Можете ли вы стать умнее?
Ранним пасмурным январским днем дюжина третьеклассников из рабочего пригорода Чикаго-Хайтс, штат Иллинойс, ворвались в Mac Lab на первом этаже школы Вашингтон-Маккинли в размытых синих брюках, синих жилетах и белых рубашках. Несколько минут спустя они сидели на корточках перед компьютерами Apple, расставленными по периметру комнаты, в надежде сделать то, что до недавнего времени считалось невозможным: повысить свой интеллект с помощью тренировок.
“Может ли кто-нибудь поднять руку, - спросила Кейт Вулфсон, инструктор, - и объяснить мне, как вы получаете баллы?”
На каждом из детских мониторов было мультяшное изображение дома с привидениями, летучими мышами и полумесяцем в полночно-синем небе. Каждые несколько секунд черная кошка появлялась в одном из пяти окон дома, а затем исчезала. Упражнение было разделено на уровни. На уровне 1 дети зарабатывали очко, запоминая, в каком окне только что была кошка. Легко. Но игра прогрессивна: кошки продолжают приходить, а дети должны продолжать наблюдать и запоминать.
“И вот тут-то все и запутывается”, - продолжил Вулфсон. “Если вы доберетесь до уровня 2, вам придется вспомнить, где была кошка два окна назад. В позапрошлый раз. На уровне 3 вы должны вспомнить, где это было три раза назад. Уровень 4 - это четыре раза назад. Это сложно. Вы должны отслеживать. О'кей, готовы? Как только мы начнем, любой, кто заговорит, потеряет звезду ”.
Так начались 10 минут удивительно сложной игры на концентрацию. На 2-м уровне даже взрослые находят задачу несколько утомительной. Почти никто не проходит 3-й уровень без тренировки. Но большинство людей, которые придерживаются игры, действительно становятся лучше с практикой. Это неудивительно: практика повышает производительность практически при выполнении любой задачи, которой занимаются люди, будь то обучение чтению или игра в подковы.
Удивительно то, что еще это улучшило. В исследовании 2008 года Сюзанна Джегги и Мартин Бушкуэль, ныне из Университета Мэриленда, обнаружили, что молодые люди, которые играли в урезанную, менее мультяшную версию игры, также продемонстрировали улучшение фундаментальной когнитивной способности, известной как “подвижный” интеллект: способности решать новые проблемы, учиться, рассуждать, видеть связи и докапываться до сути вещей. Подразумевалось, что игра в буквальном смысле делает людей умнее.
Психологи долгое время считали, что интеллект бывает двух видов: кристаллизованный интеллект, сокровищница накопленной информации и практических знаний (нечто вроде того, что проверяется на “Jeopardy!” или используется при езде на велосипеде); и подвижный интеллект. Кристаллизованный интеллект растет с возрастом; давно известно, что изменчивый интеллект достигает максимума в раннем взрослом возрасте, примерно в возрасте колледжа, а затем постепенно снижается. И в отличие от физической подготовки, которая может превратить 98-килограммовых слабаков в здоровяков, подвижный интеллект всегда считался неподвластным тренировкам.
Это, в конце концов, предпосылка тестов IQ или, по крайней мере, той части, которая измеряет подвижный интеллект: мы можем протестировать вас сейчас и предсказать всевозможные вещи в будущем, потому что подвижный интеллект предположительно закладывается рано и является довольно неизменным. В то время как родители, учителя и другие играют важную роль в создании среды, в которой интеллект ребенка может расти, даже матери-тигрицы обычно ожидают, что усердие их детей будет зависеть только от более высоких оценок, а не от улучшения умственных способностей.
Как же тогда наблюдение за черными кошками в доме с привидениями может способствовать развитию такого важного явления, как подвижный интеллект? Потому что, как выясняется, обманчиво простая игра нацелена на самые элементарные когнитивные навыки: “рабочую” память. Что долговременная память для кристаллизованного интеллекта, рабочая память для подвижного интеллекта. Рабочая память - это больше, чем просто способность запоминать телефонный номер достаточно долго, чтобы набрать его; это способность манипулировать информацией, которую вы храните в своей голове, — складывать или вычитать эти цифры, располагать их в обратном порядке или сортировать от высокого к низкому. Понимание метафоры или аналогии в равной степени зависит от рабочей памяти; вы не сможете понять даже такое простое утверждение, как “Смотрите, как Джейн бежит”, если не сможете сопоставить, как “видите” и “Джейн” связаны с “бегом”. Без этого вы ничего не сможете понять.
За последние три десятилетия теоретики и исследователи добились значительного прогресса в понимании того, как функционирует рабочая память. Они разработали множество чувствительных тестов для ее измерения и определения ее связи с подвижным интеллектом. Затем, в 2008 году, Джегги превратил один из этих тестов рабочей памяти в тренировочное задание для ее наращивания, точно так же, как отжимания можно использовать как показатель физической подготовки, так и для наращивания силы. “Мы рассматриваем внимание и рабочую память как сердечно-сосудистую функцию мозга”, - говорит Джегги.“Если вы тренируете свое внимание и рабочую память, вы повышаете свои базовые когнитивные навыки, которые помогают вам решать множество различных сложных задач”.
Исследование Джегги оказало большое влияние. С момента его публикации другие исследователи достигли результатов, аналогичных результатам Джегги, не только у детей начальной школы, но и у дошкольников, студентов колледжей и пожилых людей. Тренировочные задания обычно требуют всего 15-25 минут работы в день, пять дней в неделю, и, как было обнаружено, позволяют улучшить результаты тестов на подвижный интеллект всего за четыре недели. Последующие исследования, связывающие это улучшение с реальными достижениями в области школьного образования и производительности труда, только начинаются. Но люди с расстройствами, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (ADHD) и черепно-мозговую травму, уже ощутили пользу от тренировок. Прирост может сохраняться до восьми месяцев после лечения.
В таком городе, как Чикаго Хайтс, где в 2011 году только 16 процентов старшеклассников соответствовали иллинойской версии стандартов "Ни один ребенок не отстает", поиск четкого способа повысить когнитивные способности имеет очевидную привлекательность. Но у этого есть и другие применения для людей всех возрастов и склонностей. Даже профессионалы высокого уровня начали тренировать свою рабочую память в надежде повысить свой подвижный интеллект, а вместе с ним и производительность работы. Если эффект реален — если подвижный интеллект можно повысить всего за несколько минут в день, пусть даже немного, и не только на тестах, но и в реальной жизни, — тогда, похоже, это откроет, как с присущим Споку преуменьшением завершило исследование Джегги 2008 года, “широкий спектр применений”.
С тех пор, как чуть более ста лет назад был создан первый надежный тест на интеллект, исследователи искали способ значимого увеличения показателей, но безуспешно. Послужной список был настолько мрачным, что к 2002 году, когда Джегги и ее партнер по исследованиям (а теперь и ее муж) Мартин Бушкуэль наткнулись на исследование, в котором утверждалось, что это удалось, они просто не поверили в это.
В исследовании, проведенном шведским нейробиологом Торкелем Клингбергом, приняли участие всего 14 детей, все с синдромом А.Д.Х.Д. Половина из них участвовала в компьютерных заданиях, направленных на укрепление их рабочей памяти, в то время как другая половина играла в менее сложные компьютерные игры. Всего через пять недель Клингберг обнаружил, что те, кто играл в игры на рабочую память, меньше ерзали и меньше двигались. Что еще более примечательно, они также набрали более высокие баллы по одному из единственно верных показателей подвижного интеллекта - прогрессивным матрицам Рейвена. Другими словами, улучшение рабочей памяти привело к улучшению выполнения задачи, к которой дети не готовились.
Даже если выборка была небольшой, результаты были провокационными (три года спустя Клингберг повторил большинство результатов в группе из 50 детей), потому что матрицы считаются золотым стандартом тестов на подвижный интеллект. Любой, кто проходил тест на интеллект, видел матрицы, подобные тем, что использовались в Raven's: три ряда с тремя графическими элементами в каждом ряду, состоящими из квадратов, кругов, точек или тому подобного. Становятся ли квадраты больше при перемещении слева направо? Заполняются ли круги внутри квадратов, меняя цвет с белого на серый, а затем на черный, по мере того как они опускаются вниз? В матрице отсутствует один из девяти пунктов, и задача состоит в том, чтобы найти лежащие в ее основе закономерности — вверх, вниз и поперек — из шести возможных вариантов. Поначалу решения очевидны для большинства людей, но постепенно их становится все труднее различить. К концу теста большинство участников оказываются сбитыми с толку.
Если измерение интеллекта с помощью матриц кажется произвольным, подумайте, насколько важное значение для успеха в жизни имеет распознавание образов. Если вы собираетесь найти зарытое сокровище в статистике бейсбола, чтобы дать вашей команде преимущество за счет подписания игроков, которых другие не ценят, вам лучше хорошо разбираться в матрицах. Если вы хотите использовать циклы на фондовом рынке, или найти юридический прецедент в 10 делах, или, если уж на то пошло, если вам нужно разгадать природу шерстистого мамонта, чтобы поймать его в ловушку, убить и съесть — вы, по сути, используете те же когнитивные навыки, проверенные матрицами.
Когда вышло исследование Клингберга, и Джегги, и Бушкуэль были докторантами в области когнитивной психологии в Университете Берна, Швейцария. Еще со школьных времен, когда он был чемпионом Швейцарии по гребле, Бушкюля интересовало, в какой степени можно развить навыки — физические и умственные. Заинтригованный предположением Клингберга о том, что тренировка рабочей памяти может улучшить подвижный интеллект, он показал статью Джегги, который изучал рабочую память с помощью теста, известного как N-back. “В то время не было практически никаких доказательств того, что вы можете тренироваться над одной конкретной задачей и получить перевод на другую, которая была бы совершенно иной”, - говорит Джегги. То есть, хотя большинство навыков улучшается с практикой, улучшение, как правило, зависит от конкретной предметной области: вы не становитесь лучше в судоку, разгадывая кроссворды. И гибкий интеллект был не просто еще одним навыком; это была высшая когнитивная способность, лежащая в основе всех умственных навыков и предположительно не зависящая от обычных преимуществ практики. Обнаружить, что тренировка рабочей памяти может привести к увеличению подвижного интеллекта, было бы для когнитивной психологии равносильно открытию частиц, движущихся быстрее света.
Вместе Джегги и Бушкуэль решили посмотреть, смогут ли они воспроизвести эффект переноса Клингберга. Для этого они использовали тест N-back в качестве основы тренировочного режима. Как видно из игры, в которую играют дети в Вашингтон-Маккинли, N-back предлагает пользователям запомнить что—то — местоположение кошки или звучание определенной буквы, - что представлено непосредственно перед (1-назад), позапрошлое время (2-назад), время перед этим (3-назад) и так далее. Если вы преуспеваете в 2-бэк-бэк, компьютер переводит вас на 3-бэк-бэк. Преуспевайте в этом, и вы перейдете на 4-бэк. С другой стороны, если вы плохо справляетесь на каком-либо уровне, вас подталкивают на понижение. Смысл в том, чтобы игра была достаточно сложной, чтобы вы оставались полностью вовлеченными.
Чтобы усложнить задачу, Джегги и Бушкюль использовали так называемую двойную задачу N-back. Когда в наушниках раздается случайная последовательность букв, на экране компьютера появляется квадрат, перемещающийся, по-видимому, случайным образом, среди восьми возможных точек на сетке. Ваша задача - отслеживать как буквы, так и квадраты. Так, например, на уровне "3 назад" вы нажмете одну кнопку на клавиатуре, если вспомните, что произносимая буква - та же самая, что была произнесена три раза назад, одновременно нажимая другую клавишу, если квадрат на экране находится на том же месте, что и три раза назад.
Смысл усложнения задачи в том, чтобы превзойти обычные стратегии, ориентированные на конкретные задачи, которые люди разрабатывают с помощью таких игр, как шахматы и Scrabble. “Мы хотели развить базовые навыки внимания и рабочей памяти”, - говорит Джегги.
Джегги и Бушкуэль провели прогрессивные матричные тесты для студентов в Берне, а затем попросили их практиковаться в двойном N-back по 20-25 минут в день. Когда они повторно протестировали их в конце нескольких недель, они были удивлены и обрадовались, обнаружив значительное улучшение. Джегги и Бушкуэль позже расширили исследование в качестве аспирантов Мичиганского университета, в лаборатории Джона Джонидиса, профессора психологии и неврологии.
Вы считаете себя умным?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интересная статья
Полезно знать, благодарю вас
Мозги обязательно надо тренировать, особенно с возрастом и когда не работаешь, без тренировки быстрее наступит деменция, и не только мозги, но и вести правильный образ жизни: сон, физнагрузка, питание ну и "мозговая деятельность".
Интересная статья, спасибо автору