Пятерка за сотку: мнение экспертов о том, нужно ли платить ребенку за домашнюю работу и хорошие оценки?
Введение
Вопрос карманных денег вызывает сильный интерес, поскольку представляет собой первый осознанный шаг ребенка в мире финансов.
В июне 2024 года 84% родителей сообщили, что их дети откладывают деньги, которые им выделяют на карманные расходы. При этом 64% детей занимаются этим нерегулярно, 20% на постоянной основе, а 16% не занимаются накоплением денежных средств (по данным исследования компании «Росгосстрах Жизнь» и edtech-компании MAXIMUM Education).
Давайте вместе разберемся почему важно иметь карманные деньги и как вести себя родителям, чтобы научить детей грамотно распоряжаться финансами.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность – это умение жить по средствам, осознанный отказ от неразумных долгов, понимание экономических процессов и развитый навык осознанного включения в них.
Развивать навыки финансовой грамотности можно начинать с ещё дошкольного возраста, приблизительно с 5 лет. Конечно же в игровой форме. Это может быть самая простая игра в «магазин», или «платный въезд». В это время нецелесообоазно и негигенично вводить настоящие деньги, достаточно использовать их аналог, игрушечные монетки или фишки.
Расскажите ребенку о различных профессиях, о том, что за работу человек получает деньги и потом имеет возможность потратить на свои нужды. Также можно в доступной форме рассказать ребёнку о бюджете семьи: как он складывается и на что тратится.
Будет очень хорошо, если на данном этапе деньги у ребенка будут ассоцироваться с чем-то приятным, с новыми возможностями, с любимым делом. Очень важно в этом возрасте заложить позитивный эмоциональный фон отношений с деньгами, ведь именно такое отношение закрепится у него на всю оставшуюся жизнь.
В 5-7 лет ребенка уже можно ближе познакомить с миром финансов. Можно рассказать ему о том, кто
платит зарплату родителям и всем другим взрослым, что делает продавец с полученными за товар деньгами, что такое налоги и как мы их платим.
Первые карманные деньги
Следующий этап в финансовом воспитании это младшая школа (7-10 лет).
Безусловно, с наступлением школьной поры, у ребенка появляется своя зона ответственности. Он уже хорошо считает, умеет планировать активность на неделю. Поэтому именно со школьного возраста есть смысл выдавать карманные деньги.
Это, пожалуй, самый первый источник дохода для ребенка, который не стоит недооценивать родителям.
И тут возникает ряд вопросов: как, когда и за что давать ребенку карманные деньги. Эти необходимо определить исходя из уклада вашей семьи.
Для того, чтобы научить ребенка распоряжаться финансами следует выделить ему определенную сумму на день, неделю или месяц и дать возможность самому принимать решения касательно этих трат.
Эксперты советуют давать первые карманные деньги наличными.
Дискуссионным является вопрос о том, нужно ли платить ребенку за выполнение домашней работы или же за хорошую учебу? На это есть две точки зрения.
Так, одни родители полагают, что, получая деньги за домашнюю работу и оценки, ребенок начинает привыкать к взрослой жизни и к тому, что любой труд должен быть оплачен.
Другая же группа родителей не согласна с такой позицией, полагая, что домашняя работа - это обязанность всех членов семьи, она не оплачивается никому, а хорошая учеба должна быть обусловлена исключительно интересом ребенка и тягой к знаниям.
По-разному на это смотрят и эксперты.
«Можно поощрять ребенка небольшими суммами за успехи в занятиях, домашние дела, прогулку с питомцем, поход за хлебом в магазин или просто хорошее поведение. Так он ощутит самостоятельность и уверенность в своих силах, к тому же, делая выбор, на что потратить уже свои деньги, ребенок очень хорошо подумает (финансовый эксперт, основатель стартапа Halal Card, Ислам Ахмедшин).
Иного мнения придерживаются психологи, полагая, что такая практика опасна, ведь это предопределяет отношение ребенка к своим обязанностям в будущем и может напрочь отбить желание учиться или помогать по дому и будет делать это исключительно ради "заработка".
Такая же практика предпочтительна и в отношении оценок.
«Мы переключаем ребенка с учебной мотивации на денежную, убираем у ребенка стимул получить новые знания, это любопытство, ориентируем его только на получение отметки, — пояснила психолог. — Здесь неважно, сколько ты понял, насколько тебе это интересно. Важна только оценка, так как именно она приведет к получению бонусов», — подчеркнула психолог, Полина Заргарова.
Кроме того, приблизительно с первого класса ребенка можно учить накоплению денежных средств, то есть откладывать, к примеру 10% от своих доходов. Принципиальным моментом является понимание ребенком конечной цели - на что он сейчас копит и когда он сможет это купить: через месяц или через год. Так ребенок сможет научиться ключевому аспекту финансовой грамотности - осознанному обращению с деньгами.
Таким образом, каждой семье необходимо договориться о том, в каком размере и с какой периодичностью будут выдаваться карманные деньги. Желательно давать карманные деньги наличными. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился грамотно ими распоряжаться, анализировать и планировать свои траты.
Заключение: основные рекомендации родителям
1) необходимо учить ребенка умению обращаться с деньгами, начиная с дошкольного возраста.
2) давайте ребенку карманные деньги. Это научит ребенка распоряжаться ими и планировать свой бюджет.
3) учите ребенка целенаправленно откладывать денежные средства. Так сможет научиться планировать свои траты.
4) будьте примером для своего ребенка. Не стесняйтесь говорить о деньгах, как вы их зарабываете, как планируете бюджет. Старайтесь формировать у ребенка позитивное отношение к деньгам, например, через радость долгожданной приятной покупки.
Продолжение следует.
Предложенные в публикации меры носят рекомендательный характер. Все решения в отношении воспитания ребенка принимаются родителями самостоятельно под свою ответственность.
Благодарю за прочтение!
Источники: Подробнее ➤
Даёте ли Вы ребенку карманные деньги за выполнение домашней работы или успехи в учебе?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Ребёнка конечно надо учить финансовой грамотности и умению обращения с деньгами. На карманные расходы, начиная со школьного возраста, давать просто необходимо. Сумма зависит от потребностей конкретного ребёнка.. Как минимум - проезд на городском транспорте, питание в школьной столовой..
Но платить за помощь по дому, я считаю, плохая практика.. Отношения в семье не должны быть основаны на принципе "ты мне, я тебе". Главное в семье взаимное уважение и желание всех членов семьи помочь друг другу, не расчитывая на денежное вознаграждение. Родители не работодатели, в семье все-таки другие отношения. Другое дело, если ребёнок работает в бизнесе родителей или родственников, здесь конечно можно установить сумму денежного вознаграждения.
Я своим детям доверяла домашние деньги с 8 и10 лет, оставляла на день сумму денег, они ходили в магазины на рынок и покупали еду, что оставалось им покупали себе разные вкусняшки. Выросли и знают цену деньгам, где купить и как с ними обращаться. А вот другие , я заметила с домашними деньгами не очень, начинают жить самостоятельно и делают много неправильного, особенно когда начинают жить семьей.
Вы верно подметили! Очень важно уделять этому внимание. Спасибо, что приняли участие в обсуждении темы 🌺
Рациональный подход, поддерживаю! Спасибо, что приняли участие в обсуждении темы 🌺
Очень часто мамы берут все деньги на себя. И не допускают детей . Вот вырастите будут свои деньги тогда и распоряжайтесь. Наверное это неправильно.
"Сумма зависит от потребностей конкретного ребёнка.. Как минимум - проезд на городском транспорте, питание в школьной столовой"
Это какое-то ужасное понимание о карманных деньгах ребенка!
Билет и еду оплачивать это ваша обязанность, а карманные деньги, это те, которые ребёнок в праве потратить на свои радости
Думаю не стоит деньгами поощрять выполнение домашней работы, оценок и т.п.
Согласна с Вами! Спасибо, что приняли участие в обсуждении темы 🌺
Так и есть.
я лично против
Спасибо за Ваш комментарий!
Видимо, понаслушавшись в школе, дочь пришла с каким-то невменяемым прейскурантом. Я послушал, урезали вдвое, но сказал, что за тройку и двойку уже придется платить ей. Стоп. Этого в прайс листе не было. Двусторонняя ответственность остановила желание получать, пришлось задуматься.
Правильно, так и надо урезать хотелки. 🙂
😁
😍
Интересная практика ) спасибо, что поделились!
Одностороннее "дай" ведет к инфантильности.
Именно так!
Да пожалуйста!
Классно!
У нас 5 -50руб. 4-30руб.
Спасибо, что поделились!
А если 2. У ребенка забираете? 😁
Я предлагал штрафовать, что это им не понравилось...
Интересно, спасибо 😊