Как зарождалась знаменитая советская система среднего образования и через какие реформы и преобразования прошла?
1 сентября, пожалуй, каждый из нас вспоминает этот день с каким-то особенным трепетом и волнением. Торжественно-празднично одетые с цветами мы приходили в школу, а здесь долгожданная встреча с друзьями, которых мы не видели долгих три месяца каникул. Ну и конечно встреча с учителями, по которым все равно скучали, хотя и кого-то недолюбливали или боялись. Это был настоящий праздник праздник для всех. Праздник знаний, праздник лучшего в мире советского образования.
Когда 4 октября 1957 года Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли, Джон Кеннеди - будущий президент США, тогда еще сенатор от штата Массачусетс, сказал: русские выиграли у нас гонку не при помощи ракет, а за школьной партой.
Каждого ученика воспитать всесторонне грамотным и высококультурным человеком.
Такой была главная цель советского образования. Но рождалось советское образование тяжело, в муках революционной борьбы с отрицанием всего, что было создано при Царском режиме. Школы превратились в рабфаки, где ввели ускоренную систему обучения. Знания получали бригадно-лабораторным методом, то есть, за всю группу задание выполнял один человек, а зачет получали все. При таком подходе будущим студентом мог стать даже безграмотный, главное, чтобы он был из рабочих.
Но уже к середине 20-ых годов бригадно - лабораторный метод был признан педагогическим извращением и запрещен. В 1931-м году ввели всеобщее четырехлетнее образование для сельской местности и семилетнее образование для городов и поселков городского типа. И вернулись наконец к классическим методам преподавания. В первые годы советской власти было необходимо, прежде всего, научить читать и писать огромную часть населения, поэтому главными предметами оказались правописание и литература, а первым проводником в мир знаний стал учитель словесности.
К началу 20-х годов грамоте было обучено около двух миллионов человек, а к 1936 году уже 40 миллионов. Мечта большевиков о полной победе над неграмотностью становилось былью. Советский Союз превращался в самую читающую и самую образованную страну в мире.
А еще в каждом крупном городе появились свои дома и дворцы Пионеров, где можно было записаться совершенно бесплатно в любой кружок по интересам. Хочешь, например, научиться рисовать - пожалуйста. Или клеить модели самолетов или петь-ради Бога.
Первый Московский Дом Пионеров открылся купеческом особняке в 1936 году, а уже через три года в одной только столице было 13 таких домов. Выбирай какой хочешь. Для многих эти любительские кружки переросли в будущую профессию. Но главным конечно было хорошо учиться.
В 60-е годы вместо обязательного семилетнего образования ввели восьмилетнее, а программу настолько улучшили и усложнили, что даже родители второклашек чувствовали себя неучами.
1 сентября 1943 года начался еще один, пожалуй, самый странный педагогический эксперимент советской школы. Было решено вернуться к дореволюционной практике раздельного обучения. Мальчики и девочки пошли учиться в разные школы, но правда только в Москве, в столицах республик и в крупных городах. В провинции всё осталось по-прежнему. Дети учились вместе.
Формально раздельное обучение ввели, чтобы содействовать устранению не всегда здоровых отношений между полами. Но эти патриархальные нравы плохо приживались в советской школе. Учиться стали хуже, воспитывать из девочек только матерей - тружениц оказалось сложно, а мальчики - будущие мужчины - защитники так распоясались, что учителя их стали бояться. В столичную прессу полетели гневные письма:
В мужской школе неладно. Это пишет учительница истории из Ленинграда. Рукавцев так ударил на улице другого ученика, что сломал ему переносицу, а Михельсон выбросил из окна 20 чернильниц, а вслед за ними парту, которая чуть не убила уборщицу.
После смерти Сталина эксперимент прекратили. Но даже его последствия еще какое-то время чувствовались. Бывшие разделенные школьники настолько одичали, что до второго курса не общались с противоположным полом и долго боялись друг друга, а школьная любовь и вовсе считалась чем-то неприличным. В конце семидесятых многие учителя стали более демократично смотреть на дружбу между девочкой и мальчиком. Об этом робко и осторожно начали рассказывать даже в детских фильмах.
Родительские комитеты были очень удивительными помощниками советской школы. Они организовывали внеклассные мероприятия экскурсии турпоходы проверяли качество школьных обедов собирали деньги на всякие мелкие нужды для класса. Особое внимание родители - общественники уделяли работе с трудными учениками, навещали их семьи, вели воспитательные беседы ради будущего такого ребенка. Но чаще, чтобы оградить от него остальных.
О профессии Учитель
Учитель - отношение к этой профессии в огромном Советском Союзе было двояким. С одной стороны почет и уважение, а с другой стороны маленькая зарплата. К 70-ым годам прошлого века эта профессия стала окончательно терять профессорский ореол, который был у неё до революции. Она становилась преимущественно женской и не престижной. Ну и мы все прекрасно помним, что в Педагогический, как правило, поступали те, кто не поступал в другой институт.
Несмотря на маленькую зарплату требования к советскому учителю были высокие. Он должен был не только хорошо знать свой предмет, но еще и воспитывать своих учеников. Учить их думать и самостоятельно принимать решения, чего сегодняшние школьники оказались лишены с появлением ЕГЭ.
Конечно педагогические методы были разные и учителя были разные. Кого-то мы сегодня вспоминаем с теплотой и благодарностью, а кто-то не сумел нам дать самые элементарные знания. У многих особенно светлые воспоминания остались о первой учительнице. Наверное, это как первая любовь, на всю жизнь.
В 60-70-ые годы одноклассников уважали только за его личные качества и достижения. Девчонкам нравились мальчики начитанные, умные, ну и конечно спортсмены. Ну а, если в спортзале не можешь подтянуться на турнике хотя бы 10 раз, то однозначно с таким связываться не стоит. А если ты победил на соревнованиях не только в школе, а где-то там на городских или заработал разряд спортивный, то это очень серьезно. Уважуха со стороны окружающих обеспечена.
В школах в Советском Союзе была утвержденная для всех программа и одинаковый дресс-код, любые отклонения считались ЧП. Советские школьные стандарты касались не только дресс-кода. Например, если ты родился левшой, тебе достанется по полной программе: переучат, причем насильно. Только в 1986 году решением правительства отказались от принудительного переучивания левшей. С облегчением вздохнули и ученики и учителя.
Выпускные экзамены
В Советском Союзе были обязательные выпускные экзамены после восьмого и десятого класса. Никаких ЕГЭ тогда само собой не сдавали. В восьмом классе обязательными были - русский язык, геометрия и алгебра. В десятом - алгебра, геометрия, русский, литература, физика, химия, история и иностранный язык. Многие из предметов сдавались и письменно и устно, поэтому школьники должны были знать всю программу целиком. И тут не каждый мог без шпаргалки обойтись. Каких только хитростей не придумали школьники за все эти годы.
После экзаменов в восьмом классе у школьника был выбор как ему лучше продолжить свое обучение: остаться в школе или пойти в ПТУ (Профессионально Техническое Училище). Учеба в ПТУ в то время еще не считалось чем-то непрестижным и второсортным, как это стало в конце 70-х и 80-х годах, когда учащихся профтехучилищ называли обидным прозвищем "птушник". Многих пугали ПТУ, мол, туда идут самые отпетые никуда не годные, опустившиеся, ничего не знающие.
И тем не менее, многие после восьмого класса шли в ПТУ или техникумы. Тем более, что государство, которое остро нуждалось в рабочих руках действительно многое делало для того, чтобы школьники охотно шли осваивать рабочие профессии. Даже фильм вышел с главным героем бывшим птушником Афоней. После этой картины количество желающих учиться на слесаря - сантехника прибавилось в разы.
Ну а те, кто остался в средней школе получили еще один бонус к полному среднему образованию - возможность получить одну из рабочих профессий. Это профессии токаря, электрика, авто - слесаря, телефонистки, машинистки, санитарки, продавщицы, портнихи и многие другие. Во время практики даже платили зарплату и выдавались свидетельства о полученной квалификации.
В 80-е годы школьники в основном уже стремились поступать в ВУЗы. Такой взгляд на высшее образование становился общепринятым. Взрослые твердили, что надо обязательно получить высшее образование, иначе пропадешь.
Кстати, во всех советских средних школах обучение было бесплатным и те из учеников, кто хотел бы продолжить свое образование дальше в ВУЗе, должны были хорошо учиться, чтобы сдать вступительные экзамены в институт или университет, потому как платных отделений в вузах тоже не было.
С развалом СССР потихоньку стала разваливаться и стройная система народного образования. Качество учебников становилось все хуже. В них стали даже появляться ошибки. Ученикам на изучение предмета давалось все меньше времени, а самих предметов в программе становилось все больше и куда-то подевались преданные своему делу учителя - энтузиасты. Ну а введение ЕГЭ окончательно добило старую советскую школу и сегодня все громче голоса желающих вернуть все то, что казалось утрачено навсегда. Получится ли?
Должно получиться, иного пути нет... или он в никуда
согласен! Иначе труба России
Советская система среднего образования возникла после Октябрьской революции 1917 года. В первые годы после революции были предприняты значительные изменения в образовательной системе. Были закрыты церковные школы и введены всеобщие и бесплатные десятилетние начальные школы.
В 1930-х годах было проведено дальнейшее усовершенствование системы образования. Вместо десятилетних начальных школ было введено обязательное среднее (полное) образование для всех граждан СССР. Программа обучения была стандартизирована и сфокусирована на подготовке рабочих и крестьян-специалистов для строительства социализма.
В 1950-х и 1960-х годах произошли дальнейшие изменения в советской системе среднего образования. Была введена всеобщая средняя школа, противопоставляющаяся трехступенчатой системе среднего образования, которая была до этого.
С начала 1990-х годов, после распада СССР, произошли реформы в советской образовательной системе. Была введена новая структура образования, включающая начальное, основное и среднее (полное) образование. Также появились средние специальные учебные заведения и учебные заведения послевузовского образования.
Таким образом, советская система среднего образования прошла несколько реформ и изменений со временем, чтобы соответствовать современным образовательным потребностям.
Спасибо за интересную публикацию.
Как всегда - через жопу, полностью извратив все нормальные понятия.
Это чудо система сначала убрала из образования такой предмет как "Логика", превращая детей в тупых исполнителей.
в 1946м году "Логику" пытались вернуть, но не смогли
============
Эти тупорылые так и не поняли, что ОБРАЗОВАНИЕ это ОБУЧЕНИЕ, а ВОСПИТАНИЕ это совершенно ДРУГОЕ, принципиально ДРУГОЕ.
Произошла подмена понятий: совдеповцы вообще исключили воспитание детей, а обучение назвали воспитанием. Таких дебилов как коммунисты, ненавидящих своих же детей, история человечества еще не знала.
Так же эти уроды коммунисты стали вбивать в головы россиян, что якобы воспитанием занимается баба. При этом любое времяпрепровождение с детьми назвали воспитанием, используя все ту же манипуляцию - подмена понятий. А по сути баба всего лишь осуществляла УХОД за ребенком, что ВОСПИТАНИЕМ не является. Далее со временем ребенок взрослел, и средства ухода за ним отходили на второй, а то и последний план, но заставлять что-то делать приходилось. И вот тут проявлялось именно бабское насилие типа накричать на ребенка. Сначала реже, а сейчас это уже норма. И эту "норму", кстати уже сейчас все чаще и чаще называют психологическим насилием над ребенком (кто не верит - смотрите судебную практику).
=========
Постепенно навязывая бабское "воспитание", власти Совка отлучали отцов от воспитания детей, что и привело к совершенно безвольному населению. А сами власти централизованно вбивали в головы идеи коммунизма и прочей бредятины.
Причем, в бивали в головы самыми топорными методами, неэффективными и бессмысленными. Как результат - те, кто все же был воспитан нормально, отцами или ближайшими мужчинами, долго в этом кошмаре жить не хотели.
Что в итоге?
В итоге развал этого совдеповского извращения типа социалистическая страна.
==========
Это если коротко.
Сейчас же находятся идиоты, лишённые мозгов, разума и рассудка, которые совдеповсвкую систему образования считают чуть ли не самой лучшей. В чем лучшей, в том, что уродовала детство огромному количеству детей, причем настолько, что в самом начале 90х мальчишки мечтали стать рэкетирами, а девочки - валютными проститутками? Это такой чудный результат "самого лучшего в мире образования"?
==========
По части навыка вбивания в головы хоть каких-то знаний у совдеповцев может и были успехи, но общая картина по факту была удручающая.
Пока учителя по третьему кругу вбивали в головы троечникам хоть что-то, это время фактически уходило в никуда по отношению к отличникам - им просто не успевали дать дополнительные знания (вот это я на себе лично ощутил, и не только я).
==========
В общем, если на все смотреть объективнее - совдепия, совок и прочая коммунистическая ересь к счастью уходят из нашей жизни, и вспоминать о них не надо.