Современный капитализм глазами Карла Маркса.
Это большой временной отрезок от идей Карла Маркса и нынешнего состояния капитализма.
Маркс, человек 19 века, не осознал бы сложности нашей современной экономики. Тем не менее, его критика капитализма актуальна и сегодня.
Если бы Маркс был жив сегодня, что бы он сказал? Эти мысли, конечно умозрительны, но основаны на его философской мысли.
Итак, наливайте чай, и давайте погрузимся в потенциальный комментарий Маркса к сегодняшнему капиталистическому миру.
Увеличивающийся разрыв в богатстве.
Марксу была не чужда классовая борьба. Фактически, он рассматривал ее как движущую силу истории.
Перенесемся в сегодняшний день, и мы увидим мир, в котором богатые становятся еще богаче, а бедные - еще беднее. Неравенство доходов резко возросло, и небольшой процент населения контролирует подавляющую часть мирового богатства.
“Капитализм, - скорее всего, сказал бы Маркс, “ создал огромную пропасть между буржуазией и пролетариатом”.
Он бы сказал, что это растущее неравенство в благосостоянии является явным признаком присущих капитализму недостатков. Это эксплуатация рабочего класса, когда их труд используется для пополнения карманов богатых.
Но здесь, речь идет не о разжигании классовой войны. Речь идет о признании дисбаланса и сомнении, действительно ли это лучшая система, которую мы можем иметь. Справедлива ли она? Устойчива ли она?
У Маркса, безусловно, было своё мнение.
Превращение всего в товар.
Теория коммодификации Маркса реализуется в реальном времени.
Маркс считал, что при капитализме все и вся становится товаром – чем-то, что можно покупать и продавать с целью получения прибыли.
Например сейчас многие монетизируют своё хобби. Люди продают не только самодельные свечи, но также предлагают уроки по их изготовлению, частные сеансы и даже выходные с созданием свечей на тему отдыха. Теперь речь идёт не только о продаже свечей; они продают опыт, свои знания, даже свой образ жизни.
Маркс, вероятно, сказал бы, что это классический пример коварного влияния капитализма. Недостаточно производить и продавать товары. Теперь люди должны продавать себя и свои жизни ради прибыли.
Вопрос в том, какой ценой? Маркс утверждал бы, что такого рода коммодификация обесценивает нашу жизнь и отношения, сводя все к простым транзакциям.
Отчуждение рабочих
Маркс считал, что капитализм отчуждает рабочих от их труда.
В современном мире большинство людей не создают цельный продукт и не предлагают комплексные услуги. Вместо этого они выполняют одну небольшую повторяющуюся функцию в более крупном производственном процессе.
Рассмотрим сборочные линии автомобильной промышленности. Рабочий может потратить весь свой день на крепление одной детали к автомобилю. Он не видит конечного продукта; он не соприкасается со своим трудом.
Это кардинально отличается от докапиталистических времен, когда ремесленник создавал весь продукт от начала до конца, что давало ему чувство сопричастности и гордости за свою работу.
Маркс утверждал бы, что эта современная разобщенность порождает неудовлетворенность среди рабочих. Они становятся оторванными от своего труда, что приводит к отсутствию самореализации и, в конечном итоге, к выгоранию.
Присущая капитализму нестабильность.
Маркс понимал капитализм как систему, отмеченную врожденной нестабильностью и частыми кризисами.
Посмотрите на глобальный финансовый крах 2008 года, пузырь доткомов в начале 2000-х или Великую депрессию 1930-х годов. Это не аномалии, а скорее симптомы системы, которая, по мнению Маркса, фундаментально нестабильна.
Капитализмом, по мнению Маркса, движут прибыль и конкуренция. Это заставляет предприятия рисковать, производить перепроизводство и создавать спекулятивные пузыри. Когда эти пузыри лопаются, больше всего страдает обычный рабочий – из-за потери работы, сокращения заработной платы и экономической незащищенности.
Маркс, вероятно, посмотрел бы на эти повторяющиеся кризисы и кивнул бы в знак признания, рассматривая их как неизбежные последствия системы, основанной превыше всего на прибыли. Он предупредил бы нас, что нужно готовиться к худшему, если только мы не подвергнем сомнению сами основы экономической системы.
Эксплуатация природы.
Маркс был глубоко обеспокоен тем, как капитализм относится к миру природы – как к ресурсу, который можно эксплуатировать для получения прибыли.
Сегодня мы наблюдаем разрушительные последствия этого подхода. Изменение климата, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды – все это неотъемлемые части экономической системы, которая ценит прибыль выше устойчивости.
Маркс, вероятно, рассматривал бы эти экологические кризисы как еще одно свидетельство разрушительных тенденций капитализма. Он бы утверждал, что неустанная погоня за прибылью приводит к чрезмерному использованию ресурсов нашей планеты.
В конечном счете, он подчеркнул бы важность рассмотрения природы не как товара, а как жизненно важного аспекта нашего коллективного существования, который необходимо уважать и сохранять.
Эрозия сообщества.
По мнению Маркса, капитализм разрушает чувство общности.
Это система, которая превыше всего поощряет индивидуализм и конкуренцию. Нас поощряют стремиться к личному успеху, часто за счет других.
Но что происходит с нашим чувством общности в этой гонке за успехом?
Все мы знаем, как закрываются маленькие частные предприятия и магазинчики и на их место приходят крупные корпорации. Происходит потеря личных связей, потеря общих историй и опыта. Мы становимся потребителями, а не членами сообщества.
Маркс, вероятно, увидел бы в этом еще одно негативное влияние капитализма. Он бы сказал, что нам нужно развивать чувство единения, а не разделения. Потому что, в конце концов, мы все вместе участвуем в этой жизни – и наша сила заключается в нашем единстве, а не в наших индивидуальных достижениях.
Разочарование молодежи.
Молодые люди закончившие обучение, переполнены идеями и стремлениями. Они стремятся что-то изменить, внести значимый вклад в развитие общества. Но реальность рынка труда быстро ставит их на место.
Это мир неоплачиваемых стажировок, низкооплачиваемой работы и небольшого простора для творчества. Мир, где их ценность измеряется производительностью, а не их идеями, желаниями и страстью.
Маркс, вероятно, счел бы это классическим примером разочарования капитализмом молодежи. Он бы сказал, что молодые люди - это не просто будущие работники, которых нужно эксплуатировать, но личности с уникальными талантами и мечтами.
Он подчеркнул бы важность создания среды, в которой молодые люди могут процветать и вносить значимый вклад в развитие общества – не просто как винтики в капиталистической машине, но как ценные члены нашего коллективного будущего.
Ложное обещание меритократии.
Мы часто слышим, что капитализм – это меритократия - система, в которой упорный труд и талант приводят к успеху. Но Маркс, скорее всего, оспорил бы это представление.
На самом деле многие факторы, находящиеся вне контроля человека, играют значительную роль в его успехе. Подумайте о детях богатых родителей, качестве образования, к которому они могут получить доступ, или о возможностях, с которыми они сталкиваются.
Маркс утверждал бы, что в капитализме процветает существующее неравенство, а не выравнивает игровое поле. Это система, в которой привилегия порождает привилегию, часто оставляя наиболее уязвимых позади.
Итак, хотя может показаться, что для успеха в капиталистическом обществе достаточно упорного труда, Маркс побудил бы нас заглянуть глубже и задаться вопросом, кто действительно выигрывает от этой системы, а кто остается позади.
Иллюзия свободы.
Капитализм представляет себя как систему свободы. Свобода выбирать, свобода работать, свобода зарабатывать. Но Маркс, вероятно, счел бы это великой иллюзией.
На самом деле, многие люди не свободны в выборе работы, которой они занимаются. Они ограничены своими обстоятельствами, своим образованием или рынком труда.
Кроме того, Маркс утверждал бы, что свобода, которую предлагает капитализм, в значительной степени перекошена в пользу тех, у кого уже есть богатство и власть. В то время как они пользуются свободой инвестировать, открывать бизнес, накапливать больше богатства, большинство вовлечено в борьбу за то, чтобы свести концы с концами.
Итак, хотя капитализму нравится представлять себя как систему возможностей и свободы для всех, Маркс призвал бы нас задаться вопросом, кому эта свобода действительно служит.
Необходимость перемен
Критика капитализма Марксом заключается не только в указании на его недостатки.
Он бы сказал, что нам нужно критически изучать нашу экономическую систему, подвергнуть сомнению ее ценности и ее последствия. Нам нужно рассмотреть альтернативы, в которых благосостояние людей и планеты ставится во главу угла, а не прибыль.
Маркс, вероятно, подчеркнул бы, что перемены не только возможны, но и необходимы. Его послание – это послание надежды и возможностей - видение более справедливого и устойчивого мира. И это послание так же актуально сегодня, как и в его время.
Заключительные мысли:
Идеи Карла Маркса предлагают больше, чем просто критику капитализма. Они обеспечивают призму, через которую мы можем исследовать нашу нынешнюю экономическую систему, ее последствия и потенциальные альтернативы.
Мысли Маркса могут спровоцировать глубокое размышление о том, в каком обществе мы живем и какое стремимся создать.
Возможно, наиболее важным выводом из идей Маркса является осознание того, что экономические системы созданы человеком, а не непреложными законами природы. Их можно изменять, улучшать или даже заменять.
Пока вы ведете свою повседневную жизнь – работаете, ходите по магазинам, инвестируете, потребляете – позвольте идеям Маркса побудить вас подвергнуть сомнению статус-кво. Подумайте о том, как наши экономические структуры влияют на вас и окружающих.
Пусть это будет приглашением представить себе мир, который в большей степени соответствует нашим коллективным стремлениям к справедливости, равенству и устойчивости – мир, где экономические системы служат людям, а не наоборот.
Источник фото: Яндекс-картинки
Источник статьи:https://ideapod.com/
перевод статьи: автора
Статья: Взрыв в машинном отделении: российское судно потерпело крушение в Средиземном море,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: Владикавказ, взрыв в ТЦ. Погибла женщина. Что случилось? Предварительная причина обозначена,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: На свободу вышел убийца-расчленитель, которого надо было расстрелять ещё в СССР. Почему таких выпускают?,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Почему я работаю за низкую зарплату, но работу менять не хочу?,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: В Краснодарском крае введен краевой режим ЧС. Продолжение темы о безответственности чиновников,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Современный капитализм, если рассматривать его через призму теорий Карла Маркса, раскрывается как система, которая продолжает подпитываться неравенством и эксплуатацией рабочего класса. В своих трудах Маркс утверждал, что капитализм является неизбежно нестабильной системой, склонной к кризисам и внутренним противоречиям. Эти противоречия вытекают из основного конфликта между трудом и капиталом: капиталисты стремятся к максимизации прибыли, что часто приводит к истощению ресурсов и ухудшению условий труда, тогда как рабочие борются за повышение зарплат и улучшение условий жизни.
Сегодня мы можем наблюдать воплощение марксовых предсказаний в глобализации и финансовизации экономики. Корпорации перекладывают производство в регионы с дешёвой рабочей силой и слабыми трудовыми правами, что приводит к многократному усилению эксплуатации. Одновременно с этим, финансовые рынки становятся всё более влиятельными, что зачастую освобождает их от реальной экономики. Это усиливает неравенство, поскольку крупные корпорации и финансовые институции накапливают всё большие капиталы, а рабочие и средний класс всё чаще сталкиваются с нестабильной занятостью и хрупкостью социальной защиты.
Маркс также предвосхитил роль технологий в развитии капитализма, что особенно актуально в наше время с ростом автоматизации и искусственного интеллекта. Эти технологии, с одной стороны, потенциально способны облегчить труд и повысить производительность, а с другой - они часто ведут к массовой безработице и дальнейшему обогащению тех, кто владеет средствами производства. Это усиливает классовые различия и создаёт новый пролетариат, в котором занятые чувствуют себя всё более уязвимыми в быстро меняющемся экономическом ландшафте.
Наконец, необходимо отметить, что идеи Маркса о революционном изменении общества остаются актуальными. Социальные движения по всему миру борются за правосудие и равные права, выступая против неравенства и экологической деградации, усиливаемой капиталистическими практиками. Вопреки утверждениям о том, что история марксизма завершилась с распадом Советского Союза, многие из его критик о капитализме остаются резонантными, предоставляя инструменты для анализа и потенциального преобразования современного общества.
По видимому не только дело Ленина,но и идеи Маркса живут и имеют отклик в умах людей.
Видимо, ничего лучше пока не придумали. Социализм в СССР не выжил, страны восточной Европы ещё раньше сбежали из соцлагеря в каплагерь. Да и примеры ГДР и ФРГ, или Северной Кореи и Южной Кореи как ни крути говорят в пользу капитализма...
В богатых капстранах народ таки не устроил никаких революций, кроме всяких акций-демонстраций за какие-то конкретные требования.