О стоматологии...
Что делать, если не осталось ни одного зуба во рту? / Импланты на все зубы
Директор клиники ПЛАНТ.Ru Павел Костенко рассказал РБК, с какими вызовами столкнулась современная стоматология и о том, чего ожидать врачам и пациентам.
-Стоматология – один из самых импортозависимых сегментов медицины. Если говорить о вашей клинике, то какой процент используемых вами инструментов и материалов производится в России, а какой — вы покупаете за рубежом?
-Так сложилось, что передовые стоматологические технологии в первую очередь разрабатывают на Западе, где получила развитие эстетическая коммерческая стоматология. Это относится не только к разработкам, но и к инструментам, материалам, оборудованию. Конечно, есть и российские производители.
Например, Вачский завод выпускает стоматологические инструменты. Но эта продукция в большой степени отвечают базовым задачам по возвращению в строй пациента, у которого болит зуб. Для выполнения более сложных манипуляций, в том числе, в области эстетической стоматологии, нужен другой инструментарий. И поскольку наша клиника является проводником передовых технологий, логично, что 99,9% наших материалов и оборудования – импортного производства. Российские у нас, пожалуй, только антисептические средства.
-Именно импортные технологии и обеспечивают качество вашей работы?
-Не совсем так. Ключевым фактором являются все-таки не оборудование и не материалы, а знания, опыт и мастерство специалистов. Да, качественный инструментарий облегчает жизнь и ускоряет процесс. Без каких-то материалов действительно нельзя добиться результата, к которому мы стремимся, но именно знания доктора создают условия, при которых возможно развитие.
Недавно, например, мы приобрели оборудование для внутриротовой сварки. Оно позволяет нам работать в соответствии с нашим главным принципом – максимум возможных манипуляций за одно вмешательство. Честно скажу, не так много команд в России практикует такой подход.-Как сейчас ведут себя иностранные поставщики – уходят с рынка, повышают цены?
-Начнем с того, что сегодняшний кризисный момент – далеко не первый, который мы переживаем. И нормальная работа клиники изначально подразумевает наличие некоего складского запаса, который мы формируем, исходя из наших потребностей. Есть такой запас и у поставщиков. И если появляются предпосылки к возможным перебоям, разумеется, мы стремимся его пополнить.
Когда началось санкционное противостояние, наши коллеги выкупили у поставщиков сразу полугодовой запас материалов. Это информация от компаний, обслуживающих стоматологические клиники. Действительно, было непонятно, как поведут себя иностранные поставщики, как будет проходить оплата и выстраиваться логистика. Поэтому некоторая паника в отрасли была. На этом фоне, кстати, ряд продавцов чуть ли не в два раза повысил цены.
Но я сразу предполагал, что ситуация должна стабилизироваться: либо появятся новые каналы поставки, либо будет развиваться параллельный импорт. В крайнем случае, и в советские годы люди из-за границы в чемоданах привозили инструменты. К тому же, мы все-таки работаем в сфере медицины, и продукт у нас не самый массовый и уж точно не политизированный, в отличие от энергоресурсов. И действительно, буквально через несколько недель поставщики сообщили, что решили проблемы с оплатой и логистикой. Поставки нормализовались, но многие клиники все равно были вынуждены повысить прайс, чтобы компенсировать свои затраты на закупки по спекулятивным ценам.
Мы же решили покрыть все понесенные издержки за счет собственных средств. Нам важно сейчас поддержать и отрасль, и наших клиентов – у людей и так много других проблем и расходов.
-То есть вы вообще без дефицита прошли этот период панических настроений?
-Да, мы ежедневно анализировали запасы и пополняли склад даже по повышенным ценам. Кризисных моментов у нас не было, задачу по организации бесперебойной работы клиники наша команда решила успешно.
-В современную стоматологию интегрировано много стран – производителей оборудования и материалов. Возможно ли, что в Россию придут компании, с которыми раньше не было контрактов? Например, из Ирана?
-В стоматологии, как и в любой другой сфере, многое решает привычка. Доктора проходят обучение у компаний, производящих оборудование, материалы и инструменты. И дело здесь не в узнаваемости или престижности бренда, а в том, что врач привыкает работать с именно этим инструментом, именно на этом оборудовании. И нужно очень серьезное потрясение, чтобы перестроиться. А сейчас предпосылок для этого нет – поверьте мне, западные компании тоже не интересованы в том, чтобы потерять огромный российский рынок. К тому же, рынок очень перспективный. В России современные стоматологические технологии распространены гораздо в большей степени, чем на Западе, и у нас пациент, обращающийся в государственную стоматологическую клинику по полису ОМС, получает более высокий уровень медицинской помощи. Западная страховая стоматология – это быстро, дешево и надежно поставленная пломба.
Там, кстати, до сих пор распространены амальгамные пломбы, от которых в России давно уже отказались.
К тому же, в некоторых странах число частных стоматологических практик ограничивается в зависимости от количества жителей. Условно говоря, если в квартале уже работает дантист, то другие врачи просто не получат лицензию на то, чтобы вести прием по соседству. У нас этот вопрос никак не регулируется – открывать можно любое количество клиник, и это тоже позволяет сделать современные технологии доступными большему количеству пациентов. Поэтому я уверен, что западные производители будут прилагать усилия, чтобы обходить ограничения и продолжать работать с Россией.
-Но, например, на апрельской конференции Стоматологической ассоциации были представлены новые российские производители. Возможно ли на фоне импортозамещения появление качественной российской продукции?
-К сожалению, нас долго приучали к тому, что не нужно изобретать велосипед, если это уже сделали до нас. К тому же, на протяжении многих лет в России было гораздо выгоднее продавать, чем производить. Производство – это «длинные деньги», это риски, да и в целом процесс организации бизнеса гораздо сложнее. Сертификация медицинского изделия – это тоже очень долгая, трудоемкая и дорогостоящая процедура. Не говоря уж о выводе на рынок нового продукта. Я, например, помню, как мы начали применять корейские импланты.
Мы были уверены в их качестве, но стоматологическое комьюнити с предубеждением отнеслось к азиатской продукции. Нам пришлось приложить колоссальные усилия к тому, чтобы люди хотя бы просто ее попробовали. Боюсь, также будет происходить и с отечественными изделиями. Скажу так: у нас в России очень талантливые ученые, которые многое что могут изобрести, но вопрос реализации этих идей пока страдает. Я надеюсь, что здесь будет поддержка со стороны государства. Тем более, российские системы тех же имплантов, например, существуют.
-Многие иностранные производители, поставляющие продукцию на российский рынок, проводили также обучающие семинары, лекции, курсы. Эти программы сейчас сворачиваются?
-Курсы, разработки и новые знания, действительно, раньше приходили с Запада. Сначала это происходило в виде стажировок, потом лекторы стали приезжать в Россию. Да, сейчас есть проблема с пересечением границ, но одновременно появилась возможность проведения онлайн-мероприятий, да и внутри страны сформировалось сообщество профессионалов, которое транслирует свои знания. Например, в нашу клинику приезжают учиться доктора со всей России. У нас есть уникальная программа подготовки имплантологов, после прохождения которой врач уже готов работать с пациентом. Такого я больше нигде не встречал. Так что здесь я особых проблем не вижу, только если в отношении каких-то узконаправленных курсов.
-Что же все-таки будет с ценами на стоматологические услуги?
-Наши коллеги уже подняли цены на 25-30%, мы повышения не планируем.
-Ну не все же клиники могут позволить себе такой патриотический жест? Возможно ли, что кто-то вынужден будет закрыться?
-Конечно, в любой кризис возможна ротация. Но сейчас я, наоборот, наблюдаю, что в Нижнем Новгороде открываются новые клиники. И у небольших практик, кстати, больше возможностей подстроиться под ситуацию. Доктор может сам вести онлайн-запись пациентов, открывать кабинет только тогда, когда есть посетители, работать с одним ассистентом. Существуют и другие способы минимизировать расходы и снизить издержки.
Да, может быть, кто-то откажется от частной практики в пользу сетевых клиник, но массовых банкротств однозначно не будет. Сейчас есть спрос на качественные стоматологические услуги, и есть профессиональные клиники с надежной репутацией, которые эти услуги предоставляют.
https://nn.plus.rbc.ru/partners/62a213387a8aa910df11c8d0
Уровень бедности населения диктует свои законы. Если богатая прослойка общества может сэкономить денежные средства, купив жене на 8 марта вместо красного "Феррари" что-нить подешевле, то у бедноты есть только два варианта: экономить на еде и на своем здоровье. Это для состоятельных людей содержание в порядке своих зубов – насущная необходимость. А для бедноты стоматологические услуги – это непозволительная роскошь.
Сколько должен зарабатывать человек, если поставить банальную пломбу стоит от 3 тысяч рублей? Намного дешевле просто удалить больной зуб. И потом, не факт, что потратив эти тыщи на пломбу, через пару недель Вам не придется этот зуб все-таки удалить. И тут уже как в том рекламном слогане: «А если не видно разницы, то зачем платить больше?»
Те времена, когда в каждой школе, на каждом заводе, на каждой шахте или фабрике был свой стоматологический кабинет, канули в лету. Тогда государство заботилось о здоровье нации. Теперь каждый сам за себя. Чем нас, таких, в государстве меньше, тем ему, государству, лучше. Увы!
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/581802-bezzuboe-naselenie-pokazatel-kakogo-iz-dostizhenij-strany.html
По антирейтингу плохих зубов и их отсутствия по данным ВОЗ мы находимся на уровне стран третьего мира. Космические цены на услуги не по карману большинству россиян. «Успехи» реформы здравоохранения в этом направлении буквально потрясают воображение.
Пятнадцать лет назад, в 2005 году, академик РАМН, президент Стоматологической ассоциации России, главный стоматолог Минздравсоцразвития РФ Валерий Леонтьев давал интервью газете «Московский комсомолец», в котором заявил:
«Подавляющая масса людей, примерно 70–80%, не в состоянии платить за лечение зубов, а тем более за протезирование. Причина проста: нет денег».
«Если до 90-х годов [в СССР, прим РОСГОД] на каждого гражданина приходилось 1,5 посещения стоматолога в год, то сейчас — одно. Во многих сёлах, на предприятиях, в школах закрылись даже зубные кабинеты».
«Если полностью лишить стоматологию бюджетного финансирования, основная часть населения останется без зубов». («МК» 27.05.2005)
Академик сделал своё заявление в 2005 году. Это было время, когда уже два года шла «оптимизация расходов на здравоохранение», в рамках которой руководство страны приступило к закрытию «неэффективных» медучреждений. На них не находилось финансов, о чём и говорил Леонтьев. В 2010 году началась усиленная «реформа здравоохранения».
https://rosgod.ru/nation/bezzubaja-rossija-ne-povod-dlja-ulybok/