Гаджеты и плохо говорящие дети – есть ли взаимосвязь
Хочу начать публиковать статьи не только на забавные ситуации из нашей родительской жизни, но и на острые проблемы, которые знакомы почти всем родителям. Не знаю, зайдет ли такой формат, но очень хочу попробовать, потому что всегда очень любила поговорить об этом, но все как - то не до этого было. А так как с личным общением у меня туговато, то надеюсь, мои рассуждения не будут вам в тягость. Ну и без юмора мы не обойдемся, это уж обязательно.
Итак, тема гаджеты и плохо говорящие (или вообще неговорящие) дети.
И конечно поделюсь нашей историей. Когда родилась старшая дочь (а было это в 2007 году) как-то еще не очень было с наличием разных гаджетов, будь то сенсорные телефоны, планшеты и различные компьютеры. Нет, они были, но не в таком количестве и не у всех. Вот у нас были самые обычные телефоны (ну максимум, со змейкой) и один комп на семью, причем интернетом мы не пользовались.
Дочка заговорила достаточно хорошо примерно к 3 годам, как раз когда пошла в детский сад, куда ходила ровно неделю, а потом с переменным успехом болела дома. Она у нас была одна, и я старалась постоянно с ней заниматься, но, как вы понимаете, в телефоне она не сидела, максимум, смотрела Машу и медведя и другие мультики и не так часто.
Потом родился Артём (роды были сложные по вине врачей, возможно, кто-то помнит я рассказывала). Проще говоря, последствия могли быть очень печальные, но проявились они только ЗРР и то, только по прошествии времени. Я очень боялась других последствий (тяжелая асфиксия это вам не шутки и поэтому была рада и этому и занималась с ним тоже почти с рождения, но уже чуть меньше, учитывая, что ребенка уже было два.
Первые слова он произнес к году, но на этом и все. К хорошему неврологу мы попали уже ближе к 3 годам, которым первым делом и посоветовал свести к минимуму гаджеты (а тогда появилось более усовершенствованных устройств, и что говорить, смотрели мультики с сестрой они уже чаще, да и в садике (в логопедической группе, кстати) им постоянно ставили что-то смотреть (была недовольна, даже ругалась).
Связанная речь появилась после 4 лет и без каких-либо нарушений произношения, ЗРР сняли, но врач все равно советовал меньше смотреть мультики и уж конечно не давать играть на телефоне. И вот мы на 3 месяца полностью убрали все гаджеты. Тёмыч хныкал, просил, но не так часто.
Примерно через 3 недели я стала замечать, что он стал спокойнее спать. Спал всегда хорошо, но тут прям как младенец))) Старшая дочка (на тот момент ей было 8 лет) стала больше читать (а она попала под эксперимент за компанию) и что говорить, баловаться и разносить квартиру они тоже стали больше, но как-то все было адекватнее, что ли. К концу 3 месяца стало ясно, что связь присутствует, так как дети без каких-либо уже продуманных картинок на экране стали больше общаться, больше играть, придумывая все новые сюжеты и в целом стали спокойнее. Так что взаимосвязь точно есть, однако не думаю, что полностью лишать детей гаджетов, разумно.
Мой вывод – все хорошо в меру, но это не всегда получается. Детям нравится придуманный мир, где не нужно ничего самому воображать, все уже создали и продумали за них. Но и взрослым тоже он нравится, разве не так? Те же компьютерные игры или видосики с котиками, уходить от реальности нравится всем.
Вот только мы взрослые и уже можем дозировать свое время, а малыши еще нет и не мной замечено, что богатая фантазия отлично помогает развиваться и раньше заговорить. А чтобы она работала, нужно чуть меньше этого придуманного мира и чуть больше жизненных впечатлений. Осталось найти на все это время. Но мы сможем, мы же родители))))
А вы как считаете?