Величественные сухопутные крейсеры США «SCENIC CRUISER»
Во времена, когда мир еще не был таким тесным и шумным, как сегодня, на бесконечное шоссе, пересекавшее бескрайние просторы Америки, выехали величественные сухопутные крейсеры. Автобусы «GREYHOUND SCENIC CRUISER». Чей двухуровневый корпус возвышался над дорогой словно цеппелин на колесах, всем своим видом демонстрируя, что даже путь к цели может быть таким же великим, как и ее достижения.
На фоне этого колоса, высотой в 3,5 метра, все остальные автобусы дальнего следования были просто автобусами. Но «Scenic Cruiser» не был одним из них.
Он стал частью американской культуры, символизируя свободу передвижения, жажду открытий и дух приключений.
В какой-то степени «Scenic Cruiser» стал символом американского образа жизни середины прошлого века. И вместе с тем эта машина выпускалась всего три года, а ее общий тираж составил ровно одну тысячу экземпляров.
История настоящей американской легенды. Двухпалубного автобуса GMC «Scenic Cruiser», выехавшего на линии автобусного сообщения в 1954 году и установившего новый стандарт для всех американских автобусостроителей того времени. GM подразделение Yellow Coach, впервые громко о себе заявило еще в 1936 году, представив инновационную по тем временам модель автобуса 719 Superсoach, отличительными особенностями которой стал бескапотный дизайн и высокий пол, обеспечивающий внушительный запас пространства для багажа.
В конструкции корпуса типа полу-монокок интенсивно использовался алюминий, двигатель тогда еще бензиновый, расположился в его задней части, кроме того, в салоне стоял кондиционер. В те времена строительством пассажирских автобусов занималось большое количество относительно небольших компаний, которые не могли себе позволить одновременное внедрение большого количества инноваций, и Дженерал Моторс, благодаря модели «Superсoach», начала быстро завоевывать рынок. В 1940 году была запущена обновленная модель – PD3751 SilverSight, на которую начали устанавливать двигатели DT6771 Эти моторы были компактными, легкими, экономичными, и мощными, развивая на ранних версиях 165 лошадиных сил. Дженерал Моторс не продавала эти дизели никому из конкурентов, и это еще сильнее усилило позиций корпорации на рынке автобусных перевозок, главным игроком которого была компания Greyhound, основанная еще в 1914 году. В общем-то, только для Greyhound Дженерал Моторс и выпускала автобусы SilverSight.
После завершения Второй мировой войны компания Greyhound начала размышлять о выпуске на дороге более совершенных автобусов нового поколения. И на основе джиэмовской архитектуры, при помощи легендарного промышленного дизайнера Раймонда Лоуи.
Компания самостоятельно спроектировала прототип под названием Greyhound Experimental Highway Traveller, или сокращен на GX-1, дебютировавший в 1947
году. Это был двухэтажный монстр, длиной в 10,5 метров, способный принять на борт 50 пассажиров и оснащавшийся примитивной версии пневматической подвески, улучшавшей комфорт во время путешествия.
В следствии своей высокой вместимости и грузоподъемности Highway Traveller получился очень тяжелым и не мог использовать нестандартное для того времени бензиновые двигатели и даже детройтовские дизеля 6,71. И поэтому инженеры Greyhound применили необычное решение, оснастив модель двумя 150-сильными В6 с воздушным охлаждением от фирмы «Air-cooled Motors». Задумки конструкторов, при движении по ровным участкам дороги, должно было хватать мощности одного двигателя, тогда как при движении в гору подключался второй. Все это оказалось простым на бумаге, но на практике конструкция двигателей и специальной трансмиссии оказалась чрезвычайно сложной и ненадежной.
В общем, дальше презентации и пары тройки пробных поездок дело у Грэйхаундовских инженеров так и не продвинулось. GX-1 поставили на прикол и в конце концов отправили на лом. Вопрос создания нового поколения послевоенных автобусов в течение некоторого времени так и оставался в подвешенном состоянии, пока за его решение не взялись представители Джанерал Моторс и, в честности, инженеры бывшего подразделения Yellow Coach в 43 году переименованного в GMC Track & Coach. Уже осенью 1948 года руководство Грэйхаунд был предъявлен прототип GX-2, дизайн которого снова был разработан Раймандом Лоуи. Он-то и получил имя «Scenic Cruiser». В отличие от GX-1, который, по сути, являлся двухэтажным. GX-2 был двухуровневым. При такой компоновке водитель, двигатель, 10 пассажиров, а также туалет и огромный багажный отсек располагались на нижнем уровне, а еще 33 пассажира размещались на втором уровне на более высокой позиции. Уровни разделялись между собой лишь несколькими ступенями, а не полноценной лестницей как при двухэтажной компоновке.
Места на втором уровне, расположенные значительно выше уровня дороги, обеспечивали пассажирам прекрасный обзор, ведь у автобуса имелось панорамное остекление, сохранившееся в слегка измененной форме и на серийной модели автобуса, получившей боковые окна длиной в метр 80 каждое. Этот второй уровень и должен был стать главной особенностью, привлекающей пассажиров к путешествиям на автобусных линиях Greyhound. Впрочем, идея двухуровневого дизайна для пассажирского автобуса была далеко не нова. Еще в 1928 году нечто очень-очень похожее была представлена на капотной модели Cherokee от калифорнийской компании Pickwick Stages, причем у нее даже водитель получил собственный отсек с высокой позиции.
А в 1937 году компания Kenworth вывела свою версию двухпалубного автобуса с бескапотной компоновкой. Существовали и другие компании, производившие подобные модели, к примеру испанская фирма Pegaso, в 49 году также представила двухуровневую модель Z403.
Фактически Райманд Лоуи ничего нового не изобрел, он лишь позаимствовал уже существовавшую идею и переосмыслил ее в более современной форме, добавив
новому автобусу в весьма солидный внешний декор с отделкой из нержавейки.
Примечательно, что прототип GX-2 имел длину в 40 футов, то есть 12 метров 19 сантиметров. Тогда как в большинстве американских штатов, к началу 50-х все еще действовало ограничение на длину транспортного средства в 35 футов. Или 10 метров 67 сантиметров.
Предполагается, что боссом компании Greyhound и General Motors понадобилось несколько лет, чтобы пролоббировать в правительстве изменения в законе, о допустимой длине транспорта. И именно по этой причине «Scenic Cruiser» вышел на дороги лишь в начале 1954 года, через пять лет после презентации прототипа GX-2.
Впрочем, все это время было потрачено не только на ожидание решения вопроса с длиной, ведь у GX-2 имелось та же проблема, что и у GX-1, а именно недостаток мощности.
Оригинальный прототип приводился в движение дизелем 671, развивавшим 200 лошадей.
Но их все-таки было недостаточно для полностью загруженного 12-метрового двухпалубного монстра. На протяжении нескольких лет инженеры GM вносили в конструкцию двигателя 671 различные изменения, чтобы увеличить мощность без потери надежности и топливной эффективности. Но из этой затеи так ничего и не вышло, поэтому для серийной версии «Scenic Cruiser», которая была продемонстрирована в конце 53-го года, была создана специальная силовая установка, состоявшая из двух, соединенных между собой через гидромуфту четырехцилиндровых дизелей detroit 471 мощностью по 150 лошадиных сил каждой.
Вся эта конструкция с суммарным крутящим моментом в 1016 н.м. работала в связке со специальной трехскоростной механической трансмиссии с понижающим рядом. Серийная версия автобуса получила внутризаводской индекс PD4501, в нем литера Р обозначала слово Parlor, которым в железнодорожной отрасли обозначались вагоны повышенной комфортности. Буква D означала дизель, индекс 45 – это номинальное количество сидячих мест, которых на самом деле было 43, но еще два теоретически могли быть размещены вместо туалетной кабины. Цифра 1 отражала номер модели в новой серии автобусов PD 4500, которая в реальности так и осталась представленной лишь одной этой самой первой модели.
«Scenic Cruiser» создавались и предназначались исключительно для компании Greyhound, заключившей контракт на покупку партии из 500 таких машин.
С помощью этой модели боссы компании пытались привлечь к автобусным путешествиям на длинные дистанции представителей более обеспеченных слоев населения, которые до этого традиционно предпочитали пользоваться поездами или самолетами.
В своих рекламных материалах Greyhound пыталась продвинуть идею о том, что «Scenic Cruiser» с их комфортабельными сидениями современной туалетной комнатой, кондиционером и пневматической подвеской открывают новую великую эпоху в развитии междугородных пассажирских перевозок. По максимуму использовалась тема прекрасной обзорности с мест второго уровня, благодаря которой пассажиры смогли бы наслаждаться великолепными видами проплывающей мимо Америки.
В реальности «Scenic Cruiser» так и не смог переманить на сторону автобусов тех обеспеченных пассажиров, которые ездили на поездах и летали на самолетах.
Но простые работяги с не слишком высокими доходами сумели по достоинству оценить все прелести «Scenic Cruiser». Именно благодаря бешенной популярности у простых американцев эти автобусы и превратились в настоящую икону 50-х годов, а компания Greyhound оперативно заключила контракт с General Motors на покупку еще 500 «Scenic Cruiser». Но, к сожалению, на этом все и остановилось. И общий тираж PD4501 построенных для Greyhound между 54 и 56 годами составил лишь 1 тысячу экземпляров, плюс 1 первый прототип GX-2. Все дело в том, что, вызывавший восторг у пассажиров и прохожих «Scenic Cruiser», стал настоящей головной болью для Greyhound. Особенно для механиков компании, испытывавших серьезные проблемы во время ремонта и обслуживания из-за новизны этих машин. Но главной проблемой «Scenic Cruiser»стали их сдвоенные силовые установки и новые трансмиссии, созданные в впопыхах и непрошедшие долгосрочных испытаний на надежность и по этой причине выходившие из строя гораздо чаще, чем того хотелось бы.
Тем не менее, «Scenic Cruiser»с этими проблемными моторами продолжали колесить по Америке, привлекая к автобусному сообщению все большее и большее количество новых пассажиров. Проблема с двигателями и трансмиссиями была решена лишь в 1961 году, когда Дженерал Моторс представила свой новейший восьмицилиндровый Vобразный дизель DETROIT 8V71, с объемом в 9,3 литра, развивавшей 318 лошадиных сил мощности и около 1200 ньютон метров крутящего момента.
По заказу Greyhound, компания Marmon Herrington, переоснастила все оставшиеся
«Scenic Cruiserы» двигателями 8V71, присоединёнными к четырёхступенчатым механическим коробкам SPICER. Кроме того, автобусы были полностью отремонтированы, перекрашены в новое фирменное цвета и получили имя «Super
Scenic Cruiser».
Этих автобусов было 979 штук, остальные к 1961 году были выведены из эксплуатации из за аварий и технических поломок. Всё это мероприятие обошлось в фирме Greyhound в 13 миллионов долларов. «Super Scenic Cruiser» продолжали оставаться в строю вплоть до середины 70-х годов. Как уже было сказано, GM PD-4501 «Super Scenic Cruiser» со временем превратился в один из символов Америки 50-х, 60-х годов прошлого века. Но кроме того, эта модель оказала серьёзное влияние на развитие всей автобусной индустрии США.
Во-первых, ненадёжность и частые поломки оригинальных моделей привели к конфликту между General Motors и Greyhound и последовавшим судебным тяжбам.
В итоге транспортный оператор сократил, а затем и полностью прекратил закупки автобусов у GM. И в середине 80-х корпорации пришлось уйти с рынка
междугородных автобусов. Даже несмотря на то, что ещё в 1966 году в продажу поступил духовный приемник Scenic Cruiser, автобус GM Buffalo.
Его тираж с 1966 по 1980 составил 2991 экземпляр. Во-вторых, популярность Scenic Cruiser подтолкнула других производителей автобусов к выпуску собственных двух уровневых моделей. На рынок вышли такие автобусы, как «Sultana Super Panaramico».
Или более стандартные модели Western Flyer, Flexible Vista Liner, а также Back DH1000.
Как уже было сказано, автобусный оператор Greyhound вывел «Super Scenic Cruiser» из эксплуатации в 1975 году. К тому моменту их парк насчитывал лишь 230 экземпляров.
Все они были проданы и продолжили работать на частных перевозчиков, а также в школах, церквях и других учреждениях, которым требовались машины для групповых путешествий. Если верить некоторым источникам, к настоящему моменту сохранилось не более в 80 «Super Scenic Cruiser» в достойном состоянии. Некоторые из них были трансформированы в автодома и продолжают использоваться по этому назначению.
В завершение нельзя не упомянуть о том, что концепция дизайна «Super Scenic Cruiser» легла в основу ещё одного интересного продукта General Motors, никак не связанного с автобусами. Это был универсал Oldsmobile Vista Cruiser, с его остеклённой крышей, приподнятой над задними сидениями.
Статья: В прошлом году выкинули кота из поезда, в этом году высадили старушку ночью на мороз: новый инцидент, связанный с РЖД,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: Мечтал перерезать горло одноклассникам полтора года. Где дети-мигранты получают прививку ненависти к России?,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Кто мял мою сковородку? Пришла посылка "Озон": удивление и недоумение!,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Пенсия – 17 100. Бесит? Нет, уже смешно! Накипело? Давно уж перебродило...,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Парадоксально, но факт: большинство граждан поддерживает должников и одобряют неплатежи по ЖКХ. По следам публикации 9111,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Жуть какая.
Офигенная статья! Столько нового узнал! Спасибо за труд!
Ну то есть дутое величие, что прям очень храктерно для Америки.
Интересно. Спасибо