Фурин Евгений Владимирович
Фурин Е. В. Подписчиков: 1047
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.4М

Что делать, если мобильный оператор повышает цену без уведомления? Можно ли оспорить и куда жаловаться?

409 дочитываний
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 43,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Что делать, если мобильный оператор повышает цену без уведомления? Можно ли оспорить и куда жаловаться?

На днях ко мне обратился подписчик с таким вопросом. Он столкнулся с ситуацией, когда оператор МТС трижды поднял плату по тарифу.

Я неоднократно видел похожие вопросы, поэтому решил сделать разбор в формате публичной консультации.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Вправе ли мобильный оператор в одностороннем порядке поднимать цены?

Если кратко, то да, закон позволяет это делать, если соблюден порядок уведомления абонента.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором самостоятельно и не должны согласовываться с абонентом.

Согласно пп. «е» п. 24 «Правил оказания услуг телефонной связи» в случае изменения тарифа оператор обязан за 10 дней уведомить абонента об изменениях.

Сами Правила устанавливают два способа: через сайт оператора и путем направления СМС-сообщения. Однако есть оговорка: оператор может в договоре предусмотреть иной способ уведомления.

Но сложившаяся судебная практика обычно исходит из того, что оператор обязан направлять абоненту СМС, даже если в договоре такого способа уведомления не закреплено (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № 11АП-19921/19).

И суды, и органы власти обычно признают одностороннее изменение цен не только законным, но и справедливым. Они указывают, что абонент хоть и не может повлиять на цены, но вправе выбирать: согласиться; перейти на другой тариф; перейти к другому оператору.

Считается, что таким образом интересы оператора и абонента уравновешиваются.

Является ли СМС-сообщение о цене тарифа офертой?

После повышения тарифов подписчик позвонил в службу поддержки, где ему предложили новые условия тарифа и направили СМС-сообщение с подтверждением.

Однако через три месяца была снова списана повышенная стоимость — выяснилось, это была лишь временная скидка, хотя в СМС не сказано об этом. Подписчик интересовался, разве не является такое сообщение офертой и почему вдруг выяснилось, что это была скидка, а не новая цена тарифа.

Такое СМС действительно имеет признаки оферты, а слова о скидке похожи лишь на попытки оператора выкрутиться. И здесь можно было бы написать отдельную статью о таком сообщении как об оферте, ее акцепте, нюансах и т.д. Однако для нас это все значения не имеет.

Самое главное — данная СМС не мешает оператору в дальнейшем снова изменить условия тарифа, если будет соблюден порядок уведомления.

А если нарушен порядок уведомления?

Если абонент считает, что был нарушен порядок уведомления, то оспорить это можно лишь через суд. Впрочем, есть несколько моментов, которые помогут.

1) Даже если абонент начал платить по новому тарифу, тем самым выразив «молчаливое согласие», это не делает нарушенный порядок законным, не является признанием правоты оператора и не лишает права обращаться в суд.

2) Если изменения были опубликованы на сайте, но СМС не отправлялась, то это будет признано ненадлежащим уведомлением. Как неоднократно указывал Роспотребнадзор, сайт оператора может быть запутанным и сложным для ознакомления, поэтому уведомление должно быть адресным.

3) Оператор не вправе требовать от абонента проявлять «должную осмотрительность», т. е. регулярно мониторить изменения тарифов. Закон в этом однозначен — именно оператор должен уведомлять абонента.

Таким образом, нарушение срока и/или порядка уведомления дает основания признать изменение тарифов незаконными.

Что еще можно сделать?

Можно направить жалобу в ряд ведомств, причем сейчас это можно делать прямо через их сайты. Ответы от ведомств пригодятся и в суде.

1) Роспотребнадзор. Ведомство проверит, не было ли нарушения закона «О защите прав потребителей» в действиях оператора.

2) ФАС. Антимонопольная служба изучит обоснованность не только самого факта изменения тарифов, но и размера. В частности, в 2022 году неоднократное увеличение тарифов МТС было признано необоснованным (Предписание от 25 октября 2022 г. по делу № 11/01/10-37/2021 и Решение ФАС от 25 октября 2022 г. по делу № 11/01/10-37/2021).

3) Минцифры.

4) Прокуратура.

Но на практике все, конечно же, намного сложнее — подавляющее большинство абонентов просто плюнет и согласится с новыми тарифами, в суд никто не пойдет. Однако это еще больше развязывает руки операторам — можно повышать еще, ведь клиенты массово не жалуются.

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

14 комментариев
Понравилась публикация?
41 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 14
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Техник-технолог по обработке м Татьяна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.9М
22.07.2024, 18:00
Кострома

Спорить не стану уйду и все.

+10 / 0
Ответить
Инженер медоборудования Александр Казанский
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.3М
01.08.2024, 15:18
Казань

А куда? У всех операторов стоимость поднимается синхронно. Плавчхи только позавидовать могут!

+6 / 0
Ответить
Техник-технолог по обработке м Татьяна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.9М
01.08.2024, 15:20
Кострома

Есть операторы они не понимают цены.

+4 / 0
Ответить
Инженер медоборудования Александр Казанский
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.3М
01.08.2024, 15:55
Казань

Например? Только российские, не местного разлива.

+4 / 0
Ответить
Техник-технолог по обработке м Татьяна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.9М
01.08.2024, 16:03
Кострома

А Российских операторов нет вот ломят друг перед другом, цены они не понимают, у них чем выше тем лучше, так в Билайне хорошая связь от 1000 рублей в месяц и будет ещё выше.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я уже года 2 назад перешла со своим номеров в СберМобайл - цены намного справедливее, чем в МТС

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Техник-технолог по обработке м Татьяна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.9М
01.08.2024, 18:32
Кострома

Сбермобайл - это не наш оператор, у нас нет ни одного Русского Банка.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

У нас операторы всегда правы. Был опыт, что то доказать им это просто нереально.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не знаю,что это за оператор,но вот теле2 предупреждают за долго до поднятия цен.Если в январе собрались поднимать цену за связь,то в ноябре,декабре уже приходят эти СМС,что связь с Нового года поднимется.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Интересно. Благодарю Вас за публикацию

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Билайн делает это молча и плевать ему на законы!

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (14)
Руслан
Подписчиков 9859
05.11.2024, 23:09
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 19.4М
Изображение Яндекс АлисаВ июне главы государств Россия и Беларусь, Владимир Путин и Александр Лукашенко,...
Подробнее
Неинтересно
0
19
Галицкая Дарья Сергеевна
Подписчиков 1183
07.10.2024, 13:03
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 10.8М
Уже начиная с этого учебного года в школах и университетах начнут объяснять, как не попасть ...
Подробнее
Неинтересно
-1
98
Malika Doroshenko
Подписчиков 1188
24.10.2024, 15:05
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 14.3М
Эх, друзья мои, похоже, нас ожидают непростые времена в сфере телекоммуникаций. Давайте-ка разберемся,...
Подробнее
Неинтересно
01:28
Поделитесь этим видео
-7
92
Валерия Андреевна
Подписчиков 783
позавчера, 23:25
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 110.4к
Сегодня закончилась первая неделя стажировки в МТС и был первый день работы с клиентами на линии.
Подробнее
Неинтересно
0
2
Валерия Андреевна
Подписчиков 783
позавчера, 23:21
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 110.4к
Я на пару дней исчезла из Дзена, постараюсь так не делать.Как оказалось на моём канале в Дзене была блокировка,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Полина
Подписчиков 280
19.11.2024, 10:13
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 559.5к
Все больше наших личных данных утекает в сеть и в этом виноваты только мы сами - оставляем в соцсетях,...
Подробнее
Неинтересно
0
10
Валерия Андреевна
Подписчиков 783
17.11.2024, 09:10
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 110.4к
В предыдущейстатье я рассказывала, что ко мне приходили соседи, чтобы выяснить, не я ли их затапливаю.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Марина
Подписчиков 2668
16.11.2024, 09:54
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.8М
Домашний интернет в России и его ценаИсточник фотоОднако зарплаты в России ...
Подробнее
Неинтересно
-1
4
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 774
11.11.2024, 12:28
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.9М
Индийский инфлюенсер прошелся по улицам Японии в новых носках, оставив их на удивление чистыми,...
Подробнее
Неинтересно
0
30