От "Госуслуг" к мошенникам – как это происходит и что нужно делать
Краткое содержание :
В XXI веке люди уже не представляют себе жизнь без Интернета, мобильных телефонов и различных гаджетов. Но чем больше мы начинаем зависеть от интернет-ресурсов, тем проще мошенникам украсть наши персональные данные или денежные средства с карты.
Со взломом "Госуслуг" сама лично я сталкивалась давно, более 3 лет назад. На тот момент у меня были большие долги у судебных приставов, и этот “взлом” просто закончился тем, что от моего имени отправили заявление “на получение социальных выплат лицам имеющим несовершеннолетних детей”. (Я еще тогда посмеялась, что меня даже мошенники пожалели.)
За последние несколько месяцев я только и слышу от родных, друзей, знакомых о том, что взломали "Госуслуги". И почему-то взломы происходят после каких-либо действий, направленных в сторону ИФНС (налоговой). Кто-то перешел через "Госуслуги" на сайт налоговой, другой оплатил несколько копеек (пени) ИФНС и т.д., может, это, конечно, совпадение, хотя больше похоже на систему. Я не хакер и не могу сказать точно, в какой момент произошла “утечка”.
Хочу поделиться с вами двумя случаями и последствиями такого взлома.
Моей подруге выставили счет ИФНС, она его успешно оплатила, но, видимо, платеж дошел не сразу и ей выставили пени (несколько копеек). Она их решила оплатить через сайт госуслуг, “чтоб глаза не мозолили”.
Оплату она производила поздно ночью, а наутро ей начали поступать звонки с разных незнакомых номеров. Когда она взяла трубку грубый мужской голос просто по хамски начал требовать с нее оплатить какой-то долг. Разговаривать по телефону она с ним не стала и положила трубку. Тогда он начал писать ей сообщения в “Ватсап”. Смысл сообщений был такой, что она немедленно должна оплатить образовавшуюся задолженность или он будет действовать через родственников.
Подруга пыталась выяснить у него, что это за компания и т.д. Он отвечал голосовыми сообщениями, не стесняя своей наглости и грубости, требуя, чтоб она взяла трубку. Трубку она не брала и тогда мошенник, действительно, позвонил ее брату, “мол, сестре помоги долги закрыть”.
В этот же период времени ей приходили смс-пароли с разных интернет магазинов, вне зависимости от того, была она там зарегистрирована или нет. Закончилось все блокировкой контакта в телефоне и “Ватсап”. Такой вид мошенничества основывается на человеческих чувствах, быстренько запугать и денег “выбить”, пока человек не пришел в себя.
К сожалению не все “мошеннические взломы проходят безболезненно".
Началось все с уведомления от госуслуг “Вам важное сообщение от органов власти ИФНС”. Такое уведомление получила моя знакомая и незамедлительно зашла на сайт (делала она это с компьютера), никакого сообщения она там не обнаружила, тогда она решила перейти в кабинет ИФНС напрямую, но и там никакого сообщения не было. Прошло около получаса и ей начали приходить смс от банков и займовых компаний (коды подтверждения, решения по заявкам). Позвонив в один из банков удалось выяснить, что действительно от ее имени подавалась заявка. К этому времени в кабинете "Госуслуг" уже были изменены номер телефона и адрес почты.
Тогда она решила обратиться в полицию, набрала 02 и объяснила ситуацию. Оператор полиции сказала, что передаст информацию дежурному сотруднику и он свяжется с ней. Буквально через час знакомой позвонили, мужчина представился полковником следственного отдела и сообщил, что якобы в банке была задержана какая-то женщина, которая по доверенности пыталась взять кредит на нее.
Мужчина начал выспрашивать информацию, и слава богу, что в этот момент она была не одна, ей вовремя подсказали, что это никакой не сотрудник полиции (мошенник). Настоящий сотрудник полиции связался со знакомой только на следующий день и попросил по ватсап отправить заявление, делать она этого не стала, потому что уже боялась “светить где-то еще” свои данные.
В отделение полиции она съездила, но чуть позже. Смс и звонки с банков и займовых компаний продолжались около 5 дней. В личных кабинетах банков данные постоянно меняли, как и пин-коды на картах. Звонки в банк, смены паролей, блокировка карт ничем не помогала. А потом тишина… Все вернулось в обыденное русло, ни звонков, ни смс больше не поступало.
Прошло около 5 месяцев. Знакомая хотела оформить технику в кредит и увидела, что контактная информация: прописка, проживание и данные о работодателе – снова изменились. А когда она зашла в личный кабинет банка, там уже была оформлена кредитная карта с лимитом 67 000 руб. Повезло в том, что карта была оформлена в этот же день и денег с нее снять еще не успели. Банк аннулировал карту и передал информацию в полицию. Теперь ей предстоит смена паспорта и других документов.
P.S. Если мошенники завладели вашими персональными данными, обязательно нужно обратиться в полицию, это будет вашей страховкой-доказательством. А лучше всего, конечно, поменять паспорт.