Пять самых популярных ошибок граждан при обращении за защитой своих прав
Не все граждане могут позволить себе обратиться за юридическими услугами, а зачастую и услуги юриста не требуются, если, конечно, соблюсти элементарные, не всегда писаные правила подачи обращений.
1. Подача обращения не в тот орган, который должен его рассмотреть, "авось прокатит"
В моей практике имел место случай, когда клиент заявил мне: "А почему вы по моему делу работаете только в нашем районном центре и в областном центре? Почему до сих пор не подали заявление в Арбитражный суд Москвы?"
Минуточку... Дело, по которому я работал с данным клиентом, касалось определения места жительства ребёнка, взыскания со второго родителя незаконно полученных за ребёнка пенсий и пособий и неадекватного поведения органа опеки. Большого труда мне стоило объяснить клиентке, что Арбитражный суд Москвы занимается совсем другими делами.
Как выяснилось позднее, заявление от своего имени в Арбитражный суд Москвы клиентка всё же написала. И бедному арбитражному судье пришлось потратить своё время на вынесение определения об отказе в принятии данного заявления, поскольку его рассмотрение неподведомственно данному суду (любой юрист, хотя бы раз имевший дело с Арбитражным судом Москвы, знает, какой поток дел и людей проходит через него).
Тем не менее данная клиентка по "сарафанному радио" попыталась разнести обо мне "известие", что я слишком затягиваю дела.
Мораль: прежде чем требовать от юриста обращения или самому обратиться в тот или иной орган, поинтересуйтесь, а занимается ли этот орган такими вопросами.
2. "Прыжки через голову"
Вопрос, с которым гражданин намерен обратиться, подведомственен, например, налоговой службе. И вопрос-то простенький, для его решения достаточно написать обычное заявление в налоговую инспекцию своего района.
Но нет... Гражданин думает, что его вопрос решится качественнее, если он напишет письмо аж в центральный аппарат Федеральной налоговой службы, и отправляет своё письмо туда.
В итоге: центральный аппарат пересылает обращение гражданина в региональное управление налоговой службы, региональное управление, в свою очередь – в районную инспекцию... И что мы имеем? Верно! Вопрос, который мог бы решиться максимум за месяц, а при отсутствии у сотрудника службы "административного синдрома" (такие сотрудники тоже встречаются) и за несколько дней, затягивается на два-три месяца, да и отношение сотрудников низшего звена (человеческий фактор) будет хуже, чем при обращении непосредственно к ним.
Мораль: обращаясь в какой-либо государственный или муниципальный орган, всегда начинайте с уровня своего района или города проживания!
3. "Любую жалобу надо направлять в прокуратуру".
Нет, я совсем не хочу говорить о том, что в прокуратуру не нужно жаловаться вообще. Но есть определённый набор случаев, когда жалоба в прокуратуру действительно может возыметь действие.
Вот эти случаи:
- вы обжалуете действия/бездействие сотрудников силовых структур;
- вы обжалуете действия/бездействие учреждений, осуществляющих исполнение наказаний;
- вы подавали жалобу в профильный государственный/муниципальный орган, но вам не ответили в установленный срок или ответили отпиской (и тогда можно говорить об административном правонарушении, т.е. о статье 5.59 КоАП РФ), рассмотрение дел по которой действительно, подведомственно прокуратуре);
- вы не знаете, в какой государственный/муниципальный орган нужно обратиться для защиты своих прав.
Во всех остальных случаях прокуратура перешлёт ваше обращение в профильный государственный/муниципальный орган, т.е. сыграет роль посредника, и рассмотрение такового снова будет лишь затянуто.
Смотрите статьи 21 и 26 федерального закона "О прокуратуре РФ": "При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций".
Мораль: если вы знаете, какому органу подведомственен ваш вопрос, обращаться нужно в профильный орган напрямую, не "используя прокуратуру в качестве посредника".
4. Жалобы, претензии и обращения по телефону и электронной почте.
Многие граждане, обращаясь с жалобами в контрольно-надзорные органы и суды, ссылаются на то, что обращались, например:
- к продавцу, продавшему некачественный товар,
- в районный отдел муниципального органа,
- в организацию, оказавшую некачественную услугу,
- в свою управляющую компанию и т.п.
по телефону, по факсу, по электронной почте и т.п.
И затем данные граждане искренне удивляются, что на их звонок никак не отреагировали, а при обращении в суд или иной орган, защищающий права, им отвечают, что "никакого обращения не поступало".
А все просто. Звоня по телефону, вы не можете идентифицировать человека, с которым разговариваете, точно так же он не может идентифицировать Вас. Аналогично - с факсом или электронной почтой. Поэтому суды критически относятся к доказательствам в виде телефонного звонка, сообщения по факсу или электронной почте. И, как правило, Вам приходится с самого начала начинать оформление претензий.
Мораль:
1. По телефону можно передать или получить только оперативную информацию или информацию справочного характера. Но никогда нельзя относиться к полученной информации, как к истине последней инстанции, а к информации, переданной по телефону, как к обязательной к исполнению.
2. Официальные обращения, на которые вы желаете официальной реакции соответствующего органа или иного лица, нужно отправлять исключительно Почтой России, заказным письмом. Воздержаться стоит также от отправки письма такими службами, как СДЭК, "Сбер-Логистика" и т.п.
Что? Почта России далеко, и там огромные очереди? Воспользуйтесь сервисом zakaznoe.pochta.ru. Он принадлежит Почте России, стоимость заказного письма будет той же, работает круглосуточно и без выходных... И да, если ваших знаний и опыта использования техники хватило, чтобы прочитать с компьютера эту мою статью, то их хватит и для того, чтобы использовать электронный сервис Почты России и, тем более, "Госуслуги", которые тоже позволяют отправить официальное обращение, но в ограниченный круг органов.
5. Обращения через социальные сети
Да, многие государственные и муниципальные органы, предприятия и организации имеют свои аккаунты в социальных сетях, и зачастую предоставляют возможность написать им там сообщение.
Но! Всегда надо помнить, что любая социальная сеть - это частный ресурс, и, во-первых, её владелец не обязан ни хранить информацию, переданную или полученную Вами, ни выдавать какие-либо уведомления о получении или неполучении; во-вторых, владелец аккаунта в социальной сети может свободно удалить как определённое сообщение или группу сообщений, так и аккаунт в целом.
Поэтому обращение посредством социальной сети также ничего не гарантирует.
Мораль: смотрите п. 4.
А что по закону?
Обратимся к федеральному закону № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Что мы имеем?
1. Обращение подаётся гражданином в устной форме, в письменной форме или в форме электронного документа (статья 4).
2. На письменном обращении должна стоять личная подпись гражданина (пункт 1 статьи 7, так как вы ее поставите на электронной почте?).
3. На электронном документе должен быть указан идентификатор личного кабинета на "Госуслугах" (пункт 3 статьи 7 – при отправке электронного заказного письма либо при отправке обращения через Госуслуги система проставит Вам этот идентификатор. Но более никак!).
4. При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность (пункт 2 статьи 13 – так как вы его по телефону предъявите?).
Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши обращения рассматривались быстро и чётко, следуйте пяти названным нехитрым правилам.
А Вы допускали какие-либо из перечисленных ошибок?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Поучительно. 😃
Лучше бы было действенно.
Спасибо за Ваш труд!
За какой, простите?
Думаю, за данную статью, потраченное на её написание время, а также дельные советы в ней.
Верно!
Это очень полезная статья. Очень часто встречаются люди, которые считают, что прокуратура это всесильный орган, который решит все их проблемы. Зачем юристы? - просто напишу в прокуратуру и все. В результате выходят процессуальные сроки и люди остаются ни с чем и жалуются на несправедливость системы. Порочный круг. Жесть!
А, в конечном итоге, виноватыми оказываемся мы - юристы.
Так, Сергей Владимирович?
Именно так, Николай Валерьевич
Так очень многие юристы тут, на сайте, только и раздают советы жаловаться в прокуратуру. 🙂
Кто раздаёт, тем и высказывайте.
Я чётко написал, когда нужно именно в прокуратуру жаловаться.
Ну, написали, и хорошо. Отписываюсь от вас. Грубы.
zakaznoe.pochta.ru
интересно...
Я ещё с момента "карантина" не хожу на почту, кроме тех случаев, когда нужно отправить оригинал какого-то документа: доверенности, техпаспорта, и т.п., а пользуюсь именно этим сервисом.
zakaznoe.pochta.ru
идентификация через Госуслуги, скорее всего ограниченное определенное число организаций куда можно отправить обращение
позже посмотрю - действительно интересно, спасибо
Никакого ограниченного числа, и достаточно ввести ИНН организации.
Отправить можно и частному лицу.
Очень актуально, как обычно! Есть такие клиенты, которые считают себя самыми умными. Недавно ко мне обратилась одна дама с вопросом: "Когда мы будем подавать регрессный иск? " Спросила у нее, знает ли она, что это такое. Выяснилось, не знает, но подать хочет.
Обычное дело.
😅 есть такие