирующейся личности школьника. Дети постоянно были заняты полезными и интересными делами, которые соответствовали их возрасту и физическому развитию.
Точно! А нынешний лоботряс и не может даже скворечник сделать! А нас не заставляли а только намекали и в каждом дворе они были по нескольку! Хреново школа учит! Отвратительно и дерьмократично!
. «С вершин педагогического "Олимпа" не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в кабинетах виртуальная модель абстрактного ребёнка без всяких чувств, сделанная из самых лёгких материалов, идей, печатной бумаги, маниловской мечты».
Подробнее: (ТО, О ЧЁМ ВСЕ ДАВНО ЗНАЮТ, НО БОЯТСЯ ПРОИЗНЕСТИ ВСЛУХ. vk.com
Согласен с Вами полностью. Мудрые ученые не просто так появились на свет, а чтобы привести в порядок наш ум и дисциплинировать наше поведение на создание условий для лучшей жизни. И сегодня действительно настала пора исправления ошибок, которых за эти тридцать лет наделали современные либералы, которые до сих пор критикуют Россию, а сами для улучшения жизни в ней фактически ничего не делают, а только вредят. Сегодня власть и богатства страны должны принадлежать народу, который реально создать условия для достойной жизни (я уже это повторяю в сотый раз и не устану повторять) в богатейшей стране мира. Если бы не ельцинский переворот, то в нашей стране к сегодняшнему дню, каждый уже бы получал по потребностям, как при коммунизме. А сегодня свыше своих потребностей получают только олигархи, которые ненавидят коммунизм и боятся его, как огня.
"Мудрые ученые не просто так появились на свет, а чтобы привести в порядок наш ум и дисциплинировать наше поведение" Все появлются на свет в результате экстаза... А все остальное врезультате упрного труда над собой. У одних страсть к зачатию и у не многих, как у Пешкова (Горького) к чтению . М.В. Ломонсов прежде чем "стать" преодолел...
Николай Заболоцкий
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет..
Я и не претендую на признание, но поскольку нет возможности старому человеку высказаться среди единомышленников по месту жительства ищет выход: как бы поделится с теми, кто принимает решения, кое каким опытом накопившимся за полвека работы с молодежью. Услышат ли? Мои многолетние попытки привлечь внимание к теме воспитания, чиновников были напрасны. «С вершин педагогического "Олимпа" не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в кабинетах виртуальная модель абстрактного ребёнка без всяких чувств, сделанная из самых лёгких материалов, идей, печатной бумаги, маниловской мечты».
Подробнее: (ТО, О ЧЁМ ВСЕ ДАВНО ЗНАЮТ, НО БОЯТСЯ ПРОИЗНЕСТИ ВСЛУХ. vk.com
Спасибо Вам огромное за заботу о подрастающем поколении. А до чиновников олигархического общества действительно очень трудно достучаться. Они далеки от простого народа. И им никогда не понять того, что могут посоветовать, люди умудренные большим опытом воспитательной работы. Мы вложили в это всю свою жизнь. И я уверен, что наш труд не прошел даром. Наши выпускники стали настоящими личностями, способными, как защитить страну, так и адаптироваться в любых условиях жизни. А вот сегодня я ужасаюсь, когда вижу, как выпускают из школы не сформировавшиеся личности, которые потом отказываются трудиться и служить в армии, содержать своих родителей и иметь детей. И это наше будущее поколение, будущее нашей страны. И они, современные чиновники еще говорят, что не надо детей учить труду...
Все так. Только слово демократия происходит от слова демос- народ. Вы что то имеете против народа??? Не путайте демократию и либерализм
Формально детский труд по советскому КЗоТу был конечно же запрещен, но ничто не мешало добровольно-принудительно выводить детей "на практику" или "оказание посильной помощи" в совхозы, на фабрики или на уборку школы вместо уборщиц после уроков...
Я понимаю на что Вы намекаете. Но поверьте в своей практике, ни когда учился, ни когда работал в школе перегрузки детей трудом никогда не было. Труд всегда был посильным и в удовольствие. Вы можете не поверить, но, когда на производительном труде мы ходили на соседнюю со школой, ферму, даже мальчики попросили, чтобы им разрешили доить коров. И один из них сказал: "Я дома доил корову, когда папа работал в лесу, а мама болела". И мы разрешили, под контролем взрослых, конечно. А когда мы работали на льне, вязали снопы, даже соревновались, кто больше навяжет. И передовиков поощряли.
В жару 32 градуса в возрасте 14 лет в июле 1983 года я пропалывал грядки длиной в 2 километра в колхозе возле города Орла. Мне это удовольствия не доставляло. Ну типа лагерь труда и отдыха принудительный для школьников где жили три недели и работалии не менее 4 часов в день.
Спасибо за откровенность. Есть народная поговорка: "Дуракам закон не писан". Были и в то время серьезные нарушения в отношении трудовой деятельности детей школьного возраста. Помню тоже случай, когда шестиклассница, очень прилежная к труду девочка, после похвалы заведующей пришкольным участком стала каждый день ходить работать на школьных грядках. И в сильную жару не доглядели. С ней случился тепловой удар. Учитель тогда получила серьезное взыскание. И у вас полоть грядки, как Вы говорите в два километра это уже не труд, а произвол.
Дмитрий, что эта непосильная работа тебя убила, или испортила твою психику? Наверно вы ещё и соревновались, работая на грядках и есть что хорошего вспомнить о тех временах?
Да, Вы были, конечно, и недостатки, не всегда нормировалась нагрузка по возрасту и состоянию здоровья. Но за это виновных строго наказывали, в плоть до увольнения с работы. Но хорошего и полезного для взрослеющего организма было больше. И мы радовались жизни. Родители и учителя нас хвалили за хорошую работу. В конце уборки урожая в школе проходил большой праздник Урожая. На него всегда приходил председатель колхоза и дарил ученикам и школе подарки.
Я привык в каникулы заниматься тем, что мне интересно, например, играть в футбол со своими кентами а если и работать то исключительно на нуждны своей семьи ( у нас свой огород был, который надо было обрабатывать) а не бесплатно батрачить в этом концлагере типа на нужды сельского хозяйста страны. Нам потом колхоз предъявил после этого "отдыха" что типа вы прожрали больше чем заработали. В общем сорняк был по пояс, что в нё морковь не видно а нам втирали, что это уже третья прополка, которая стоит совсем копейки. Ещё за показ двух кинофильмов в сельском клубе бабки с нас содрали крохоборы колхозники.
Всё понятно - просто врёт и обсирает всё то хорошее что было в советской школе.
Например, мы в деревне, обучались("принудительно трудидлись"), и по окончании школы сдали экзамены и пацаны получили удостоверения трактористов-механизаторов - поди плохо?- Кто-то пошёл работать в совхоз и получал приличную зарплату-
Девочки тоже чему-то обучались, просто я забыл за 50 лет то...
А когда мы учились, совхоз нам дал 30 га земли, технику, и мы под руководством инструкторов пахали, сеяли, убирали урожай, который шёл в школьную столовую и интернат- Для либерасов и либерасток - это "подневольный" труд, а мы с удовольствием это делали-
Я очень рад, что Вы мой единомышленник. И в сельской местности научились очень многому. А главное все это было для пользы страны и каждого из нас. Я тоже в средней школе получил права тракториста-машиниста третьего класса. И не каюсь. Во всяком случае, хотя я и работал учителем, но знание техники мне очень пригодилось в жизни. И Вы, молодец и совершенно правы, что отметили: не было у нас подневольного труда, как утверждают современные буржуазные либералы, которым выгодно сегодня лить грязь на все, что было в наши Советские годы. Они сегодня довели страну до тупика. А главное разучили народ трудиться. Еще при Горбачеве эта свора буржуазных отпрысков ввела уравниловку и устроила искусственный дефицит, чтобы показать несостоятельность социалистического образа жизни и заменить его капиталистическим, захватив, как власть, так и богатства страны в свои руки. А ведь все это завещано нашими предками и должно принадлежать всему народу. Сегодня они барствуют, но того не понимают, что у страны нет будущего без подготовленных к нему молодых людей. А они действительно своей болонской системой не только нарушили советскую систему образования, но и ликвидировали воспитание напрочь.
Александр! Работала вожатой в пионерлагере от Высшей партийной школы. Огородик был. дети с удовольствием на нем работали, соревновались - у кого грядка лучше. Им как раз по 14-15 лет было. Главное - работа педагога. Правильно и разумно организовать работу и отдых детей! А уж какие увеселительные мероприятия у нас были! Писала - сочиняла сценарии для школы. Чаще в стихах. Отряд мой занят 1-е место! Правда, "шалунишки" перед отъездом ободрали все цветы на газонах... Моему удивлению и нач. лагеря (возмущению) не было конца, когда все цветы они подарили мне... Значит, любили и уважали.
Мне, как всегда очень приятно читать Ваши воспоминания о школьной жизни. Как будто я сам окунулся в то время. Я ведь тоже не сразу стал директором школы. Сначала работал рядовым учителем. Затем был организатором внеклассной работы. Потом поставили заместителем директора по учебно-воспитательной работе. А затем направили на курсы директоров школ и назначили директором, где проработал 17 лет. Школа участвовала в конкурсе "Школа года", проводимом Академией творческой педагогики города Сочи. И мы стали Лауреатами этого конкурса. В течении 8 лет весной и осенью ездили на конференции, где собиралась вся элита образовательных учреждений страны. За это время школа получила звания: "Школа года", "Академическая школа", "Школа века", "Школа высшей категории". Я был членом Совета директоров школ России. академиком Академии творческой педагогики. Сочинил для Академии гимн. Все это очень приятно вспомнить. Во время конференций узнаешь очень много новостей из других регионов необъятной страны, знакомишься со знатными педагогами, издателями учебной и методической литературы. И конечно есть время отдохнуть на море. А в конце конференции на четвертый день всегда был очень шикарный банкет, где каждый регион показывал свое творчество. Мне всегда нравилась кавказская лезгинка. Они так здорово танцевали всей огромной группой. Извините, наверное утомил Вас своими воспоминаниями.
Александр! Респект! Мне тоже неоднократно предлагали директорство, также работу учителя в Италии, в школе при посольстве. Но. Я не хозяйственник. Мой осознанный с детства выбор - учитель.
И правильно сделали, что не согласились. Директорская работа не знает отпуска и выходных. То, кочегарка создает проблемы, то инспекторская проверка, то аттестации, то тарификация, то еще чего нибудь. Вообще здоровья за это время ухлопал много. Работал бы учителем и до сих не стонал, что тут болит, и там болит. И сегодня тоже работаю призванию, но проблемы современной не складной жизни тоже порядком треплют нервы. Еще хорошо, что много надежных помощников, которые не считаются со своим временем и участвуют во всех мероприятиях, проводимых горкомом КПРФ.
Наталья Васильевна! Много лет проработала в советской школе. Да дети трудились. И когда это труд приносил вред человеку? Собственно, он его и создал. Да, дети занимались и уборкой кабинетов. И как-то не сломались! И на с/х работы выезжали. Работала нач. лагеря труда и отдыха в Рогачево Дмитровского района. Условия прекрасные. Работали на голландского фермера - проряжали капусту. Детей (14-15 лет, далеко не отличников и даже "трудных"). Все поездки на автобусе - и в лес, и на речку, и на работу, в столовую. Москва с пустыми прилавками, а наши дети ели каждый столько, сколько хотели, да и с добавками! Привезла 30 чел. И вернула столько же. здоровыми, загоревшими и поправившимися. И деньги за работу получили. Сами ребятки решали - кому и сколько (кстати, мой сын тоже был там, ничего не заработал, лодырь. А вот передовики при везли приличные суммы! В СССР труд детей был разрешен с 14-и лет. Преподавала Госправо. Трудовой кодекс. Интересный был урок в форме деловой игры.
Не перестаю радоваться, какой Вы замечательный и трудолюбивый человек. С такими добрыми чувствами говорите о своих подопечных школьниках. Очень рад, что состоялось наше знакомство на этом сайте. И пусть у меня почему то не получается за последнее время попасть в тридцатку конкурса, но общение с такими людьми, как Вы приносит удовлетворение и дает возможность насладиться воспоминаниями о нашем советском замечательном прошлом. Это были отличные годы нашей жизни и наших воспитанников. Меня до сих пор выпускники поздравляют с Днем рождения. Его легко было запомнить: в старый новый год.
Спасибо за интересную публикацию.
Спасибо и Вам за поддержку. И очень хотелось, чтобы власть не словах, а на деле, создавая новую школу взяла основу советскую систему образования и воспитания. Конечно сложно ее приспособить к сегодняшним условиям. Но для этого нам обязательно менять курс развития страны. Отказаться о капитализма, как сказал Президент, он себя изжил и взять курс на построение обновленного социализма с государственной - общенародной и частной собственностями.
Я происхожу из семьи коммунистов и партрабаботников. Считаю, перегибы иногда излишни. Дед приходил на работу на 2 часа раньше, мама, будучи пионеркой вставала в 6 утра и слушала гимн СССР. Я в 4 года, когда подружка по двору угостила жвачкой и сказала, что и у нас будут жвачку выускать, ответила- ты дурочка, у нас же социализм
Коммунистическая идеология была основой советской школьной программы в течение многих лет. Она проникала в учебный процесс, в учебные пособия и в повседневную жизнь школы. Стремление к построению коммунистического общества и углубление знания социалистической идеологии были основными целями советской школы. Однако, на сегодняшний день, многие исследователи считают, что такой подход не дал положительных результатов, и что это препятствовало развитию критического мышления и самостоятельности учащихся. В настоящее время, школьная программа в России ориентирована на более гибкий подход, который ставит на первый план развивающие задачи, развитие критического мышления, и научное познание для процветания страны в будущем.
Спасибо Вам за объемный комментарий. Только я совсем не согласен с современными буржуазными идеологами, которые считают, что коммунистическая идеология не дала положительных результатов. Из школы выходили выпускники, которые не только горячо любили свою Родину и всегда готовы были ее защитить, но они были готовы быстро адаптироваться во взрослой жизни и быть полезными обществу. Сегодня же бездарная Болонская система, которую современные буржуазные идеологи взяли у Великобритании калечит наших школьников и не готовит их к жизни. Никакого развития, как Вы пишете они не получают. Исследования показывают, что они не владеют не только историческим материалом, но не могут связно передать содержание того или иного события, не говоря уже о том, чтобы сделать выводы и высказать свое отношение к данному событию. Если к Советской школе, да прибавить сегодняшние достижения науки и техники, но наши дети бы получили мировое признание. Да, советская школа и так была лучшей в мире. Не зря об этом даже фины говорят. Посмотрите на картинку. Это не я придумал.
Александр! у Вас на все собственное мнение. Приветствую. Не со всем согласна. Но это же нормально на форуме!
А если бы совсем были согласны, то и учиться, откровенно говоря, было бы нам друг у друга нечему. Я на этом сайте встретил очень много своих единомышленников, но они тоже не во всем соглашаются со мной и я с ними. Но приходим потом к общему выводу. Нам главное, чтобы жила народная правда, которую пытается похоронить этот дикий капитализм, увлекая общество погоней за большими деньгами. Это же надо додуматься до такого, деньги сделать государственной идеологией.
Ох уж, эти современные "многие " исследователи. Просто антисоветчики, с пеной во рту хающие все советское, как правило не аргументировано. Вы пишите " научное познание " . И что есть хоть одна методичка по изучению капиталистической идеологии? И конечно , НАУЧНО, доказательства преимущества капиталистического воспитания. Что учат, как обсчитать, обмануть , заработать мах прибыль при мин вложениях. Учат что , бандитом , банкиром , инвестором быть лучше чем академиком, космонавтом и моряком? А критическое мышление прививается глядя на зарплаты преподавателей? И , извините , знания их?
Николай Иннокентьевич! Ну какая идеология может быть при капитализме? Деньги и пути их заработка. Фактически, никакой.
Благодарен Вам за реальные вещи, о которых Вы пишете в своем комментарии. Но к великому сожалению сегодня деньги являются государственной идеологией. И ее пытаются внедрить даже в школы. Мы живем при капитализме, а при нем никогда не скажут, что социализм был лучше. Всегда будут показывать преимущества капиталистического образа жизни, который как Вы показали, и как я считаю никогда не было и не будет. Все построено на вранье и обещаниях. Просто наш народ еще не до конца проснулся от советского образа жизни. И ждет, что он вернется и государство будет снова опорой и поддержкой для каждого гражданина. Но это не произойдет до тех пор, пока власть и богатства страны находятся у самых богатых людей мира - наших долларовых миллиардеров.
Полина! Верно. А сейчас дети говорят на "птичьем" языке. Ладно, у меня есть опыт понимания - подросток в доме. Но когда она говорит с друзьями по телефону - прихожу в ужас. Раньше. Сдал экзамен - оценки после его окончания. Сейчас. Написала внучка ОГЭ уже по 3-м предметам. А что получила - скажут потом. Впереди обществознание...
Вы правы, нам наверное никогда не привыкнуть к тому образу жизни, который навязан людям современной властью. А самая страшная трагедия в том, что они калечат детей - будущее нашей страны.
Да, было такое дело, возили нас школьниками на черешню и студентами яблоки собирать. Весело было, но толку от нас, правда, было маловато
Может только сами мы не замечали, что действительно наша помощь, пусть не очень большая, но нужна. А с другой стороны посильный труд никогда не испортил человека. Чем больше освоишь профессий, тем легче жить и работать.