Алексеенко Ирина Петровна
Алексеенко И.П. Подписчиков: 11152
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 22.1М

Без военного билета работодатель отказал в приёме на работу. Является ли правомерным отказ? Вопрос – ответ

207 дочитываний
48 комментариев
Эта публикация уже заработала 31,35 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 21.02.2024 эта публикация заработала 50,00 рублей
Зарабатывать

Без военного билета работодатель отказал в приёме на работу. Является ли правомерным отказ? Вопрос – ответ

В данной публикации разберёмся, является ли отсутствие военного билета и других документов воинского учета причиной для отказа соискателю в принятии на работу. Нарушит ли работодатель трудовое законодательство РФ в случае отказа в приёме на работу по основанию непредставления соискателем документов воинского учёта?

Вопрос

"При заключении трудового договора кадровик истребовал у меня военный билет. Поскольку я не представил военный билет (по причине его отсутствия), работодатель отказал мне в приеме на работу, обосновав отказ тем, что военный билет входит в перечень документов, обязательных к представлению соискателем при приеме на работу. Прошу разъяснить, является ли правомерным отказ в данном случае? Действительно ли я обязан представить истребуемый работодателем документ?"

Ответ

Перечень документов, обязательных к предъявлению, при заключении трудового договора определен ст. 65 Трудового кодекса РФ.

Так, согласно требованию ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета (военный билет, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу и др.).

Таким образом, в силу прямого указания в законе при приёме на работу (заключении трудового договора) у работодателя действительно возникает право требования у лица, обратившегося для цели трудоустройства, представления документов воинского учёта под предлогом постановки на воинский учёт

Данное право работодателя обусловлено возложенной на работодателя законодателем правовой обязанностью вести в организации воинский учёт (см. п. 27-28, 31 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 23.11.2023) в организациях осуществляется воинский учет граждан по учётным документам).

Вместе с тем обязанность работодателя в силу закона вести в организации воинский учёт не закрепляет на законодательном уровне его права отказать работнику в приёме на работу при непредставлении последним документов воинского учёта для цели постановки на воинский учёт в организации (учреждении).

Как представляется,

если работник при трудоустройстве ссылается на отсутствие у него военного билета (документов воинского учёта), которых у него в действительности может и не быть по ряду причин, работодатель не вправе брать у него каких-либо объяснений на этот счёт для цели установления его отношения к воинской обязанности; то есть работодатель не может квалифицировать отсутствие документов воинского учёта у лица, претендующего на получение работы, как нежелание их представить и по этому основанию отказать в заключении трудового договора.

В этой связи работодатель без выяснения всех обстоятельств не может определить, подлежит ли гражданин воинскому учету в организации, следовательно, и отказ в трудоустройстве может быть признан необоснованным.

Согласно требованию ч. 1 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

По смыслу требования ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто при трудоустройстве не может быть ограничен в трудовых правах или, наоборот, получать какие-либо преимущества при обстоятельствах, не связанных с деловыми качествами работника.

Данная правовая позиция изложена в абз. 5 п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", согласно которой отказ в приеме на работу является обоснованным лишь по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника.

Таким образом, отсутствие у лица, ищущего работу, документов воинского учета (по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника) не указано законодателем в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства.

Вывод. Организация не вправе отказать в заключении трудового договора с гражданином, который не представил документов воинского учета, поскольку данное обстоятельство не связано с деловыми качествами соискателя.

Аналогичная правовая позиция изложена в Письме Федеральной службы по труду и занятости за № ПГ/26681-6-1 от 20.12.2023

А вот вправе ли гражданину отказать в замене паспорта без военного билета, вы сможете узнать, обратившись к публикации по ссылке Подробнее ➤.


48 комментариев
Понравилась публикация?
80 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 48
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересно почитать эту статью и комменты юристов! Т.е. согласно статьи и комментариев, РАБОТОДАТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ НЕ ПРИНЯТЬ НА РАБОТУ, ЧЕЛОВЕКА У КОТОРОГО НЕ ВСЕ ДОКУМЕНТЫ! Получается, что принимая на работу человека БЕЗ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ (т.к. НЕ МОЖЕТ НЕ ПРИНЯТЬ), руководитель нарушает Трудовой кодекс и требования законов РФ "Об обороне" (ФЗ№61 от 31.05.1996 г.) и "О воинской обязанности и военной службе" (ФЗ№53 от 28.03.1998 г.) , т.к. НЕ МОЖЕТ ВЕСТИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ СОТРУДНИКОВ! ПРЯМОГО запрета на прием на работу (заключение трудового договора) НЕТ! Согласен! А ПРЯМОЕ РАЗРЕШЕНИЕ НА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТРЕХ ЗАКОНОВ ЕСТЬ? Что по этому поводу скажут господа юристы!

+11 / -3
Ответить

АлександрПишет 20.02.2024 в 20:11
Что по этому поводу скажут господа юристы!

Вы внимательно читали вопрос пользователя ? При заключении трудового договора кадровик истребовал у меня военный билет. Я не представил военный билет (по причине его отсутствия).

+2 / -1
Ответить

Так КАКАЯ ПРОБЛЕМА?! Принесет военный билет или другой документ, его заменяющий - и проблема решена! Можно заключать трудовой договор! В конце-концов наличие ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ - это ПРОБЛЕМА ТОГО, КТО ХОЧЕТ УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ, а не работодателя! Обязан, согласно закона, ПРЕДСТАВИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ - ПРЕДСТАВЬ!

+8 / -1
Ответить

АлександрПишет 21.02.2024 в 11:50
Так КАКАЯ ПРОБЛЕМА?! Принесет военный билет или другой документ,

Нет его билета . Вот такие обстоятельства. Просто нет

+3 / -1
Ответить

Вы так и не сказали ПОЧЕМУ НЕТ ВОЕННОГО БИЛЕТА? Этот гражданин СКРЫВАЕТСЯ ОТ ВОЕНКОМАТА? Уклоняется (уклонялся) от военной службы и поэтому не получил военный билет? Тогда ему НЕ НА РАБОТУ устраиваться надо! Примут его на работу, заключат трудовой договор (ведь по-вашему НЕТ ЗАПРЕТА НА ТРУДОУСТРОЙСТВО), а потом руководитель замучается объяснять как и почему он уклониста от военной службы принял на работу!

+10 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

АлександрПишет 21.02.2024 в 20:50
Вы так и не сказали ПОЧЕМУ НЕТ ВОЕННОГО БИЛЕТА? Этот гражданин СКРЫВАЕТСЯ ОТ ВОЕНКОМАТА? Уклоняется (уклонялся) от военной службы и поэтому не получил военный билет?

Для работодателя данные обстоятельства не имеют юридического значения. Если работник при трудоустройстве ссылается на отсутствие у него военного билета (документов воинского учёта), работодатель не вправе брать у него каких-либо объяснений на этот счёт для цели установления его отношения к воинской обязанности; то есть, работодатель не может квалифицировать отсутствие документов воинского учёта у лица, претендующего на получение работы, как нежелание их представить, и по этому основанию отказать в заключении трудового договора.

+2 / -7
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вот такие обстоятельства. Просто нет

Если нет военника, тогда уже должна быть справка из психбольницы, ведь только их не ставят на учет в военкомат.

А ПРОСТО НЕТ, значит ниччего от военкомата он или иностранный гражданин, или уклонист. третьего не дано.

+7 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

МАЛЫШЕВ РОМАН БОРИСОВИЧПишет 22.02.2024 в 14:51
Вот такие обстоятельства. Просто нет

Если нет военника, тогда уже должна быть справка из психбольницы, ведь только их не ставят на учет в военкомат.

А ПРОСТО НЕТ, значит ниччего от военкомата он или иностранный гражданин, или уклонист. третьего не дано.

А Вы не рассматриваете вариант УТРАТЫ военного билета ? Утерян, к примеру, украден и т. д..

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Угольный кочегар Игорь Валтэрович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.4М
22.02.2024, 16:11
Выборг

Я потерял военник, поехал в военкомат и восстановил. Заплатил сколько-то, не помню уже. И военник у меня. Потом сняли с учёта по возрасту.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Т.е. по-вашему РАБОТОДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРЯМО НАРУШИТЬ ЗАКОН, приняв на работу человека НЕ ИМЕЮЩЕГО ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ? Я, как руководитель, просто сказал бы этому гражданину (если меня устраивают его деловые качества) ПРИНЕСТИ ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, в т.ч. военный билет, или документ из военкомата, его заменяющий! Вот и всё! НЕ МОЁ ДЕЛО РАЗБИРАТЬСЯ В ПРИЧИНАХ ОТСУТСТВИЯ У НЕГО ВОЕННОГО БИЛЕТА! А так, нет в/билета - почему? Потерял - восстанови, уклонялся от в/службы - разбирайся с военкоматом, или военкомат с тобой! А брать на работу возможного преступника (уклонение от в/службы является уголовно наказуемым преступлением, если вы, как юрист не в курсе) Я НЕ ЖЕЛАЮ! Не нравится - пусть подает в суд, там решат! Как-то так!

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
25.02.2024, 12:54
Санкт-Петербург

Рассматриваем. Пусть идет и восстанавливает!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Согласна, нужно восстановить военный билет.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (8)
раскрыть ветку (1)
25.02.2024, 12:14
Санкт-Петербург

Ага. Я его (ВБ) забыл и сказал кадровику - "У меня его нет". Так получается?

Нет ВБ - иди в военкомат и оформляй! Потом придешь. Мы тебе не отказываем в приеме на работу, в принципе берем, но только с военным билетом. Но.... Если придет другой кандидат со ВСЕМИ документами, то мы возьмем его!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
22.02.2024, 14:23
Великий Новгород

Александр, возникли такие же мысли. Получается, документ этот обязателен, но если его нет, то необязателен.

Если его отсутствие так неважно, то зачем вообще включать в перечень документов, необходимых для устройства на работу? Типа, принеси на всякий случай, если есть? Какая-то парадоксальная ситуация.

+7 / 0
Ответить

СветланаПишет 22.02.2024 в 14:23
Получается, документ этот обязателен, но если его нет, то необязателен.

Документ этот обязателен, но по основанию непредставления его при трудоустройстве, работнику не может быть отказано в заключении трудового договора.

+4 / -1
Ответить
24.02.2024, 01:54
Великий Новгород

Но тогда получается, что документ необязателен.

Обязателен - это то, без чего нельзя. В данном случае походит термин "желателен".

В противном случае получается парадокс.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
25.02.2024, 12:12
Санкт-Петербург

А если паспорт не представит?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Отказывать в приёме на работу сотруднику, который не предъявил военный билет, нельзя. В такой ситуации компания должна запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета (решение Верховного суда от 19.11.2009 № ГКПИ 09−1351). Если организация приняла на работу сотрудника, который не предъявил документы воинского учета, она сообщает об этом в военкомат (подп. «а» п. 32 Положения, утв. постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

У некоторых работодателей есть лазейка на этот случай. Выясняют аккуратно о документах воинского учёта на стадии собеседования, а потом обещают якобы по итогам рассмотрения перезвонить. Тем временем ищут кандидатуру, у которого имеются документы воинского учёта.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Работодатели перестраховываются сейчас лишний раз.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Отличная информация для всех. Особенно сейчас при СВО. Учёт военных билет обязателен.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (48)
Галицкая Дарья Сергеевна
Подписчиков 1218
28.11.2024, 13:04
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.2М
«Устроился на работу с испытательным сроком на 3 месяца. Какие могут быть «подводные камни»,...
Подробнее
Неинтересно
-2
71
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 1129
22.11.2024, 05:47
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.6М
По мотивам моих постов мне периодически пишут читатели и делятся своими историями. Некоторые ...
Подробнее
Неинтересно
0
10
Галицкая Дарья Сергеевна
Подписчиков 1218
26.08.2024, 13:09
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.2М
Суд счёл незаконным отказ работодателя заключить трудовой договор из-за беременности 36-летней соискательницы.
Подробнее
Неинтересно
-3
141
Галицкая Дарья Сергеевна
Подписчиков 1218
28.11.2024, 13:04
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.2М
«Устроился на работу с испытательным сроком на 3 месяца. Какие могут быть «подводные камни»,...
Подробнее
Неинтересно
-2
71
Алексеенко Ирина Петровна
Подписчиков 11152
27.11.2024, 15:24
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 22.1М
Один ответ на два вопроса.Нужно ли "отрабатывать" при увольнении,если проработал у работодателя всего 3 дня;...
Подробнее
Неинтересно
-1
87
Алексеенко Ирина Петровна
Подписчиков 11152
25.11.2024, 13:51
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 22.1М
Согласно требованию ч. 1 ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется трудовым ...
Подробнее
Неинтересно
-1
110
Кочетков Александр Владиленович
Подписчиков 107460
12.11.2024, 13:01
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 49.5М
Краткое содержание:1. Введение2. ОбсуждениеЗдравствуйте дорогие друзья и посетители ...
Подробнее
Неинтересно
-2
37
Троянов Артем Андреевич
Подписчиков 4752
17.10.2024, 14:08
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 7.1М
ВведениеСмерть сотрудника на рабочем месте — это трагическое событие, которое вызывает не только эмоциональные,...
Подробнее
Неинтересно
0
46
Алексеенко Ирина Петровна
Подписчиков 11152
14.08.2024, 13:05
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 22.1М
Прав ли работодатель, отказывая работнику в предоставлении двух дней ежегодного ...
Подробнее
Неинтересно
-2
84
Разгуляев Сергей Александрович
Подписчиков 209
12.08.2024, 09:09
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 233.1к
Право на благоприятный психологический климат в трудовом коллективе является важнейшим аспектом,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 1129
09.08.2024, 15:18
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.6М
В последние годы в России среди работодателей распространилась порочная практика ...
Подробнее
Неинтересно
0
5
Руслан
Подписчиков 9873
12.07.2024, 07:27
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 14.7М
В этой публикации хочу поговорить о случаях, когда работнику во время не выплачивают отпускные,...
Подробнее
Неинтересно
-1
8
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 1129
сегодня, 16:37
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.6М
Некая гражданка узнала, что на работе ее коллеге, занимающей ту же должность, платят больше.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 1129
позавчера, 15:27
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.6М
К концу года решил сделать для вас ряд подборок грядущих изменений. Первая затронет трудовое законодательство,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Заломлёнков Александр Геннадиевич
Подписчиков 407
11.12.2024, 23:16
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 61.3к
Продолжу знакомить читателей и позициями судов по спорным вопросам. Сегодня рассмотрим трудовое право.
Подробнее
Неинтересно
0
0