Инклюзивное образование - вариант нормы современной жизни или крайность, которая не для всех
Вы, наверное, помните давнюю ситуацию, случившуюся на одной из детских площадок Санкт-Петербурга? Когда женщина с ребенком оказалась недовольна тем, что на площадке помимо других детей находились малыши с особенностями развития. Все это стало достаточно спорной темой, но что сейчас самое важное, так это прорыв в плане образования, породивший новый виток отношения к некоторым возможностям.
Я сейчас про инклюзивное образование – систему, которая набирает обороты и направлена на большую социализацию детишек с некоторыми особенностями развития. Она нацелена на расширение возможностей, создавая все условия для того, чтобы в общеобразовательных учреждениях учились разные дети.
Мне бы хотелось обсудить с вами эту достаточно деликатную тему.
Дело в том, что я отношусь нейтрально к этой форме образования. Но есть определенные аспекты, которые нужно всегда учитывать, чтобы такая система принесла свои плоды. А именно – сами особенности развития, о которых многие могут даже не догадываться.
К примеру, совершенно согласна что в нашем обществе не должно быть предвзятого отношения к детям, которые в силу особенностей здоровья и развития не такие как все. Это правильно, ведь каждый человек достоин, быть самим собой и улучшать свои коммуникативные навыки в независимости от обстоятельств. Однако, есть то на что нельзя закрывать глаза, думая только о детишках с «особенностями» - другие дети.
Когда мой сын ходил в детский сад там был мальчик, который немного пугал даже меня. Я понимала, что у него есть некоторые трудности в общении с другими детьми, но поддерживала воспитателей и его родителей в плане их желания помочь ему общаться и дружить. Дело было в другом – он был достаточно агрессивным и мог нанести травму другому ребенку и даже не понять, что он сделал не так.
С одной стороны – он ребенок и ему нужно быть со всеми детками, но с другой стороны – когда он избил девочку, ее мама (и ее можно понять) не обрадовалась и даже объяснения что у него есть трудности, ее не успокоили.
В связи с этим напрашивается вывод, что такое образование – требует качественной проработки. То есть я всеми руками «за» то, чтобы дети могли развиваться и вели обычный образ жизни. Но! С ними рядом должны быть те, кто будет «сглаживать углы», то есть следить за ребенком, умело направлять его энергию куда нужно и объяснять другим детям, почему он так себя ведет (не пугая их, а объясняя правильно и с «детской» позиции).
У нас пока не слишком популярна роль тьютора, однако именно это должность наравне с обычным учителем в школе, могла бы сделать инклюзивное образование качественным и надежным. Вот честно, не должен учитель брать на себя эту роль, ведь у него полно других дел и лишняя ответственность ему ни к чему. А вот с учетом присутствия тьютора, дети с особенностями развития действительно могли бы чувствовать себя обычными, активными, веселыми и жизнерадостными малышами)
Мне кажется, с учетом таких дополнений, новая форма образования могла совершить массовый прорыв в педагогике))))
А как вы относитесь к инклюзивному образованию?