Интригующая дворцовая драма Потоп
Обзор «Потопа»: интригующая дворцовая драма, повествующая о последних днях самой легендарной королевской пары Франции.
Гийом Кане и Мелани Лоран играют Людовика XVI и Марию-Антуанетту в последнем фильме итальянского режиссера Джанлуки Йодиче, открывающем кинофестиваль в Локарно.
Знаменитая французская поговорка «После меня хоть потоп» часто приписывается Людовику XV, который использовал ее, чтобы выразить свое полное безразличие к тому, что произойдет с миром после его собственной кончины. Если все развалится, что ж, очень жаль.
И все же именно внук короля, Людовик XVI, отстраненный от власти во время Французской революции и погибший на гильотине, наиболее применим к этой цитате. Его смерть, а также смерть его жены Марии-Антуанетты, ознаменовали конец монархии и пик правления террора. Это также стало началом одной из первых современных демократий со всеми ее величиями и недостатками. Неприятные последние дни Людовика XVI и Марии-Антуанетты являются темой фильма «Потоп» итальянского режиссера Джанлуки Йодиче, который фокусируется исключительно на периоде, когда королевская чета содержалась в плену перед их публичной казнью — хотя здесь упоминается только смерть Людовика.
Это тема, которая была второстепенной в многочисленных других исторических драмах, начиная от « Марсельезы » Жана Ренуара и «Марии-Антуанетты » Софии Копполы и до «Прощай, моя королева» Бенуа Жако, которые обычно изображают жизнь короля и королевы до их падения в немилость. В этом пересказе эти двое уже достигли дна и вынуждены разбираться с последствиями, запертые вместе со своими детьми и несколькими верными слугами в тюрьме Тампль, мрачной крепости, расположенной в центре Парижа. Вынуждены бороться со своим проблемным браком, потерей огромного богатства и концом почти 1000-летнего монархического правления, пара, тем не менее, пытается извлечь из этого максимум пользы. Удивительно, но в итоге они становятся более уязвимыми и человечными, и даже достойными восхищения. Возможно, Революция не была для них такой уж плохой вещью.
Учитывая, что мы все знаем, чем заканчивается их история, Джодис и соавтор сценария Филиппо Гравино позволяют себе некоторую вольность в отношении того, что происходит до этого, изображая короля и королеву как персонажей, чьи многочисленные испытания помогают им расти как личностям.
Людовик ( Гийом Кане ) начинает как сбитый с толку правитель, который, кажется, находится не в своей тарелке. Но в итоге он становится знающим и любящим патриархом, способным умереть с достоинством. Мария-Антуанетта (Мелани Лоран) — переменчивая королевская боль, которую интересует только судьба ее последнего любовника. Но к тому времени, как ее мужа ведут на гильотину на площади Согласия перед сотнями людей, она проявляет как сочувствие, так и горячую преданность своей семье
Неясно, правда ли что-то из этого, и «Потоп» больше похож на спекулятивную фантастику, чем на исторические свидетельства. Судя по начальным титрам, история была вдохновлена дневником личного камердинера Людовика, Жана-Батиста Клери, которого здесь играет итальянский актер Фабрицио Ронджоне. Фильм также временами ощущается как извинение за французскую монархию, изображая короля и королеву как невинных жертв, а не как беспечных и часто беспощадных правителей, какими они были.
Между тем, революционеры в основном изображаются как кровожадные негодяи, пытающиеся унизить королевскую семью любыми возможными способами — включая одну сцену, где злобный тюремный охранник (Хьюго Диллон) принуждает Марию-Антуанетту к интимным отношениям, предлагая ей взамен определенные привилегии.
Хотя повествование местами кажется преувеличенным, тонкая игра Кане и Лорана помогает сделать знаменитую пару чем-то большим, чем просто карикатуры.
Как и в большинстве экранных образов, Людовик поначалу выглядит как унылый человек, не имеющий никакой связи с реальностью, игнорирующий рушащуюся у его ног империю и надеющийся, что Бог спустится и все исправит. Но Кане, которого едва можно узнать под всеми слоями протезов, также раскрывает другую сторону правителя, показывая, что он более ловок, чем мы себе представляли. Он, кажется, остро осознает многочисленные измены своей жены, принимая их как должное в королевском браке. И когда он узнает о своем смертном приговоре от рук республиканцев, он принимает его с большим достоинством, делая все возможное, чтобы облегчить удар по своей семье.
За исключением, возможно, неземного образа Кирстен Данст в фильме Копполы, Мария-Антуанетта никогда не была очень приятным персонажем в популярной культуре. Даже на церемонии открытия Олимпиады в Париже в этом году королева была показана поющей рок-оперу, радостно держащей в руках свою собственную отрубленную голову.
Но Лорену удается придать ей глубину и сострадание, изображая Марию-Антуанетту как женщину, достаточно умную, чтобы не замечать недостатки и лицемерие Людовика, чтобы сохранить приличие. «Мой муж — честный человек», — говорит она доверенному лицу в самом начале. «Его единственная вина в том, что он король».
Во второй половине фильма, когда становится ясно, что у падшей королевы нет выхода, актриса дает несколько вычурных, вызывающих отвращение всплесков эмоций. Но даже тогда она демонстрирует осознание того, насколько не в своей тарелке пара перед лицом массового общественного осуждения, говоря мужу в последнем откровении: «Мы играли в пьесе, но роли были слишком велики для нас».
Джодис заслуживает похвалы за то, что глубоко проникла в роль людей, к которым история была не так уж и благосклонна, и при этом никогда не уклонялась от темных сторон Французской революции: в год, последовавший за казнью Людовика, было убито около 40 000 человек, многие из них на гильотине. Недаром это время называли эпохой террора.
Если версия событий режиссера может показаться однобокой, то это потому, что его сострадание явно принадлежит его главным героям — двум аристократам, которые, вероятно, не были откровенно злыми, но представляли собой систему, которая накопила слишком много злых последствий для французского населения. Последние события в основном скрыты от зрителя, а действие ограничивается несколькими интерьерами, искусно запечатленными оператором Даниэле Сипри, который использует ряд изображений, напоминающих картины, напоминающие работы Питера Гринуэя.
Однако ограниченный масштаб фильма является его главным недостатком, не позволяя нам осознать монументальные изменения, происходящие прямо за стенами тюрьмы. То, что Людовик и Мария-Антуанетта игнорировали волю народа, пока она не вернулась, чтобы укусить их по-крупному, не означает, что режиссер должен был поступать так же, и Джодис, кажется, слишком увлечен своими героями, чтобы увидеть общую картину.
После их смерти наступил настоящий потоп, но он смыл столетия деспотизма, проложив путь миру, в котором мы живем сейчас. Потоп изображает это как конец, хотя на самом деле это было начало.
Источник: сайт новостей
В кино любят смещать акценты на отдельные аспекты, поэтому целостность восприятия меняется.