Этот неудобный портрет женственности вызывает резонанс уже несколько десятилетий.
Джо Энн Каллис создала «Женщину с синим бантом» во время значительных личных и культурных перемен.
Примечание редактора: в Snap мы рассматриваем силу одной фотографии, рассказывая истории о том, как создавались как современные, так и исторические изображения.
В 1977 году Джо Энн Каллис сфотографировала женщину с запрокинутой головой, туго натянутой шеей, завязанной бантом на тонких голубых бретельках ее белого кружевного платья. Это изображение манит долгим взглядом, напряжение в его неподвижности усиливается: обнаженная шея женщины напрягается под углом, светло-красная отметина выглядывает возле туго перевязанной нити колье. Прямо над ее плечом две птицы на обоях ныряют вместе, их клювы почти соприкасаются в любовном или агрессивном танце.
Хотя она создала этот образ четыре с половиной десятилетия назад, «Женщина с синим бантом» кажется поразительно современной — вечный символ женственности. В настоящее время он экспонируется на групповой выставке « Del Cielo » в Rosegallery в Санта-Монике, Калифорния, но на протяжении десятилетий он был представлен на выставках Каллис, а также в ее книге 2009 года «Woman Twirling».
Каллис является пионером как постановочной фотографии, так и цветной пленки в изобразительном искусстве. Ее ранние работы изображают мрачные, очень психологические портреты женщин. Ее персонажи часто остаются анонимными благодаря повернутым головам и обрезанным кадрам. Это изображения, наполненные скрытым желанием и беспокойством: на одном мужские руки хватают лодыжки женщины на каблуках, стоящей на стуле; на другом изображена блондинка, лежащая сзади и сверху, ее тело разделено единственной черной линией, которая начинается с пробора ее волос и продолжается вниз по позвоночнику.
«Кажется, что все эти фотографии вызывают чувство удовольствия», — объяснила Каллис в телефонном интервью. «Но это колеблется между дискомфортом и комфортом».
В «Blue Bow» модель позирует, отвернувшись лицом от камеры — «женщина, стоящая за всех женщин», — сказала Кэллис. Недавно разведенная, когда она делала фотографию, Каллис думала об ограничениях, с которыми она столкнулась в своей жизни, и об ограничительных ожиданиях своего пола. Она вернулась в аспирантуру по фотографии, одновременно воспитывая двоих маленьких детей.
«Мир открылся для меня», — вспоминала она, объясняя, что до этого рисовала и лепила дома. «Когда я вернулся в школу, я почувствовал себя таким освобожденным… Вот в этом, вы знаете, вот в чем заключалась эта работа: просто свобода и ограничения».
«Красиво, но немного не так»
Каллис создала свои первые цветные работы на пике феминистского художественного движения, когда художницы, в том числе Синди Шерман, Ханна Уилк и Ана Мендьета, исследовали гендер, власть и политику через изображения женского тела. Хотя Кэллис и ее творчество прекрасно вписываются в эту группу, Каллис не приняла этот ярлык ни тогда, ни сейчас. «Но, конечно, я так думаю», — добавила она.
Она создала «Blue Bow», думая о своих подростковых годах в 1950-х годах, когда для женщин было принято носить кринолины под платьями — одежда, «которая была ужасно неудобной», отметила она, — а иногда и ленты на шее для официальные мероприятия. На ум пришли и другие ограничивающие модные тенденции: от многовековой традиции связывания ног в Китае до более тонких ограничений подвижности в одежде, например, юбок-карандаш, — все это удерживает женскую моду в соответствии с гендерными социальными ожиданиями.
Ранние цветные работы Каллис исследовали ограничения и желания на пике феминистского художественного движения.
Фотограф делал провокационные цветные снимки в то время, когда цветная пленка еще не считалась изобразительным искусством.
Красный отпечаток на шее модели, намекающий на дискомфорт, на самом деле не был вызван бантом, объяснила Каллис, а был скорее иллюзией благодаря макияжу. Это лишь один из многих нюансов ее цветных работ, которые она не смогла бы передать в черно-белом варианте. В то время, однако, цветная фотография все еще считалась неуклюжей в кругах изобразительного искусства: год назад знаковая выставка Уильяма Эгглстона в Музее современного искусства «Фотографии» вызвала споры из-за цветных сцен, похожих на снимки.
Подобно Эгглстону, а затем и режиссеру Дэвиду Линчу, среди прочих, Каллис увидела потенциал в использовании мрачных оттенков, которые могут изменить настроение изображения. Ее очень вдохновили изображения Пола Аутербриджа, который снимал полноцветные эротические портреты обнаженных женщин в 1930-х годах, на десятилетия опередив свое время.
«Я думала, что цвет добавит в работу еще один эмоциональный элемент», — сказала она. «Мне нравятся кислые цвета — красивые, но немного непривычные. Это все еще та палитра, которая мне нравится».
Когда Трейси Эмин стала Фридой Кало: взгляд Мэри Маккартни на двух новаторских художников
Кинематографические качества ее работ — дань уважения таким режиссерам, как Альфред Хичкок, которые также повлияли на ее эстетику. Но она, в свою очередь, была источником вдохновения как для постановочной фотографии, так и для кинопроизводства — в частности, София Коппола назвала «Голубой лук» фотографией, к которой она постоянно возвращалась при создании своего фильма 2017 года «Обольщенные». о школе для девочек времен Гражданской войны.
«Это соответствует ощущению разочарования и ловушки ультра-женственности в «Обольщенных», — написала Коппола о фотографии в своей недавней книге «Архив».
Тот факт, что имидж Каллис обладает такой стойкостью, «в некотором смысле обескураживает, поскольку ситуация недостаточно изменилась», сказала Каллис. «В современных отношениях больше равенства, но не всегда. Женщины часто заботятся о доме и готовке, даже если они работают».
Но еще одна тема в ее изображении остается неизменной, она проявляется в напряжении между фотографом и объектом, а также в двух птицах, застывших, когда они сближаются, отражаясь в своей симметрии.
«Когда вы находитесь в отношениях, это компромисс», - сказала она. «Вы всегда от чего-то отказываетесь, чтобы получить что-то другое».
Статья: Пенсионеры в минусе. Экономист Сафонов предлагает другой механизм индексации страховых пенсий,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: Детское пособие хотят увеличить до 60% от среднего заработка,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: С 1 января 2025 года в России в 2 раза выросли пени за долги по ЖКУ,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Развели на 330 тыс. после обращения в центр помощи участников СВО. А ведь звонила по номеру, показанному на пресс-конференции Путина,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Всего 50 граммов в день: врач назвала допустимую норму мнимой радости,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе