Попала на собеседование в колл-центр мошенников.
Как я была на собеседовании у преступников
Шёл 2003-ий год. Был месяц сентябрь. Позади пять лет Университета, лето на расслабоне, и новый этап - поиск работы. До того момента зарабатывала я репетиторством. То есть деньги у меня водились. Но для взрослой жизни и выползания из ямы, по сути социального дна, требовалось больше. Бытовые условия, в которых я жила в Самаре, были, мягко говоря, не совсем комфортными. А на съём квартиры я не зарабатывала. Об удачном замужестве не мечтала. Мне везло не совсем на "принцев на белом коне". Молодые люди привносили в мою жизнь только дополнительные хлопоты и переживания. Жизнь показывала и доказывала, что рассчитывать надо только на себя.
Секретный колл-центр без вывески
Работу я искала по газетным объявлениям и даже обратилась в некую "биржу трудоустройства". То была, конечно, частная контора, а никакая не биржа. Деньги они брали не за вакансии, а комиссию от зарплаты первого месяца работы в случае трудоустройства. Предлагали всякие отбросы. Вакансии мусорного характера. На которые никто в здравом уме и твёрдой памяти не пошёл бы. Но надежда на них всё же была. А она, как вы знаете, увядает последней. Газеты, в которых тогда публиковались объявления с вакансиями, были "Из рук в руки" и какие-то ещё, в которых были только объявления и реклама. Интернет был на стадии уже не зачаточном, а, скорее, напоминал младенца. Уже говорил "Агу!" и "ма-ма!".
Вакансия на сверх-заработок
Звонит мне, значит, сотрудница "биржи трудоустройства" и предлагает вакансию диспетчера на телефоне. Зарплату не говорит - мол, на месте, при собеседовании. Сдельная, мол, оплата. От качества вашей работы зависеть будет. Тогда это была частая практика. Зарплату на входе называли редкие организации. Многие платили в конверте. И назначали её индивидуально. Не скажу, что та вакансия меня заинтересовала, но сходить было надо. Иначе "биржа трудоустройства" могла вычеркнуть меня из списка и перестать что-либо предлагать. К тому же, работы у меня ещё не было, а время свободное было.
Секретные коридоры
Найти ту организацию было непросто. Они шифровались. Помню, мне по телефону подробно описали здание, вход, этаж, где лестница, и как найти нужный офис. Никаких вывесок. А был это колл-центр магазина на диване.
Магазин на диване
Не знаю, есть ли они сейчас, так как телевизора у меня нет, а тогда по телевизору часто что-то продавали. В памяти всплывают массажёры, пояс из собачьей шерсти и разные прибамбасы для здоровья, дома и быта.
Некоторые телемагазины цены на товары озвучивали прямо по ТВ, а были такие, которые цену не называли. Зрители звонили по номеру телефона, указанному на экране, и им уже пытались продать пояс или массажёр по какой-то цене, которую назначал начальник колл-центра. Цена могла быть любая. Более опытным "диспетчерам" позволялось назначать цену самостоятельно. Им сообщался нижний предел, и они понимали, что любая сумма выше - это их заработок. То есть процент от этой суммы. Фактически, процент от сверх-наценки. Насколько "обуешь" покупателя, с такой суммы свой процент и получишь.
Целевая аудитория и методика продаж
❗Предупреждаю, что информация в этом абзаце будет циничная. Чувствительному читателю может быть не по себе.
Основная целевая аудитория - пенсионеры, у которых есть похоронные сбережения. Базовые установки для работы диспетчера такие:
Стариков не жалеть
Раскрутить их на максимальную сумму
Постараться продать что-то в дополнение под видом подарка, накрутив максимально на стоимость товара, который изначально заинтересовал
У всех бабушек, которые звонят по телевизорному объявлению, деньги есть
Чтобы не испытывать угрызений совести и не воспринимать общение с потенциальными жертвами на свой счёт, от диспетчера требовалось придумать себе образ, включающий псевдоним - вымышленные имя и отчество. При первом же звонке представиться. А также возраст. Необходимо было придумать себе роль врача и максимально в неё вжиться. Разрешалось даже принести в офис белый халат и надеть его для работы по телефону. Начальница колл-центра уверяла, что больше всех зарабатывают те, кто хорошо вживаются в роль врача. Если это - пояс из шерсти, массажёр или какой-то ещё прибамбас для здоровья. То есть предлагалось втридорога продавать товары из-под полы
Магазина нет
Физически магазина нет. Товары телезрителям доставляют курьеры. Документы на продажу липовые. Адрес магазина указан несуществующий. Найти и предъявить претензии некуда. Назойливого жалобщика легко игнорировать. Его номер телефона можно было внести в чёрный список. Нагревалово по полной. Представь себя "Малышевой" и втирай про пользу какого-нибудь аппарата Шиванского (вымысел автора канала). Вот такая работа предлагалась.
Рабочее место и скрипты
Рабочее место представляло из себя стол, с трёх сторон отгороженный перегородками. На столе телефон н листы со скриптом.
Скрипт - это текст, который нужно читать с листа или выучить и использовать в разговоре с потенциальными покупателями. Включает в себя возможные вопросы от телезрителей и ответы на них. Ответы на возражения, провокационные вопросы, побуждающие к принятию решения, и манипулятивные реплики.
Рабочий график
Рабочий день был с 9-ти утра до 9-ти вечера, два через два. Именно в этом диапазоне показывались по телевизору рекламные ролики с товарами того магазина на диване. От "диспетчера" требовалось проводить 12 часов за столом с перегородками. На улицу выходить в течение рабочего дня было запрещено. Обедать можно было в специальной комнате и очень быстро. Полноценный обеденный перерыв там не предусматривлся.
Трудоустройство
Поскольку контора была полностью нелегальная, ни о каком официальном трудоустройстве речь не шла. Более того, они требовали паспортные данные, то есть снимали копию с паспорта, и давали понять, что теперь ты у них на крючке. Что, мол, знают адрес твоей прописки, где тебя искать, и если вздумаешь о них кому-то рассказать, трындец тебе. Всё строго конфиденциально, а то снег башка попадёт и совсем эдаким будешь. Сказала мне тётенька, проводившая со мной собеседование. Никому о том, где работаешь, не говорить. О том, куда ходила на собеседование - тоже. Ни слова, а то ай-яй-яй сделают. Начало двухтысячных местами ещё попахивало девяностыми. Кстати, перед началом собеседования мне дали подписать некий договор о конфиденциальности, дали заполнить анкету с моими данными и сняли копию с моего паспорта. То есть собрали мои персональные данные и взяли подпись о неразглашении. Только не спрашивайте меня, друзья, как и почему я на это согласилась. Зелёная была. Да и время было такое.
Стоит учесть, друзья, что было мне тогда всего 22 года. Была я маленькая, худенькая и вид имела наивный и беззащитный. Уйдя из конторы после собеседования, я ещё долго приходила в себя. Коленки тряслись, то и дело прошибал холодный пот. Тётеньке удалось меня запугать больше, чем заинтересовать высокими заработками. А зарабатывали там по 40 тысяч в месяц. Для справки, нормальной тогда считалась зарплата в 5-6 тысяч рублей. Сорок тысяч - это был космос. Особенно, учитывая отсутствие опыта работы.
Реальные заработки
Мне удалось там пообщаться с одной из лучших сотрудниц. Она честно сказала, что действительно зарабатывает по 40-45 тысяч. Что всё платят. Но я всё же испугалась всей этой темы сильнее, чем хотела денег. Стоит признать, идея обманывать бабушек и дедушек мне вовсе не пришлась по вкусу. Я представила на их месте свою на тот момент уже почившую бабушку, которая при жизни верила всему, что показывали и говорили по телевизору. Мне не хотелось примкнуть к одному из отрядов, служащих тёмным силам. Не видела я себя там. Не мой это путь.
Один год спустя
Так совпало, что, спустя год, я встретилась с той лучшей сотруднцей мошеннического колл-центра в организации, куда меня приняли на должность руководителя Инфоцентра. До этого я около года проработала менеджером по продажам в конкурирующей фирме. По-честному, официально, без возможности накручивать баснословные наценки к стоимости продукта. Та девушка работала в отделе телемаркетинга, а я пришла руководить - и тем телемаркетингом, и организационной деятельностью по части проведения специализированных семинаров для бухгалтеров и финансовых директоров. Нет, экономического и бухгалтерского образования у меня не было, но в теме я разбиралась - достаточно для того, чтобы организовывать и руководить. Короче, спустя год мы оказались на разных позициях. Тот год здорово меня изменил. Я прошла какую-то невероятную школу жизни.
Тогда я снова уточнила у неё, правда ли она получала 40 тысяч в том секретом мошенническом колл-центре. Она подтвердила. И рассказала, что контора прекратила свою деятельность, потому что её прикрыли. Кто-то заявил в милицию и в прокуратуру, и сказочке пришёл конец. Но, скажу честно, друзья, ту девчонку я воспринимала как преступницу. Как если бы она имела судимость. Сторонилась её. И про себя радовалась, что она не в моём прямом подчинении. Между нами была ещё одна женщина - начальник отдела телемаркетинга, которая уже подчинялась мне. В общем, будь моя воля, я бы ту девушку уволила. Потому что до этого она работала на "корпорацию зла". Однако, работники, работавшие в отделе до моего туда прихода, были не в моей компетенции. Работала та девушка исправно. Прибыль фирме приносила. Пугало меня в ней то, что она ни разу не высказала ни слова сожаления о том нечестном способе заработка. Она только сожалела, что работа та прекратилась. Хорошие платили деньги. Отнятые обманом у пенсионеров. Она лично раскручивала на сверхдорогие покупки бабушек и дедушек.
Как работают сегодня
Технологии мошенников, от которых мы получаем звонки сегодня, во многом схожи с теми, что были 20 лет назад. В колл-центры принимают на работу молодых, неопытных, амбициозных, нуждающихся в заработке и психологически податливых девушек и парней. Также, туда приходят и полностью зрелые люди, со сформировавшимся у них презрением и ненавистью к людям. Они осознают, чем будут заниматься, и считают себя исполнителями эдакой системы наказания, которая отбирает у людей нажитые ими и скопленные денежные средства, а также загоняет в долги и кредиты. Эдакие вершители судеб. Сломать человеку жизнь и заработать на этом для таких людей - чистое удовольствие
Не воры, а работники
Работники колл-центров ни на кого не нападают, ни у кого не воруют кошельки и деньги. Они выполняют работу. Разговаривают по скрипту. Всё. Они даже денег своих жертв сами не получают. Эти деньги идут на какие-то счета, к которым телефонные "диспетчеры" никакого доступа не имеют. Им платят зарплату. Проценты от привлечённого дохода.
О том, какие психологические приёмы используют телефонные мошенники, и почему на них попадают так много здравомыслящих людей, читайте в этой статье. Просто нажмите на текст синего цвета.
Это очень широкая ниша, и раз она работает значит много желающих.
Способы мошенничества растут, потому что растёт число тех, кто ненавидит людей.
Даже на этом сайте видно человеконенавистников.