Мой диалог со всеми авторами статей на нашем сайте, в которых описываются недостатки школьного образования
К описанным вопиющим недостаткам школьного образования добавлю недостатки весьма, так сказать, культурного порядка. Имею в виду, что в 90% наших школ до сих пор благополучно живёт и процветает классическая фраза А.С.Пушкина из "Евгения Онегина": "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Задаю знакомым или первым попавшимся прохожим простые вопросы. Конечно, на вопрос - чем объяснить смену дня и ночи - большинство отвечает правильно. Но на вопрос - чем объяснить смену времён года (зима-лето) - многие не знают. Как-то на автобусной остановке разговорился с двумя мужиками: инженером и слесарем. Так инженер не смог объяснить смену времён года, а слесарь грамотно и правильно всё рассказал. Мне не удалось встретить человека, который бы растолковал, как понимать влажность воздуха. Вот в сводках о погоде сообщается, что сегодня, например, относительная влажность воздуха 80%. Как это понять? Неужели всё воздушное пространство на 80% заполнено водой? Или такой вопрос: пар и туман - в чём разница между ними, или это одно и то же? И по другим дисциплинам плывут бывшие школяры. Включая гуманитарные науки. Одно дело не знать материал, который есть в учебнике, а другое - когда необходимый материал отсутствует или искажен в учебнике по тем или иным политическим воззрением.
Зачем вы придираетесь к забытым мелочам? Это же естественно, что человек может вдруг забыть что-то. На такой случай у нас всегда есть возможность погуглить и мгновенно найти ответ на любой вопрос.
Да, забыть можно что угодно и с помощью интернета вспомнить. Беда в том, что в школе не научили мыслить и утверждаться в истинности происходящих процессов. Например, изучают ученики по физике закон всемирного тяготения. Решают задачи, подставляя в формулу Ньютона значения массы тел и расстояния между ними. Понимаете, это всё делается правильно, но формально, без осмысления результатов расчетов. Ответ верен, получил 5 и всё, сдал и с плеч долой. Проходит несколько лет. Да, можно забыть все числа решённых задач, даже сами задачи. Это естественно. Но сам смысл закона (если он ещё тогда был правильно понят!) должен остаться. Я не раз встречал в статьях некоторых корреспондентов утверждения о том, что причиной невесомости космонавтов является то обстоятельство, что там, на орбите, перестаёт действовать закон всемирного тяготения. И на нашем сайте, эту глупость повторил в порядке обсуждения одной статьи один из читателей. Вот так и живёт человек с этой ошибочной мыслью: раз космонавт ничего не весит, значит, ничто его не притягивает, потому, что закон притяжения не работает.
Выходит, что современная школа не даёт полноценного образования.
Существует ли такой метод или способ в школьной системе, гарантирующий получение полноценного образования?
Такой метод существует, и он будет озвучен в этой статье.
Напрашиваются ужесточающие меры ко всем участникам образовательного процесса. К директору школы, к учителям, к ученикам, к родителям.
Вот этого как раз и не нужно. Особый интерес вызывают такие законы, нарушать которых просто не хочется. То есть, нарушить можно, но не выгодно или бессмысленно, даже тогда, когда за это не будет вообще никакого наказания. Блестящий пример такого закона продемонстрировала Франция во времена Людовика XV. Одно время в Париже молодые богатые дамочки начали устраивать гонки по улицам столицы на кабриолетах или каретах. Девицы в возрасте 18-20 лет лихо мчались на своих тарантасах, всё сминая и круша на своём пути. Уж так им хотелось покрасоваться перед мужчинами, особенно перед военными. Понятно, что эти выходки вызывали недовольство населения, но никакие увещевания не имели успеха. Полиция оказалась бессильной. Если бы речь шла о бандитах, тогда было бы всё ясно, но бороться с красивыми девушками это как-то не по-джентльменски. Но всё разрешилось очень просто. Везде на городских стенах вдруг появились объявления, где приказом короля запрещалось управлять любым конским транспортом женщинам моложе 30 лет. И всё! Никаких штрафов и прочих наказаний. Но сработало! В одно мгновение прекратились бесшабашные гонки по Парижу. Лихие дамочки сами добровольно и повсеместно прекратили свой шабаш. Потому, что они поняли, что всякий, кто увидит их на месте кучера, сразу решит, что ей уже, как минимум, 30 лет. А выглядеть старухой никому не хотелось.
Суть предлагаемого метода изменить систему оплаты труда учителей: перейти от повременной к сдельной. То есть, оплачивать не по количеству проведенных учебных часов, а по количеству учеников, успешно и полноценно усвоивших материал.
Посмотрите, какая красота получается. Плохой учитель сам уволится, потому, что ничего не заработает. Зарплата директора школы будет составлять твёрдый процент от заработка учителей. И ни одной дополнительной копейки сверх этого он не получит. Это вынудит директора высоко ценить учителей от бога, которые очень резки в своих суждениях и режут правду-матку в глаза, невзирая на лица. Это так же вынудит директора и учителей вступить в деловой и очень дружественный контакт с учениками и родителями.
Современная школа испытывает острую кадровую недостаточность. А здесь ещё предстоит уход части учителей. Как быть?
Предположим, учителю на преподавание его дисциплины нормой отведено 40 учебных часов. Сколько конкретно часов он затратит - это никого не интересует. Он может преподать свой материал десяти, или ста, да хоть 1000 и больше, ученикам. Количество слушателей то же никого не интересует. Учитывается только количество успешно усвоивших данный материал. При таком раскладе в школы ринутся специалисты высокой квалификации, включая кандидатов и докторов наук.
Ха! А где взять столько денег? Какой спец, спрашивается, согласится на мизерную зарплату рядового учителя?
Никаких дополнительных вложений в систему образования не предполагается. Можно вписаться в существующие финансы, если особенно учесть их крайне не эффективное использование. В новой системе зарплата учителей непременно будет выше.
Откуда зарплата учителя будет переброшена на его личный счет?
Государство тратит на образование каждого ученика ориентировочно 150000 рублей в год. В этой сумме заключены зарплата сотрудников школы и содержание школьной инфраструктуры.
К началу учебного года на специальный личный счет ученика (ЛСУ) должна быть переведена эта сумма полностью. С этого счета ни одной копейки не имеют прав снимать ни сам ученик, ни его родители, ни один сотрудник школы, включая директора.
Вот, начиная с этого места, делаю важное предупреждение. Многолетняя моя попытка внедрить простой и очевидный прогресс в систему образования сталкивается с явным нежеланием дочитать статью до конца. Наткнувшись на такие понятия как экзамен и дополнительная комиссия, читатели прекращают дальнейший анализ, приговаривая: да зачем нам нужен этот геморрой: экзаменационный стресс, какие-то комиссии и прочая тягомотина?
Рассмотрим упомянутый выше пример с изучением 40-часовой дисциплины. Нужно убедиться в том, что ученик действительно её усвоил. Сейчас это делает сам учитель. Фактически получается, что учитель сам себя контролирует, сам оценивает результат своего труда, что является недопустимым для любой экономики. В нашей системе ученик должен сдать экзамен по данной дисциплине другому человеку. Пожалуйста, не пугайтесь слова экзамен, потому что это не то, что обычно принято считать. К нашему экзамену не нужно специально готовиться. Более того, при сдаче экзамена разрешается пользоваться учебником, любой литературой, включая и принесенную с собой. Даже при ответе на любой заданный вопрос разрешается заглядывать в учебник и вообще в любой печатный или рукописный материал. При этом открытое использование подручных материалов не рассматривается экзаменатором отрицательно.
Заглядывает или не заглядывает ученик в подсказочный материал - не имеет никакого значения.
Для экзаменатора главное понять - понимает ли предмет сам ученик. Экзаменатор может задать вопрос, прямого ответа на который в учебнике нет, но на который ответить можно, если понимать изученное. Как видите, ничего страшного в сдаче такого экзамена нет. Практически это может выглядеть так. Один или два экзаменатора принимают экзамен сразу у группы 5 - 10 учеников. По существу это взаимная беседа, в которой выясняется истина. В роли экзаменаторов выступают представители вузов, НИИ и другие специалисты, входящие в специальные структурные организации.
Утверждаю: этот метод сдачи экзаменов гораздо эффективнее общепринятого. Вспоминаю далёкую молодость, когда я учился на математическом факультете университета и сдавал экзамен по экономике. Слишком много материала для зубрёжки: пятилетние планы, экономические показатели в срезе, разрезе вдоль и поперёк. Не мог всё запомнить, а на зубрёжку не было времени. Чуть не выгнали за неуспеваемость. Тогда я взял и написал свой первый труд: "Виртуальные перемещения в экономике" (рукопись в объёме ученической тетради). Дал для прочтения заву кафедрой экономики. Он молча, не спеша, тщательно прочитал всю рукопись. Дал команду меня помиловать. Ничего положительного о моём труде не сказал, но хорошо и то, что он не сказал и ничего отрицательного. Интересно заметить здесь, что потом я дал почитать труд нескольким спецам. Так они тоже воздержались от похвал, но и ничего отрицательного никто не сказал. Что касается меня, то я и сейчас придерживаюсь мнения, что если бы в то время был внедрён мой труд, то вскрылись бы огромные неиспользуемые резервы в экономике СССР и (как знать!) дальнейший ход событий был бы более благоприятным. Но, ничего не поделаешь, поезд ушёл.
Пусть нас не смущает, что на экзамене при подготовке ответа и при самом ответе ученик заглядывает в учебник. Специалист без особого труда отличит знающего от незнающего. Зато мы гарантировано не упустим некоторых тугодумов - будущих, возможно, гениев.
Каков порядок оплаты труда учителя и экзаменатора?
Только после успешной сдачи экзамена со счета СЛУ будет в пользу школы снята сумма, предусмотренная по сданному предмету. Уже в школе произойдёт дальнейшее распределение: учителю, директору, школьной инфраструктуре. А что касается экзаменатора, то он (так я считаю) получает свою долю за каждого сдающего экзамен ученика вне зависимости от успеха. Так что, если потом потребуется повторная экзаменация, то за сдачу экзамена придётся платить из каких-нибудь иных источников. Зная это, учитель не будет выставлять на экзамен не подготовленного ученика. В принципе допустимы такие ситуации, когда некоторые ученики не будут аттестованы по ряду предметов. Так и будут оставаться неучами. Зато это будет честный подход. Современные неучи ведь существуют в солидном количестве. Мы знаем это, невзирая на документы о полной аттестации. Преимущество новой системы как раз и состоит в том, что у этих неучей длительное время будет сохраняться СЛУ! И это СЛУ будет доступно любому, кто научит неучей.
Таким образом, строгим математическим языком доказываю, что ни одной (!) копейки госбюджета не пропадёт в системе образования.
У школ появляется экономический стимул для привлечения учеников с любых мест проживания, с самых удалённых глухоманей. Детсады и, особенно, детдома в обязательном порядке перейдут под протекторат школ.
Да, но в такой системе крайне необходим индивидуальный подход. Но это же физически невозможно, когда в классе 30 - 35 человек!
Вот один из методов. Предположим, что в некоей школе в 6-м классе обнаружилось отставание учеников по математике. Тогда учитель из старшеклассников (8 - 9 кл.) формирует специальный педагогический десант, который и направляется в отстающий класс. Две-три недели работы этого десанта и отставания как не бывало. Скажите, вы видели в современной школе нечто подобное? Внедрите эту систему, и индивидуальный подход станет нормой. К тому же школа приступит к подготовке будущих учителей, пединституты с удовольствием будут принимать абитуриентов с такой педагогической практикой.
На первый взгляд в данной идее реформы нет ничего сложного. Неужели в министерстве образования и академии педагогических наук не додумались до этого?
В министерстве и академии это знают и понимают. Да и сама идея сдельной оплаты труда учителя не один век обсуждается. Беда в том, что современная школа это, скорей всего, солидная учительская инертная масса. Отчитал лекцию всему классу 35 человек, а там хоть трава не расти. Если упомянутые высокие инстанции начнут такую реформу, то "народные массы" обвинят их в чиновничестве и топорности. Короче говоря, не решатся они на реформу. Но, если бы сам Путин приказал эту реформу внедрить, тогда другое дело. Мигом бы завертелась машина внедрения. И не то, чтобы безропотно, а с энтузиазмом даже!
1. Учитель получит зарплату за данного ученика тогда и только тогда, когда он действительно научит его. Согласны ли Вы с такой системой оплаты?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Но не все ученики способны понимать тот или иной предмет. Зависит от умственных способностей человека.
Добавить хочу пример. Одна женщина работала в школе учителем математики, но жаловалась на своего внука(тогда он был ещё учеником начальной школы), что он ничего не понимает в этом предмете. Её сын и сноха, родители ребёнка, были успешными врачами. Что не так было с ребёнком?
Если ученик понимает таблицу умножения и может пересказать своими словами сказку Пушкина о рыбаке и рыбке, то он в состоянии усвоить любой школьный предмет. Иначе виноват учитель на все 100%.
Не согласна! Люди имеют разные способности. Например, в Германии, где живут не одна семья родственников, после начальной школы дети продолжают учиться либо в школе, либо в гимназии. Причём в гимназию возьмут и без направления, но ребёнок сам там не сможет учиться из-за сложной программы. В результате учатся без всяких репетиторов, выпускники гимназии получают высшее образование, после школы - колледж. Во Франции тоже такая система. Но это развитые страны, в Германии кем бы не работал, с опытом работы зарплата повышается и большинство средний класс, рабочие тоже.
Не согласна. Не всем дано многое усвоить. В советское время были талантливые учителя, в удобной форме преподносили учебный материал, но не все их ученики стали талантливым из-за своих умственных способностей.
По поводу всемирного тяготения, Гравитации. Прежде, чем вычислять гравитационное взаимодействие, хорошо бы убедиться, что ученики понимают разницу между весом и массой, без этого никак. И вообще, с самого начала нужно объяснять, что гравитация каждого атома действует в любой точке Вселенной, это понятно из формулы гравитационного взаимодействия и это очень легко объяснить и понять. Тогда ученики не будут говорить глупости о невесомости и притяжении.
Вот когда удастся решить вопросы с качеством системы образования, тогда уже можно заняться организационными вопросами и материальной заинтересованностью преподавателей. В противном случае, преподаватели и дирекция всегда найдут способ повысить показатели и получать большие зарплаты, но качество образования останется таким же убогим, как сейчас.
Вы хотите сначала переобучить учителей и наладить качественный выпуск учебников? Путь правильный, но долгий. Внедрите предлагаемую систему оплаты труда и всё образуется. Система будет работать в автоматическом режиме. Плохие горе-учителя сами уйдут, другие быстро переобуются на ходу, придут новые с удовольствием. Быстро учебники не сменишь, но учитель сообразит как правильно поступить. Дирекция будет получать з/плату твёрдым процентом от количества успешно сдавших. И ни одной копейки больше! Приписать можно что-угодно, но банк(!) не пропустит. Хороших учителей и директоров специально готовить не нужно. Они есть! Но в нынешних условиях они не нужны. Внедрите новую систему и буквально мгновенно появятся замечательные кадры.
Отлично знаю в какой стране мы живём. Поэтому и привёл пример Франции. Девицы распоясались, чистый криминал, полиция молчит. И вдруг сразу, сходу всё уладилось и криминал исчез в одно мгновение. Тонкость здесь в том, что это разные ведомства и приписывать здесь не выгодно, не интересно. Ну кому захочется публично выставлять себя в качестве негодяя и подлеца?
Возможно, усвоить в состоянии, но с разными трудозатратами. Из класса 30 человек ориентировочно 5-6 всё поймут с первых слов, 10 после домашних упражнений, кому-то потребуется помощь родителей или репетиторов. Человека 3-4 просто откажутся напрягаться, хоть учитель разбейся головой о стену. В рамках одного урока невероятно сложно организовать работу с учётом разного уровня учащихся. Возможно, что уже законодательно нельзя, есть стандарты. Да и надо ли это современным учителям? У старшеклассников нет официальных полномочий на преподавание, да и зачем им тратить своё время и силы на лентяев? На что будут жить учителя, пока их зарплата заморожена? Да они поувольняются к чертям собачьим, либо всем пятерки нарисуют. Если ученик не хочет получать знания, его никто не заставит насильно, никакой распрекрасный учитель.
Любовь, Вы правильно описали существующую систему - кто, что и сколько усвоил или не усвоил.Это, конечно, плохо. Но почему? Почему, говорите Вы, ученик не хочет получать знания? Отвечаю. Нужно уметь увлечь ученика. Создать благоприятную атмосферу. Примерно так. Когда я впервые появляюсь перед учащимися, говорю, чтоб они не стеснялись спрашивать по любому не ясному вопросу. Например, забыл чему равно 2х2. Да, некоторые ваши друзья могут насмехаться, крутить пальцем у виска, намекая на чирикнутость. Понимаете, через несколько лет вы все разъедитесь в разные стороны, забудутся все мелкие обиды, но умение добывать истину останется. И ещё. Если вы поняли материал, говорю им, то постарайтесь пояснить тому, кто не понял. И даже, порою, не важно поняли вас или нет. Важно то, что если этот материал лишний раз вы произнесёте вслух, то он автоматом врежется в вашу память на всю жизнь, так что отпадёт необходимость его зубрить. Да и потом, не важно, где будете, умение объяснять суть дела своему начальнику или своему подчинённому, всегда пригодится. Так что тренируйтесь, пока вы здесь, отрабатывайте свой научно-технический язык. Ну и, наконец, как знать(!), вдруг у вас проснётся талантливый педагог. "Законодательно нельзя"? Закон не запрещает сильному подтягивать отстающего. А на счет заморозки зарплаты, то это чисто технический вопрос. В производствах все получают зарплату при условии работы без брака. И здесь учитель получит прилично, при условии работы без брака. Возможности для этого есть.
А если неуч не захочет доучиваться,то что делать с его счётом?
И второй момент_у старшеклассников своих проблем нет?
1.Деньги на счету - значит в банке, не под подушкой. Будут до определённого срока, после вернутся в бюджет. Маловероятно, что они вернутся, желающие освоить сумеют увлечь неуча,да и тот, повзрослев, может одуматься.
2. Старшеклассников можно увлечь на любой подвиг. Приведу пример одного такого юного учителя. Действовал, как по анекдоту. Говорит: объяснял урок одному типу, тот ничего не понял. Объяснял второму - и тот тоже не понял. Стал объяснять третьему, САМ(!), наконец, понял, а он не понял!
Тогда можно считать что в нынешних реалиях учитель получал бы за 1-3 учеников?
Интересный вопрос. Хотя бы одну школу перевести на такое обучение. Не все могут воспринимать материал? Кто-то здесь написал: всё зависит от преподавателя. В школе по математике всё было понятно и вопросов ни когда не возникало, часто хватало информации того что давали на уроке. Спасибо Валентине Григорьевне Амбурцевой. В институте вообще не понимал что объясняет преподаватель. В техникуме тот же материал схватывал на лету. И даже те кто вообще далёк был от математики решали на ура. На экзаменах сказали что все списывают. Сдавал экзамен сразу, на доске, без подготовки. Экзаменатор не верил, хотел прервать экзамен. На вступительных экзаменах в институт, декан завёл всю группу в аудиторию и сказал: можете пользоваться шпорами, учебниками и чем угодно. Я буду спрашивать ваши знания. Это был лучший преподаватель. Нужно пробовать и экспериментировать. Спасибо за публикацию и удачи вам.